Статья третья: Не в деньгах счастье.
На основе чего юрист, являющийся истинно верующим, православным человеком, должен формировать в себе отношение к греху сребролюбия и бороться с упомянутым искушением? Прежде всего, на основе знаний новозаветных заповедей, Священного Писания, советов Святых Отцов и установлений Святой Церкви Христовой. Сребролюбие, служение материальному есть идолопоклонство в чистом виде, поклонение «золотому тельцу» (хотя, конечно, любая страсть – идол). В писании сказано, что «Нельзя служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24), то есть богатству. Духовные ценности постепенно перестают существовать для человека, который целью своего существования считает служение материальным благам. Его душа наполняется другим содержанием, помыслы и думы о земных благах и ценностях не оставляют места для духовного. Не случайно сказано, что «Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23). Богу в нашем сердце нужно место, чтобы за что-то удержаться в душе человека. Тогда человеку можно помочь.
А если сердце, душа заняты только материальным, причем заняты много лет, практически всю жизнь? Если правильная оценка греха сребролюбия стала доступна для человека уже в преклонном возрасте? Если человек многого добился и разбогател задолго до своего духовного прозрения? Разумеется, это не значит, что легко спастись нищему, бедному человеку. Нищета ведь тоже порождает многочисленные пороки: зависть, самолюбие, уныние, ропот и т.д. Но в Евангелии сказано именно о трудностях спасения для богатого. И из истории Святой Церкви видно, что и Христос, и апостолы были очень бедны. То есть, неимущих христиан во все времена было гораздо больше.
Хотя среди святых были люди и весьма богатые: Авраам, цари Давид, Соломон, православные императоры… Между тем, противоречий между уровнем достатка и принадлежностью человека к христианской вере не существует: нельзя примитивно толковать этот вопрос, основываясь лишь на цитатах из Евангелия, вырванных из контекста. Главное правило в этом случае, как известно, заключается в том, что не богатство само по себе является грехом, а отношение к этому богатству. И применять это правило на практике не так сложно, если постоянно помнить, что все, что дает нам Господь, в том числе и наше богатство, нам не принадлежит и что все мы - лишь временные управители, приставники над всем этим, поскольку все это – Божие.
Из этого следует, что долг каждого истинного христианина - вернуть то, что нам дано Господом Богом, но не просто вернуть, а вернуть с процентами, приумножить, используя эти дары на помощь ближним и для спасения души. В Евангелии мы находим немало притчей – кратких историй – о богатых и богатстве. Некоторые из них говорят о правильном отношении к богатству, а некоторые очень наглядно, образно показывают безумие людей, живущих только земными, тленными ценностями.
В Евангелии от Луки есть такой рассказ: «У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: “Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих”. И сказал: “Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись”. Но Бог сказал ему: “Безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?”. Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16–21). Святой праведный Иоанн Кронштадтский, толкуя эту притчу, как бы вопрошает богача: Что ты безумствуешь, говоря: «Некуда мне собрать плодов моих»? Как некуда? Вот тебе житницы – руки бедных: преподай дары благости Божией, данные для многих, многим бедным и получи за это от Господа прощение грехов и велию милость; поступив таким образом, ты поступишь сообразно с волей Божией, ибо Господь дает нам избытки для вспоможения бедным, «ибо милостивии сами помилованы будут». В притче этой вовсе не осуждается богатство, а осуждается отношение к нему богача. Он всю жизнь прожил в кутежах и веселии, и даже стоя на пороге смерти, так и не понял, зачем Бог дал ему это имение. А оно дается только для одного: чтобы материальные сокровища превращать в духовные, нетленные. Помогать нуждающимся, делать добрые дела, украшать храмы и вообще спасать душу данным тебе богатством. Но для богатого человека все это не так непросто, поскольку жизнь в роскоши целиком и полностью поглощает его, становится привычной (к хорошему, говорят, быстро привыкаешь, только к хорошему ли?), делает нечувствительным к чужой боли.
Только вот нам кажется весьма спорным расхожее утверждение по поводу того, что человеку, не испытавшему, что такое бедность, сложно понять голодного и обездоленного (вспомните поговорку «Сытый голодного не разумеет»). Разве не встречались вам очень богатые люди, начинавшие свой жизненный путь в нищете, которые именно по этой причине не только не способны сочувствовать и сопереживать, но и умышленно ограждают себя от любых контактов с человеческими бедами и страданиями? Разве нет в вашем окружении разбогатевших бывших друзей и даже родственников, которые принципиально прекратили все отношения со своими менее удачливыми знакомыми именно потому, что стремятся любой ценой оградить себя и своих близких от необходимости сострадать, оказывать помощь, жертвовать и вообще думать о чем-либо, кроме собственного материального блага, удовольствий и развлечений?
Ведь у богатых и преуспевающих людей часто вырабатывается не просто негативное отношение, но просто ненависть к тем, кто обращается к ним за помощью и содействием, они оберегают нажитое и стараются сохранить свое богатство любой ценой. Видимо, дело не в том, какой ценой добыто богатство, а в том, какими глазами человек смотрит на мир, чем наполнена его душа, есть ли в этой душе место для Господа Бога, его заповедей, Евангельского учения? К чему этот человек стремится, к временным удовольствиям в этой бренной жизни, или к вечному блаженству после завершения земного существования? Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти, размышляя над обозначенной проблемой в серии статей под общей рубрикой «Православная вера и профессия юриста».
Мы не боимся ошибочных и спорных выводов и заключений, поскольку, согласитесь, тема-то очень сложная и многогранная, находящаяся на стыке юриспруденции, богословия, истории Православной Церкви, социальной психологии… Но именно методом проб и ошибок, как нам представляется, можно в этом случае не только найти рецепты от проблем, с которыми сталкивается почти каждый, активно практикующий, юрист, но и извлечь пользу для своей собственной души, подняться над житейскими проблемами на такую высоту, откуда все упомянутые проблемы покажутся мелкими и малозначительными. Очень надеемся, что в этом стремлении мы не одиноки и что кто-то захочет вместе с нами поразмышлять, примерить на себя, извлечь пользу для своей бессметной души.
Да благословит всех нас Господь Бог!