Цикл, посвящённый оборудованию, которое стало привычным на современных автомобилях, но на самом деле имеет очень давнюю историю, которую при желании можно проследить чуть ли не до самой "зари автомобилизма". Сегодня - про различные варианты регулировки положения руля или рулевой колонки, которые появились очень рано, но по тем или иным причинам долгое время не могли завоевать массовой популярности.
Но для начала нам придётся определиться с тем, что именно мы понимаем под этими словами. К примеру, конструкции, позволяющие изменять положение и угол наклона рулевого колеса путём его складывания, сдвигания в сторону, наклонения, откидывания или смещения относительно рулевой колонки, стали появляться ещё в начале XX века - практически одновременно с рулевым колесом самим по себе:
Однако целью всех этих манипуляций была не регулировка положения руля ради повышения удобства водителя, а просто убирание его в сторону для упрощения посадки и высадки. Обычно подобные конструкции ассоциировались либо с женщинами в длинных платьях, либо с толстыми водителями, из-за чего такой руль и получил своё обиходное название - Fat Man Steering Wheel, "руль для толстяков". А водить автомобиль с ним в каком-либо положении, кроме основного рабочего, было бы или невозможно, или крайне неудобно.
Иногда пишут (в частности - в Википедии), что регулировку руля по наклону изобрёл в 1920 году американский фабрикант Эдвард Джеймс Лобделл. На его имя действительно оформлено много патентов на рулевые колёса - что и не удивительно с учётом того, что его фирма American Wood Rim Co. занималась их выпуском. Но, увы, все, которые мне удалось найти, тоже по сути описывают не регулируемое рулевое колесо, а убираемое в сторону, складывающееся или наклоняющееся для повышения удобства входа-выхода - и, как мы уже могли убедиться, в этой области он был далеко не первым:
Так что всё это была скорее предыстория данной опции, а не начало её истории. Кстати, аналогичные откидные рули, облегчающие попадание в автомобиль, всё ещё были в ходу в 1950-х годах - например, на спортивном Mercedes-Benz 300SL ("Крыло чайки"):
Первой же получившей достаточно широкое распространение конструкцией, которую можно было бы назвать именно регулировкой рабочего положения руля, судя по всему была так называемая "телескопическая" рулевая колонка, запатентованная Фрэнком Уильямом Блумелом (Блюмелем) в Англии в 1935...1937 годах (и далее - в США и других странах):
Как видно из приведённого выше изображения, изобретённый им механизм регулировки не отличался сложностью: для фиксации рулевого колеса на выполненных на рулевом валу мелких продольных шлицах (18) использовалась обычная цанга (13), которая ослаблялась и затягивалась установленной на ступице самого руля конической гайкой с насечкой (16). В общем - если вы когда-либо работали на современном фрезерном станке с цанговым патроном, конструкция должна быть вам знакома, только вместо хвостовика фрезы в цанге зажимается рулевой вал.
Регулируемое по вылету рулевое колесо системы братьев Блюмель серийно выпускалось принадлежавшей им фирмой, занимавшейся производством комплектующих и аксессуаров для автомобилей и нашло довольно широкое применение на дорогих довоенных британских автомобилях - перечень моделей, на которых оно в своё время входило в базовое оснащение, вы можете найти на картинке выше.
Впоследствии ту же самую идею подхватили и другие производители, в том числе и за пределами Англии - так регулировка вылета рулевого колеса в виде муфты на рулевом валу и цангового зажима появилось, к примеру, на американских Nash-Healey 1951-1954 годов и Ford Thunderbird 1955-1957 годов. Где она была далеко не лишней ввиду тесноты салона этих спортивных автомобилей, из-за которой у высоких водителей колени частенько упирались в руль:
Почему такая несложная, но в общем-то очень удобная и полезная вещь уже тогда не получила повсеместного распространения - не совсем понятно, но судя по всему причиной стало появление другой опции, в те годы, видимо, считавшийся более нужной и актуальной - расположенного на рулевой колонке переключения передач. Во всяком случае - общим моментом всех упомянутых выше автомобилей было именно размещение рычага коробки передач на полу, а не под рулём, как это стало модно начиная с конца 1930-х годов. Хотя, в общем-то, какой-то неразрешимой технической проблемы в их совмещении друг с другом по сути не было; например, вал переключения передач можно было также оснастить скользящими шлицами, позволяющими ему менять длину вместе с рулевой колонкой, или просто установить таким образом, чтобы изменение её длины его не затрагивало.
