Осенью отдельные предприятия региона столкнулись с очередной проблемой — введением на федеральном уровне гибких экспортных пошлин. Нововведение отразилось на Калининградской области сразу и весьма радикально: местным рыбопереработчикам пришлось приостановить экспорт. Сложности с вывозом продукции возникли и у других предприятий. В правительстве региона пообещали «наполнить исключениями» новые правила, но, увы, постфактум. И это далеко не первый случай запоздалой реакции чиновников на болезненные для региона изменения в федеральное законодательство. «Новый Калининград» решил вспомнить о других громких неудачах областных властей во взаимодействии с Москвой.
1. Отмена бесплатных электронных виз для региона
Введение бесплатных электронных виз было предусмотрено поправками в закон о калининградской ОЭЗ. Их начали выдавать с июля 2019 года, а на следующий год российский МИД объявил о решении ввести такие визы для посещения всех регионов РФ, но сделать их платными. Из-за пандемии и закрытых границ нововведение отложили.
В начале 2021 года губернатор Антон Алиханов заявил на встрече с немецким бизнесом, что власти региона не смогли договориться с федеральным центром о продлении действия бесплатных электронных виз. «К сожалению, ваши коллеги (Алиханов обращался к послу Германии в РФ — прим. „Нового Калининграда“) в Министерстве иностранных дел России настояли на том, чтобы эта виза была все же платная», — пояснил глава региона.
Федеральные власти изначально рассматривали возможность выдавать «общие» электронные визы только гражданам «дружественных» стран, но впоследствии передумали и оставили список прежним. Механизм запустили в августе 2023 года. Как указано на сайте консульского департамента МИД России, сегодня электронные визы могут получить граждане 55 стран. Стоимость такого документа с учетом консульского сбора, банковской комиссии, транзакционных издержек и сбора за предварительную проверку документов составляет около 52 долларов.
2. Рост цен на электроэнергию для бизнеса
Госинвестиции в обеспечение энергетической независимости региона обернулись ростом тарифов на электроэнергию для калининградского бизнеса. Строительство четырех новых электростанций обошлось в порядка 100 млрд рублей. Новые инвестиции в калининградскую энергетику планировали окупить за 15 лет с доходностью 14%. Порядка 27 млрд в год предполагалось собирать с потребителей в остальной европейской части России, но после ввода мощностей стал резко расти тариф на электроэнергию для калининградского бизнеса.
Ситуацию усугубил кризис, связанный с пандемией коронавируса. Финансовая нагрузка на бизнес начала увеличиваться в 2020 году, и региональным властям не удалось сдержать рост. Как ранее писал «Новый Калининград», чиновники объяснили неудовлетворительный результат своих переговоров с федералами тем, что на фоне среднероссийских цен на электричество ставки в Калининграде не являются высокими.
В сентябре 2022 года предприниматели в регионе сообщали о «галопирующем росте» тарифов и прогнозировали ухудшение ситуации в связи с наличием избыточной энергетической мощности из-за четырех новых ТЭС. В марте 2023-го металлообработчики заявляли, что за год тариф на электроэнергию вырос в среднем на 26,4%.
3. Проблема с вывозом вторсырья
Проблема возникла после вступления в силу в январе 2018 года таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Из-за наличия в регионе Особой экономической зоны калининградским предприятиям при вывозе в «большую» Россию вторсырья и товаров, произведённых из отходов, потребовалось доказывать, что всё использованное сырьё — российского происхождения. В противном случае они должны уплачивать таможенную пошлину и НДС как для иностранной продукции.
Фактически вывезти такой груз в «большую» Россию оказалось невозможным, и большую его часть в итоге стали продавать в страны Балтии. При корректировке закона об Особой экономической зоне в 2021 году в документ внесли поправки, касающиеся вывоза из региона вторсырья, но они полностью не решали проблему.
«Поправка в 2021 году решила проблему частично — с вывозом не отходов, а товара, сделанного из отходов, — продукции. Вот если продукция выходит и предприятие показывает свою деятельность, подтверждает, то можно. А сами отходы как товарную группу „Отходы“ не выпускали, их [происхождение] надо было подтверждать, но никто подтвердить не мог», — пояснил в разговоре с «Новым Калининградом» председатель Регионального союза переработчиков отходов Святослав Лавриненко.
Переработчикам пытаются упростить жизнь шестой год. В июле в областном правительстве заявили, что Минфин РФ подтвердил беспошлинный вывоз отходов и вторсырья из Калининградской области. «Таким образом, вопрос упрощённого вывоза отходов из Калининградской области на остальную часть территории нашей страны можно считать решенным», — цитировала пресс-служба кабмина слова губернатора Антона Алиханова. По словам Святослава Лавриненко, на законодательном уровне проблема с беспошлинным вывозом вторсырья действительно решилась, но механизм еще отрабатывается. В частности, недавно был определен перечень необходимых документов.
