На минувшей неделе в Омске разбирались с последствиями первого снегопада. И уже по традиции – автомобилисты не успели переобуться, люди переодеться, дорожники почистить тротуары. А следом на дорогах образовался потоп… И омичи вынуждены были прыгать через лужи, а автомобилисты плыть и скользить. И вновь такая ситуация будто оказалась неожиданной для всех. Почему?
День жестянщика
Первый снег стал сюрпризом как для автомобилистов, так и для пешеходов. Более того, очереди на шиномонтажах продолжались ещё несколько дней. Видимо, большинство горожан не всегда прислушиваются к прогнозу погоды.
– Когда я выглянул в окно в понедельник, то был в шоке, всё заметено, – рассказал автомобилист Алексей Сергеевич. – Но ехать было надо. Дорога была ужасной. Колёса скользят, все еле тащатся, людей на переходах не видно.
Но и отпросившись с работы, мужчина поехал на шиномонтаж переобуваться, где простоял в очереди шесть часов.
На следующий день дороги стали получше, не такие скользкие, но многие автомобилисты продолжали гонять по городу на летней резине.
– А что было делать, я колёса на даче оставил, – прокомментировал автолюбитель Михаил Георгиевич. – Пришлось ехать, но в этот день на дороге всё было нормально, хотя на обратном пути пошёл снег.
Мужчина рассказал, что на шиномонтажке провёл три часа и уже ближе к 13.00 вышел работник этой конторы и сказал, что больше в очередь становиться не надо.
Многие водители явно пожалели в этот день, что не переобули машину заранее. Хотя понять их можно. Ведь по части замены шин есть чёткие рекомендации. И спешка тут так же неуместна, как и промедление.
– Рекомендуется менять летнюю резину на зимнюю, когда стабильно установится минусовая температура, – рассказал «Ч» заместитель начальника ОГИБДД УМВД России по городу Омску Владимир Бахарев. – Здесь важно понимать, что сильно заранее переобуваться не стоит. Шипы разрушают дорожное полотно, а также увеличивают тормозной путь на асфальте. Но и затягивать с этим небезопасно. Потому что на скользкой обледенелой дороге, когда сцепление колёс с дорожным покрытием снижается, шипованная резина работает очень хорошо. Благодаря шипам уменьшается тормозной путь, а также уменьшается вероятность пробуксовки на скользкой дороге.
Кроме того, Владимир Бахарев отметил, что с 1 сентября этого года вступило в силу жёсткое требование использовать шины по сезону. Летом, с июня по август, запрещено ездить на зимних шипованных покрышках. А в зимние месяцы – декабрь, январь и февраль включительно – не допускается эксплуатировать летние шины. За нарушение этого требования водителя могут оштрафовать на 500 рублей.
Рассказал он и о том, что резкое изменение погодных условий неблагоприятно повлияло на дорожно-транспортную ситуацию. Так, на минувшей неделе произошло 21 ДТП, и все они были по вине водителей.
– Хочу напомнить, что автомобилисты управляют средством повышенной опасности. И поэтому должны быть очень осторожны и особенно внимательны при ухудшении погодных условий, – напомнил Владимир Викторович. – Необходимо помнить, что обязательно должны быть включены фары, не забывать о том, что нужно плавно тормозить и двигаться с места, соблюдать дистанцию. А если по тем или иным причинам ваш автомобиль не подготовлен к гололёду, то лучше воздержаться от поездок на нём, пока вы не приведёте его в соответствие с сезонными нормами. Помните, что за рулём вы несёте ответственность за человеческие жизни и здоровье.
Упал, очнулся, гипс
Пострадали на прошлой неделе не только автомобилисты, но и пешеходы, которые не успели приспособиться к капризам погоды.
Вот бежит девушка на шпильках, в лёгком пальто. А вот мужчина с посиневшими губами пытается натянуть воротник от пальто на уши.
– Я даже обувь подходящую не успела достать, она у меня высоко-высоко в шкафу, – улыбается пенсионерка Мария Фёдоровна. – Ещё неделю назад мы работали в саду в одних футболках, и тут на тебе. Вышла в магазин и чуть шею себе не свернула.
Несмотря на то, что дворники встречались практически в каждом дворе, люди скользили и падали. Весьма вероятно, весь город не успели покрыть противогололёдными материалами. Да что уж скрывать, вряд ли ими хоть когда-то покрывали прямо весь город. Но с другой стороны, судя по испорченной иногда обуви, на это антискользящей смеси хватает.
– Замша портится только так от этой обработки, а её очень люблю, – вздыхает омичка Татьяна Николаевна.
Традиционно в эти дни некоторые омичи доскользили и до травмпунктов. Поэтому врачам скучать не пришлось. Хотя им практически всё время не до скуки.
Омские медики советуют омичам передвигаться по обледенелой и заснеженной дороге осторожно, наступая на всю подошву. Особенно опасны падения на спину: при таких падениях можно получить сотрясение мозга или сломать позвоночник. При этом, как показывает практика, чаще всего зимой омичи ломают руки. Так происходит, потому что при падении пострадавшие рефлекторно выставляют прямые руки вперёд и падают всем весом. Падать нужно правильно, на согнутые руки. Если чувствуете, что падаете, старайтесь сгруппироваться таким образом, чтобы упасть на бок для того, чтобы не повредить позвоночник, руки и лодыжки.
Но затем снег растаял, и омичи погрузились в лужи, которые образовались после таяния осадков. И теперь в некоторых местах, чтобы перейти дорогу, нужно переплыть лужу. Ведь как обычно вода скапливается возле многих переходов в городе. Тем не менее Управление дорожного хозяйства и благоустройства пыталось ликвидировать последствия потопа.
Хождение по кругу
После первого таяния снега только за два дня дорожники откачали почти 700 кубометров воды. Причём работы велись круглосуточно. Только с начала текущей недели городские службы снова борются со снегом. Как сообщили в департаменте городского хозяйства,30 октября на уборку омских улиц от снега и наледи направлено 322 единицы специальной техники. Также к работе привлечены 252 сотрудника городского Управления дорожного хозяйства и благоустройства. Кроме того, в то же время велась активная обработка проезжей части городских дорог и пешеходных зон пескосоляной смесью – использована 21 тонна реагента. Отмечено, что всего запас «пескосолянки» составляет 62 тысячи тонн. При необходимости количество будет увеличено.
Но сколько запасов на дорогах ни собери, проблемы остаются.
– Уже не раз говорил, что практически на всех светофорах в городе на дорогах есть колейность, – рассказал «Четвергу» кандидат технических наук Игорь Папакин. – Это результат неправильного содержания дорог. Кроме того, в городе практически отсутствуют ливнёвки. Ну и конечно, по некоторым районам видно, что, вероятно, не хватает снегоуборочной техники. Все эти проблемы нужно решать комплексно. Но они пока перетекают из года в год.
Ольга БОРОВАЯ.
Фото Андрея БАХТЕЕВА.