Видимо, водители тех лет попросту "не распробовали" регулируемое по вылету рулевое колесо, и к концу пятидесятых о нём забыли практически все, кроме британских люксовых и/или спортивных марок, вроде "Ягуара", "Астон-Мартина" или "Триумфа". Стоит также отметить, что, пожалуй, у большей части не спортивных автомобилей вплоть до конца пятидесятых годов посадка была довольно высокой, а положение руля - более-менее приемлемо для большинства водителей; да и сам руль, рассчитанный под отсутствие усилителя, был настолько велик, что в любом случае оказывался по современным понятиям слишком близко к водителю. Так что наличие его регулировки не производило какого-то радикального переворота в эргономике автомобилей того времени.
Так или иначе - на некоторых британских моделях, вроде Jaguar E-Type, данная конструкция продержалась до самых 1970-х годов - если вообще не 1980-х. На работу такой поздней версии можно посмотреть в видео (2:05):
Следующий всплеск интереса к регулировке положения рулевого колеса произошёл уже в Соединённых Штатах и лишь в 1960-е годы - причём на этот раз речь шла про регулировку по наклону, а не по вылету. Что не выглядит случайным, поскольку именно к тому времени американские автомобили начали становиться намного ниже, и проблема "лежащего на коленях" руля стала беспокоить всё большее число водителей.
"Первой ласточкой" здесь, судя по всему, был Ford, который в 1961 году на новом поколении той же модели Thuderbird дал покупателям возможность заказать уже описанную ранее на этом канале рулевую колонку Swing-Away, сдвигающуюся вбок - пока ещё просто для повышения удобства входа-выхода:
Первую же полноценную регулировку руля по наклону - а точнее, имеющую очень характерный принцип действия "ломающуюся" рулевую колонку с семью фиксируемыми положениями, которая давала необычную по сегодняшним меркам регулировку одновременно и по углу наклона руля, и по расстоянию от него до коленей водителя - скорее всего предложила General Motors в 1963 году, сделав её доступной на "Кадиллаках", Buick Riviera и ряде других люксовых моделей под коммерческим обозначением Comfortilt:
По другой информации, с этого года её можно было заказать за доплату чуть ли не на любом автомобиле компании премиального и люксового ценового диапазона - но если даже это так и было, реально укомплектовано ей было лишь очень небольшое количество машин. Например, регулировка рулевого колеса по наклону действительно упоминается в брошюре дилерских аксессуаров для полноразмерных "Понтиаков" 1963 года, но на практике таких машин с ней мне вообще не встречалось.
На больших "Шевроле" эта опция появилась с 1964 года, но с той же самой оговоркой. Судя по всему, массовое распространение она получила лишь ближе к концу 1970-х. Хотя, можно найти исключение из любого правила - скажем, мне кажется встречался весьма бюджетный кабриолет Plymouth Valiant выпуска середины 1960-х в далеко не самой "жирной" комплектации, но зато с регулируемой рулевой колонкой.
С конструктивной точки зрения, основным "секретом" этой "ломающейся" колонки разработки и производства джиэмовского подразделения Saginaw Steering Gear Division было то, что вместо обычного рулевого карданчика на проходящем внутри неё рулевом валу был установлен самый настоящий сухариковый шарнир равных угловых скоростей типа "Тракта" - прямо как в переднем мосту некоторых внедорожников. Он обеспечивал идеальную плавность передачи вращения даже при больших углах работы и тем самым позволил сделать большую часть колонки неподвижной, а сам шарнир - расположить практически у самого рулевого колеса, значительно увеличив пределы его регулировки (меньше длина регулируемой части - больше изменение угла установки руля при том же линейном его перемещении). Кстати, из-за этого шарнира руль на машинах с такой колонкой категорически не рекомендуется снимать со шлицов ударами молотка по валу - от такого обращения шарнир может попросту рассыпаться или заклинить.
