По данным последней переписи, российская деревня в целом по стране потеряла более 700 тысяч жителей. За последние тридцать лет у нас исчезло 25 тысяч сел, деревень и аулов. К ним стоит приплюсовать ещё 35 тысяч сёл, где проживает менее 10 человек. Как правило, это последние доживающие свой век старики, которым просто некуда уехать. Или люди, которые уже давно уехали в поисках работы в другие места, а выписаться из родного села не успели.
Больше всего вымерших поселков в средней полосе: более тысячи сёл полностью обезлюдели в Костромской, Смоленской, Ярославской, Тверской областях. Огромная депопуляция также характерна для сёл Северо-Запада: в Архангельской, Вологодской и Псковской областях. Сибирь и Дальний Восток также пустеет на глазах.
Причины вымирания в разных регионах во многом похожи. В небольших населённых пунктах идёт деиндустриализация, последние производства, дающие надежду и работу, закрываются. Деревенские жители в отсутствие жизненных перспектив бегут в более крупные сёла и города.
На этом фоне российская урбанизация признана самой стремительной в Европе. Многие российские города стали самыми быстро растущими, в том числе подмосковная Балашиха, Тюмень и Сургут, южные Краснодар и Сочи. Однако российская урбанизация - это просто миф. Мегаполисы увеличивают население не за счёт высокой рождаемости (как, например, столица Албании Тирана, растущая на 1,6% в год), а за счёт "высасывания" сельского населения.
Как спасти российское село от вымирания, федеральные власти могут спросить у руководителей республик Северного Кавказа, где село не вымирает, а скорее наоборот. Численность сельского населения не снизилась, а выросла в последнее десятилетие в Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии, Адыгее. В будущем будем равняться на них, но пока обратимся к опыту других стран.
В соседнем Казахстане численность населения в этом году приближается к 20 млн человек. За последние 20 лет количество жителей республики увеличилось почти на четверть. Страна сумела преодолеть последствия кризиса 1990-х годов, когда женщины боялись рожать детей, люди массово уезжали из страны. Казахстан за 20 лет вышел из демографического кризиса, и с разбегу попал в другой, который может создать стране массу новых проблем.
На севере Казахстана в семи областях пожилых людей оказалось больше, чем молодых. Причём три региона из семи стары безнадежно. Эти территории одни из самых ненаселенных и со стабильной отрицательной миграцией. К примеру, в Восточно-Казахстанской области за последние 10 лет выехала десятая часть населения региона. При общем населении в 5 млн человек на 2023 год и такой стабильной миграции сельские районы семи северных областей Казахстана рискуют скоро вымереть.
Одной из попыток не дать им вымереть стала программа переселения людей с юга на север. Но она не выстрелила. И сейчас перед руководством республики стоит большая проблема: как расселять людей по территории страны. Оказалось, что жителей даже одной страны из одного региона в другой по щелчку пальцев не переселишь.
В марте 2023 года представитель министерства труда и социальной защиты населения Казахстана сообщил, что за шесть лет реализации программы переселения, то есть с 2017 по 2022 годы, из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы переселились всего 41,7 тысячи человек. Из них в 2017 году - 4 тысячи человек, 2018 году – 6,8 тысячи человек, 2019 году – 9,1 тысячи человек, 2020 году – 5,8 тысячи человек, 2021 году – 8,1 тысячи человек.
Иначе говоря, огромные денежные вливания, выделенные на переселение и закрепление людей на новом месте, не смогли даже закрыть потери от миграции из северных регионов. Не говоря о том, чтобы переломить здесь демографическое старение. Так что выделение "дальневосточного гектара" и ненасильственное освоение Сибири России также вряд ли помогут. Почему - вопрос другой. Попробуем сначала ответить, что делать сейчас?
Да, российская деревня неожиданно оказалась в состоянии прокормить страну. Москва уже даже поддерживает продовольствием беднейшие страны мира. В село сейчас приходят новые технологии, и там, где раньше работали 200 человек, сегодня спокойно справляется 10-15 работников. Однако, что делать с заброшенными населёнными пунктами? Нужно ли их возрождать за счёт госбюджета, заселять представителями африканского континенты или Юго-Восточной Азии?
Давайте обратимся к опыту схожей с Россией по географическим признакам стране, к Канаде. И посмотрим в первую очередь на карту расселения на территории этого государства. Здесь наглядно видно, что основная масса населения страны живёт на юге. Больше 80% из 40 млн канадцев занимает узкую полосу шириной до 150 км вдоль границы с США. При этом Канада - вторая по площади страна мира. Зачем так плотно, когда земли много?
Руководство страны не видит смысла заселять северные регионы. Для развития достаточно иметь несколько десятков городков, которые выполняют роль опорных баз, откуда поступают ресурсы для работы горнодобывающих и лесозаготовительных компаний.
Канада - один из крупнейших производителей пшеницы, кукурузы, мяса, рыбы и продуктов переработки древесины. А также никеля, серы, урана, меди, свинца, золота, серебра, алюминия и титана. Уровень урбанизации Канады один из самых высоких в мире - 82 %. Она достигается за счёт малых городов, куда стягивается местное население.
Концентрация населения создает в малых городах рынок труда. В них развивается сервис, местное производство, промышленность, переработка сельхозпродукции. Властям в городах легче, чем в сёлах решать социальные проблемы: помощь пенсионерам, детские сады и школы.
Нужны люди для работы в сельском хозяйстве или на добыче полезных ископаемых – пожалуйста, желающие будут работать вахтовым методом.
Это нормальный и самый дешёвый путь развития. Не надо тянуть тысячи километров сетей электроснабжения и связи. Нет необходимости газифицировать каждую деревеньку. Не нужны капитальные дороги до каждого села. В то же время такой подход заставит отечественные предприятия вкладываться в новые технологии. Это поднимет требования к образованию работников и оплате их труда. Но также заставит вкладываться в научные разработки.
Давайте сначала попробуем адаптировать у себя в стране канадский опыт. А заселить Россию выходцами из других стран и континентов мы всегда успеем.
В статье использована информация из Свободной прессы и Каравана