«Вывезти (отходы без уплаты пошлины и НДС, — прим. „Нового Калининграда“) можно, если будут выполнены все условия оформления документов. То есть документооборот на фирме, которая занимается отходами, должен быть корректным», — пояснил глава Регионального союза переработчиков.
4. «Обнуление ОЭЗ» для IT-отрасли
В 2018 году в Калининградской области начали действовать льготы для IT-компаний. Их предусмотрели в законе об Особой экономической зоне в Калининградской области после его «перезагрузки». Изменения предполагают, что компании могут получить статус резидента ОЭЗ, вложив символический миллион рублей. Резидентство давало право на применение пониженной ставки по соцотчислениям при создании «новых рабочих мест» и полное освобождение от налогов на прибыль и имущество, но только на первые шесть лет. Этими послаблениями, несмотря на их недостатки, по состоянию на середину 2019 года воспользовались 32 компании, работающих в сфере информационных технологий.
Однако спустя два года нагрузку на IT-бизнес решили существенно уменьшить на федеральном уровне. С 2021 года для всей отрасли снизили соцвзносы с 14 до 7,6%, а налог на прибыль — с 20 до 3%, и эти льготы, в отличие от региональных, сделали бессрочными. Принятые меры, с одной стороны, снизили стимулы для переезда IT-компаний в область, с другой — позволили сэкономить на платежах местным компаниям, которые не хотят регистрироваться в качестве резидентов ОЭЗ.
Региональным властям ответить на это, судя по всему, оказалось нечем. Количество резидентов в сфере IT остается в Калининградской области на уровне 2019 года. Как показал анализ реестра резидентов ОЭЗ, с начала введения льгот в него вошли 59 компаний из этой отрасли, при этом почти половина (46%) вышли по собственному желанию. Самое большое количество заявлений — семь — было подано в 2022 году.
5. Эффект от запрета комиссионной торговли
В 2017 году в России запретили комиссионную торговлю, что грозило Калининградской области ощутимым ростом налоговой нагрузки на бизнес и население. Чтобы не допустить роста цен, власти убедили сельхозпроизводителей, к стоимости товаров которых теперь добавлялась ставка НДС в размере 10%, взять часть нагрузки на себя. Губернатор Антон Алиханов собирался провести отмену запрета о комиссионной торговле в виде одной из поправок к закону о калининградской ОЭЗ, но потом отозвал ее силами депутатов Госдумы.
Алиханов исходил из того, что 1 января 2018 года начнет действовать новая форма уплаты налогов сельхозпроизводителями — «единый сельхозналог + НДС». Эта форма позволит зачитывать компаниям «входящий» НДС в приобретенных товарах, а значит, снизит налоговое давление, возникшее после отмены договоров комиссии. Но в январе 2018 года эта норма в силу не вступила — она заработала только через год.
Разочарование бизнеса несостоявшейся договоренностью чиновники обещали смягчить компенсацией налога на прибыль. Однако такое послабление было возможным только для сельхозкомпаний, перешедших на общую систему налогообложения. Позднее сельхозпроизводители сообщили, что правительство передумало выплачивать компенсации.
Новая проблема — поправки в Налоговый кодекс
Сейчас областные власти активно ведут дискуссию с федеральным центром по поводу поправок в Налоговый кодекс РФ, которые, по сути, урезают льготы для новых резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области и других преференциальных налоговых режимов в стране. Законопроектом предлагается ограничивать возможность применения льгот, если их совокупная сумма за год превысила сумму фактических расходов на капитальные вложения и НИОКР.
Если этот документ будет принят, изменения вступят в силу с 1 января 2025 года (и будут касаться только резидентов, получивших статус начиная с этой даты). В конце сентября губернатор Антон Алиханов заявил, что власти региона обозначили на совещании с президентом свою позицию. «Логику Министерства финансов мы знаем, но мы с ней в корне не согласны», — сказал Алиханов. На сегодняшний день известно, что поправки не поддерживают Минэкономики РФ и комитет Совфеда по бюджету и финансовым рынкам. В Минфине же полагают, что инициатива не снизит привлекательности преференциальных режимов.
Согласно порталу правовой информации, в ведомстве по большей части не стали учитывать позицию калининградских региональных структур. Впрочем, российский бизнес-омбудсмен Борис Титов надежды не теряет, указывая, что предложенные изменения «натолкнулись на массовое противодействие». «Думаю, социальные задачи перевесят и прямо сейчас поправки не пройдут», — написал он в конце октября в своем Telegram-канале.
Текст: Елена Калугина. Фото: Виталий Невар / Новый Калининград