Вообще, колонка Saginaw c с регулировкой наклона оказалась очень "долгоиграющей", и с небольшими модернизациями успешно дожила аж до 2000-х годов; в частности, она установлена сразу на двух принадлежащих мне машинах - "Шевроле" и "Джипе", оба 1987 года выпуска. "Крайслер" также использовал её на многих своих моделях 1960-х - 1980-х годов - что было GM только на руку, поскольку позволяло за счёт увеличения массовости производства снизить себестоимость отдельно взятой колонки.
Кстати, конструкция у неё довольно мудрёная, и я не завидую тем, кому, как когда-то мне, пришлось копаться в её внутренностях. Но, видимо, за счёт всё тех же массовости производства и широкой унификации американцам удавалось удержать себестоимость этого изделия на вполне приемлемом уровне.
Эта же колонка является первым выбором для установки на "рестомоды", когда требуется совместить близкий к оригиналу внешний вид салона с близким к современным понятиям уровнем удобства водителя - с этой целью она выпускается вплоть до настоящего времени. Кстати, это работает и в наших условиях - на ту же "Волгу" ГАЗ-24 она встаёт великолепно и выглядит как будто там и была.
А вот "Форд" поначалу пошёл полностью своим путём, и в 1964 году за умеренную доплату в $60 предложил на "Линкольнах" совершенно иной вариант регулировки, в котором колонка не "ломалась", а опускалась и поднималась целиком - причём блокировка её имела вакуумный привод, и для того, чтобы освободить рулевую колонку, было необходимо нажать и удерживать кнопку, расположенную на торце рычага переключения передач (чтобы пропустить кучу болтовни и увидеть механизм в работе, сразу перемотайте видео на 12:45):
Этот вариант реализации ближе к нашему, современному пониманию регулировки руля (на самом деле скорее рулевой колонки) по наклону - но был дороже и требовал внедрения карданчика в сам рулевой вал ниже колонки, из-за чего его адаптация к более бюджетным моделям была существенно затруднена (джиэмовская колонка ниже шарнира была совершенно неподвижной и обходилась простой соединительной муфтой на рулевом валу, которая к тому времени и так стала обязательной по требованиям к безопасности - так что её можно было устанавливать вместо нерегулируемой почти без внесения изменений в конструкцию автомобиля). Кроме того, диапазон регулировки был сравнительно небольшим, а угол наклона самого руля и вовсе практически не менялся. Даже из "Линкольнов" с этой опцией было заказано всего около 7% от выпущенных в 1964 году машин, и сегодня далеко не все их владельцы вообще знают о её существовании.
Также в 1967-1968 годах на моделях Thunderbird и Mustang предлагалась колонка Tilt-Away, объединявшая ручную регулировку по высоте с осуществляемым вакуумным приводом автоматическим смещением в сторону при открывании водительской двери для облегчения входа и выхода. Но в целом, все эти конструкции оказались слишком сильно усложнены и широкого распространения не получили.
Окончательно "Форд" сдался и принял джиэмовский тип регулируемой рулевой колонки лишь в самом конце 1960-х или даже начале 1970-х годов. Хотя и после этого на фордовских изделиях она продолжила иметь свою специфику - вместо отдельного рычажка для регулировки руля нужно было толкнуть вперёд рычажок поворотников...
Что касается одновременной регулировке руля и по наклону, и по вылету - то она появилась в 1966 модельном году на некоторых моделях GM, вроде Oldsmobile Toronado, и крайслеровской люксовой линейке Imperial. Причём и там, и там поставщиком колонки было всё то же джиэмовское подразделение Saginaw - отличались лишь нюансы дизайна. Какое-то время данная опция даже имела довольно широкое распространение - во всяком случае, оснащённые ей машины реально периодически всплывают в продаже.
