14 декабря 60-летие отмечает любимец публики заслуженный артист России Сергей Барковский. Чтобы увидеть кумира, петербургские театралы с удовольствием приходят на разные площадки. Но все же все три десятилетия его домом остается Молодежный театр. За эти годы Барковский играл во многих спектаклях, которые, к сожалению, ушли со сцены: «Касатка», «Дни Турбиных», «Двенадцатая ночь», «Ночь ошибок» лишь немногие из них. Но каков сегодняшний «молодежный» портрет Барковского?.. Из каких ролей в родном театре складывается его актуальный творческий образ?..
16 декабря на Большой сцене Молодежного театра состоится ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР СЕРГЕЯ БАРКОВСКОГО.
Генри Сент-Джон (виконт Болингброк) в «Стакане воды» (М. Черняк)
Пьеса Эжена Скриба - достойный образец блистательной комедии интриги. Деньги, власть, честь, дружба и любовь складываются в настоящую шахматную партию, которой и руководит герой Барковского. Этот хитрец и философ ловко переставляет фигуры и вызывает целую бурю страстей! Изящная, остроумная пьеса – достойная основа для «костюмного» спектакля, в котором грамотное ведение действия, осуществляемое главным героем, становится залогом успеха спектакля.
Карл в «Жаворонке» (С. Спивак, А. Дежонов)
Пьеса Жана Ануя - интеллектуальная драма о призвании человека, о предназначении. Жанна Д’Арк, сумевшая поднять Францию на борьбу с англичанами, платит суровую цену за право войти в историю. «Заразить идеей» ей нужно всех – от простого солдата до короля Карла. В исполнении Сергея Барковского король – мудрый хулиган. Он предпочитает развлекаться, играть роль своего шута, и в этом и есть его волевое решение – вокруг слишком много тех, кто хочет изменить историю, и поэтому иногда мудрее и проще отступить.
Чебутыкин в «Трех сестрах» (С. Спивак, В. Заморин)
Чебутыкин Барковского проживает сценическую жизнь глубоко и пронзительно. От него не оторвать глаз – кажется, его путь завершается на глазах зрителя. Чебутыкин всю жизнь провел рядом с семьей Прозоровых, ведь эта семья в самых смелых мечтах могла бы быть его – так сильно он любил жену главы семейства… В исполнении Барковского Иван Романович – талисман Прозоровых, настоящий домовой, ангел-хранитель. А еще ненавязчивый летописец: не имея своей собственной жизни, он внимательно наблюдает за судьбой таких родных, но таких чужих людей…
Тартюф в одноименном спектакле (А. Андреев)
Известная пьеса Мольера привлекает театр уже не одно столетие. Но до сих пор мы задаёмся вопросом: кто же такой Тартюф? Образец лицемерия и обмана, подлости и подхалимства? Мелкий плут, пройдоха? Или необычайно талантливый мошенник, сумевший «ослепить» своим обаянием уважаемого отца семейства? Тартюф - виртуоз манипуляции и азартный игрок, получающий удовольствия от своей рискованной игры. Но Барковский в этой роли развенчивает зловеще-властную энергию героя, способную поработить волю окружающих. Его Тартюф ровно таков, каково общество вокруг него, он в равной степени и победитель, и жертва.
Доменико Сориано в «Семье Сориано, или Итальянской комедии» (С. Спивак)
Вкус к яркой театральной форме и комедийный талант артиста здесь проявились в полной мере! Но за внешней театральностью обнаруживается ещё один пласт — поиск ответов на вопросы серьёзные и волнующие каждого. Главный герой открывает для себя новые ценности, и его Дом — в начале хрупкий, как карточное строение, — становится настоящей крепостью. Артисты Сергей Барковский и Наталья Суркова на первый план выводят страстную «битву» между Мужчиной Женщиной, которая есть ни что иное как нелёгкий путь к созданию семьи — союза, где каждый несёт часть своей ответственности, стремится сохранить целое, не потеряв себя.
