В последние время в мире заметно всё больше случаев проявления неуважения государства к праву частной собственности. Сегодня мы постоянно слышим о новых инцидентах национализации имущества, давайте разберемся, как и почему это происходит.
Почему это важно?
Стоит отметить, что позиция о правах на частную собственность должна находиться в той же парадигме, что и позиция о личных, общечеловеческих неотъемлемых правах, таких как: право на жизнь, на неприкосновенность и так далее. Право частной собственности и её использование в личных целях не подлежит умалению или ущемлению с чьей-либо стороны, оно не может быть изменено, кроме тех случаев, когда это предусмотрено законом. Принцип защиты частной собственности проговаривается в самом начале нашей (и не только нашей) Конституции:
Ст. 8.2. Конституции РФ.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Когда мы видим, как закрываются глаза на погромщиков имущества во Франции, Америке или Испании, только потому, что их осуждение может вызвать еще более массовые протесты, или потому, что удержание шаткого положения вокруг общественного настроения выгодно для сохранения нынешнего статуса-кво. В эти моменты мы должны задавать много вопросов, а также понимать, что нарушение прав частной собственности - нарушение основных прав и свобод человека и общества.
Без этого понимания невозможно построение гражданского общества, так как отсутствие этого понимания приведет к ещё более сильному ущемлению и разрозненности.
Последние громкие случаи нарушения прав частной собственности.
Квартиры Артемия Лебедева
В июле этого года власти Украины конфисковали, а позже национализировали две киевские квартиры Артемия Лебедева. Об этом рассказала директор Департамента санкционной политики Минюста Украины Инна Богатых. Квартиры Лебедева находятся в центре Киева: на Ярославовом Валу (площадь 138 кв. м) и на улице Саксаганского (193 кв. м).
Сообщается, что первая квартира записана непосредственно на Лебедева. Она была опечатана еще в январе. Вторую он якобы переписал на своего знакомого. С января 2022 года дизайнер находится под санкциями СНБО. В 2017 году ему запретили въезд на территорию Украины. Несмотря на это, в июне 2022 Лебедев посетил подконтрольную российским военным Запорожскую АЭС, откуда он опубликовал репортаж. За это СБУ заочно предъявила ему обвинение.
А уже в сентябре этого года квартиры передали Фонду государственного имущества Украины. Заявлено, что деньги, полученные от продажи или аренды конфискованных активов, пойдут в Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии. Решение об изъятии активов принял Высший антикоррупционный суд Украины.
Возникает вопрос, на основе каких юридических норм совершенно данное действие? Несмотря на личность Артемия и нестабильность его взглядов, сегодня нет никаких опровержений тому, что он является жертвой беззакония и государственного произвола. В законах Украины не прописано, что у иностранного гражданина, вложившего свой капитал в страну, могут национализировать имущество (то есть буквально отнять), в случае предъявления ему государственных обвинений. Такого просто нет. Имущество могут конфисковать на определённое время, тем более, если это поможет ходу расследования, но никак не национализировать или распродать всем желающим по 3 копейки. Именно поэтому данный пример иллюстрирует полное неуважение к праву частной собственности, а соответственно к любому общечеловеческому праву.
Квартиры в Крыму.
В мае 2023 года парламент региона принял решение о национализации имущества граждан «способствующих антироссийскому режиму на Украине», в их число вошла квартира Президента Украины. Распродавать конфискованное у украинцев имущество в Крыму начали в сентябре этого года. Власти заверили, что изымают исключительно активы «украинских олигархов».
Позже квартира семьи Президента Украины в посёлке Ливадия в Ялте была продана за 44,3 миллиона рублей. Средства от продажи планируют передать на поддержку участников спецоперации и их семей.
Полностью зеркальная ситуация, выраженная в еще больших масштабах. И чтобы не повторять все, что было сказано выше, хочу задать на первый взгляд неожиданный вопрос.
- Почему Швейцария является центром притяжения сберегательных вложений со всего мира?
Ответ очень прост. В Швейцарии, пока что, уважается и признается незыблемость частного капитала и частной собственности. Люди со всего мира хотят оставить сбережения в Швейцарских банках потому, что уверены, что ни при каких обстоятельствах они оттуда не пропадут. Отсюда рождается высокие экономические показатели Швейцарии.
Что тут говорить, даже Адольф Гитлер и всё остальное нацистское руководство хранили деньги в Швейцарских банках и не скрывали этого. Они это делали, так как были уверены, что никакое давление не сможет заставить банк эти деньги передать или забрать. Несмотря на то положение, в котором оказалась верхушка Рейха, есть расследования, что те сбережения, которые не забрали потомки, до сих пор хранятся в некоторых банках Швейцарии.
Делаем выводы.
Уважение права частной собственности – краеугольный камень любого сильного общества. Сильного как экономически, так и политически. Если уважение останется только на словах, государство не сможет привлекать никакие активы, выстраивать партнерские связи, создавать стабильную политическую обстановку, станет буквально неотличимым от бандита, который пришел грабить твой дом. Сегодня, руководства разных стран начинают об это забывать, но, а мы с вами помним, что нарушение прав частной собственности - нарушение основных прав и свобод человека и общества.
Как вы относитесь к описанным ситуациям?
Согласны ли вы с данной мыслью?
Пишите в комментарии!