Что было дальше - не совсем понятно; многие источники пишут, что после того, как с 1970 года новыми федеральными стандартами было предписано расположение замка зажигания справа на рулевой колонке, а также наличие блокировки руля и рычага переключения передач при вытащенном ключе, совместить всё это с функцией "телескопирования" оказалось либо вообще невозможно, либо слишком дорого. Однако рулевая колонка с регулировкой и по наклону, и по вылету сохранялась после этого как минимум на Chevrolet Corvette, некоторых "Кадиллаках", а возможно - и на каких-то других моделях.
Так или иначе - даже если в 1970-е - 1980-е годы Saginaw и выпускала колонки с функцией регулировки по вылету, на массовых моделях они практически не встречались, так что типовых вариантов было два: обычная колонка вообще без регулировки и "ломающаяся" с регулировкой только по наклону. Впрочем, по личному опыту могу сказать - последней в большинстве случаев вполне достаточно для нахождения комфортного положения руля...
Как ни странно, но регулируемая рулевая колонка внедрялась крайне медленно, и даже в середине 1970-х оставалась достаточно редкой и маловостребованной опцией для того, чтобы рекламщикам GM всё ещё приходилось активно её продвигать. И только с 1990-х годов регулировка рулевой колонки хотя бы по наклону на новом автомобиле более-менее стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся и не требующее специального упоминания.
Что касается европейских автомобилей - то, как и в случае многих других повышающих комфорт опций, по скорости внедрения регулировки руля они сильно отставали от американских. Одно из достоверно известных мне приятных исключений - люксовая модель Fiat 130 выпуска 1969-1977 годов, имевшая регулировку рулевой колонки и по наклону, и по вылету (видимо, всё же опциональную). А вот на дорогих французских машинах, вроде Citroen CX или Peugeout 604, никакой регулировки, судя по всему, не было. Увы, поиск информации по этому поводу для меня с моим слабым знанием немецкого, французского и итальянского довольно сильно затруднён, так что в реальности ситуация могла быть чуть более позитивной.
Впрочем, личный опыт подсказывает мне, что даже на массово попадавших к нам в 1990-е годы подержанных "европейках" данная "фича" встречалась скорее в единичных случаях и как правило на более дорогих марках, вроде "Мерседеса" или BMW.
Например, даже на S-классе в кузове W126 имелась только регулировка руля по вылету (зато с электроприводом, что, насколько мне известно, не пришло в голову уже американцам) - да и то лишь после рестайлинга 1986 года и в виде опции, причём весьма нечасто встречающейся (судя по всему - доступной только на машинах, оснащённых электроприводом водительского сиденья с памятью, т.к. моторчик колонки запитан от соответствующего модуля).
Ещё более загадочной остаётся ситуация с японскими автомобилями, в особенности выпущенными для внутреннего рынка этой страны. Но что-то мне подсказывает, что всё у них с этим было как минимум неплохо.
Из наших машин, регулировка рулевой колонки по углу наклона (у нас тогда говорили - "по высоте") скорее всего появилась в 1967 году на ЗИЛ-114 (и его модификации ЗИЛ-117) - причём механизм не был похож ни на джиэмовскую "ломающуюся" колонку, ни на фордовскую с пневмоприводом, и при этом был весьма неплохо продуман. Рычажок грубой регулировки располагался на рулевой колонке справа и позволял быстро откинуть руль для облегчения входа и выхода или вернуть его в рабочее положение, а для более тонкой настройки служила установленная снизу "крутилка". В общем - очень неплохой старт, но, увы, так и не получивший продолжения на массовых легковых моделях:
Хотя вполне вероятно, что ещё до этого регулировка руля устанавливалась на какую-то грузовую или специальную технику, про которую я просто не в курсе. К примеру, насколько мне известно, на многих тракторах, вроде серии МТЗ-80, регулировка рулевой колонки и по наклону, и по вылету уже давно стала абсолютно типовым оснащением:
А можно ли считать регулировкой вот эту незамысловатую подпорку с зажимом, использовавшуюся на армейском вездеходе-амфибии ТПК для того, чтобы с рулём в нижнем положении водитель мог управлять автомобилем лёжа ? Вопрос интересный...