«История села Горюхина», «Авдей Флюгарин», «Жуковский. Прощание» (А. Андреев)
Уникальным творческим событием в биографии Сергея Барковского стала трилогия моноспектаклей о судьбе А.С. Пушкина, созданная в Пушкинском театральном центре, а ныне играемая на площадке Молодежного театра. Моноспектакли являют зрителю личность самого Пушкина, образ его антагониста – Фаддея Булгарина, издателя газеты «Северная пчела», которому поэт дал едкое прозвище Авдей Флюгарин, а также мудрость учителя и друга гения – Василия Андреевича Жуковского. И в каждом спектакле Барковский пробует разные жанры: перед зрителем предстает «презентация рукописи Ивана Петровича Белкина», комедия масок, рождённая вереницей эпиграмм Пушкина и текстов Булгарина, и трагедия судьбы Поэта в России.
Абель Знорко в «Загадочных вариациях» (С. Спивак, Д. Камошина)
Пьеса-дуэль Эрика-Эмманюэля Шмитта максимально натуралистично обнажает души двух героев. Любовь к одной и той же женщине определила их характеры и судьбы, познакомила друг с другом, изменила до неузнаваемости.
Абель Знорко Барковского, писатель, лауреат Нобелевской премии, - поначалу человек самовлюбленный, презирающий социум, позволяющий себе цинично насмехаться над людьми, которых он считает ниже себя по интеллекту, таланту и праву на оценку. Эти качества сноба и мизантропа, легко раздражающегося на мир, Барковский выявляет у своего экспрессивного героя в каждом жесте, движении, интонации. Его высокомерный и эгоистичный герой демонстрирует полную оторванность от реальности. Тем ярче его последующее преображение: оппонент вносит в жизнь Знорко незнакомые ему доселе растерянность, страх перед действительностью, человеческую слабость. Сергей Барковский весь спектакль минута за минутой по крупицам выстраивает эту трансформацию.
Жан-Батист Поклен де Мольер в «Кабале святош/Мольер» (С. Спивак, Н. Архипова)
Михаил Булгаков, обращаясь к биографии великого французского комедиографа, в образе Мольера стремился дать образ не столько гениального художника, фигуру историческую, сколько простого, живого человека, с его надеждами, успехами и ошибками. Сергей Барковский идет вслед за автором и режиссером спектакля. Его Мольер будучи личностью неординарной, занят сразу всем: он руководит театром, сам ставит спектакли и играет на сцене, пишет пьесы, ищет расположения короля Людовика, строит личную жизнь. Он способен на многое, но Барковский не воспевает Мольера за это, не ставит его на пьедестал. Мольер Барковского - влюбленный, иногда наивный, одержимый творчеством, доверчивый, порой недальновидный и невнимательный к ближнему. Отринув все возможные штампы, Барковский делает своего героя живым, настоящим, объемным и, главное, свободным, любящим жизнь, несмотря ни на что. Он делает великого человека близким и понятным каждому.
Семен Гаврилыч Пашков в "Оружии сердец" (Ю. Цуркану)
Превосходен Сергей Барковский в роли Семёна. Его герой – человек, который, оставшись в полном одиночестве, посвятил себя работе и всесторонней помощи эвакуированным, не привыкшим к таким суровым условиям климата и быта. Зародившаяся в нём любовь к Ольге даёт ему как бы вторую жизнь, и он живёт этой любовью, заботясь и о ней, и о её детях как о своих родных. Удивительная искренность артиста, пластика, мимика, походка, вариации голоса – он своей игрой трогает до глубины души. Когда в посёлок приезжает Алексей, Семён прячется за прислонённую к стене доску и прикрывается ею. Это вызывает у зрителей боль сопереживания: жизнь Семёна кончается, ему не для кого больше жить. Но эта сцена – в конце спектакля.