Новые размещения на Московской бирже продолжают идти одно за другим, совсем недавно писал, почему решил участвовать в IPO Астра,
и почему пропустил IPO Henderson
И вот, уже начался сбор заявок на участие в IPO уже новой компании - Евротранс. Цена акции в этот раз обошлась без диапазона, объявлена цена 250 рублей за акцию. В этой статье коротко разберу, как компания зарабатывает, посмотрю на финансовые показатели, оценю фундаментальные показатели и оценю для себя - стоит ли участвовать в этом публичном размещении.
Бизнес компании
Евротранс - компания, управляющая сетью автозаправочных (АЗК) и электрозаправочных станций (ЭЗС) под брендом "Трасса".
АЗК оказывают комплексные услуги и предусматривают:
- Обязательное наличие в составе предложения по розничной реализации моторного топлива (бензины и ДТ)
- Обязательное наличие быстрых электрозарядных устройств (мощностью от 150 кВт)
- По возможности наличие всех видов газа (пропан- бутан, трубный метан, сжиженный метан)
- Наличие в составе предложения супермаркета и кафе
Типичный АЗК от Евротранса можно увидеть на рисунке 1.
Все АЗК и ЭЗС "Трасса" расположены в Москве и Московской области (в основном в области, карта на рисунке 2), всего у компании на момент написания статьи 55 АЗК, 4 ресторана при АЗК и 10 ЭЗС.
Количество АЗК компании стабильно растет - каждый год с 2005 по 2015, после этого темпы роста замедлились, с 2015 года по текущий момент было открыто всего 3 новых АЗК (один из них в 2023 году). Однако же к концу 2024 года компания планирует увеличить их количество до 63 (рисунок 3)
Кроме АЗК, ресторанов и ЭЗС у компании на балансе есть 49 собственных бензовозов, нефтебаза объемом 20 тысяч тонн для хранения всех видов топлива, завод для производства стеклоомывающих (в том числе незамерзающих) жидкостей и своя фабрика кухня для производства продуктов питания для кафе и ресторанов.
Если посмотреть на структуру выручки компании (рисунок 4), то основную долю выручки компании приносит продажа топлива - оптовая и розничная. Однако магазины (в основном продажа расходников, вроде масла, жидкостей, каких-то мелких запчастей) и кафе также вполне заметны в структуре выручки.
Основные моменты по бизнесу обозначил, поговорим о показателях.
Рынок
Было бы странно, говорить об оценке компании и не говорить о рынке. Как уже говорилось - основная выручка компании приходит с продаж топлива, а компания работает в основном в Московской области. Логично бы было посмотреть рынок потребления жидкого топлива в Москве и области (рисунок 5):
И показатели не очень хорошие, рынок в Москве уже очень сильно развит и потребление топлива во всем Московском регионе выросло всего на 10% за 9 лет. То есть качественного роста компании (за счет роста рынка) не приходится, рост может быть только за счет увеличения количества заправок и географического расширения на территории с более динамично растущим рынком топливного потребления.
При этом немного неправильно говорить, что у компании нет рыночных точек роста. Помочь росту может развитие рынка электрических автомобилей, ни для кого не секрет, что этот рынок очень слабо развит в России (за счет географических и погодных особенностей), а значит перспективы роста у этого рынка велики, на рисунке 6 изображен прогноз роста количества электроавтомобилей в России в двух сценариях - с поддержкой государства и без нее:
И да, Евротранс как раз наращивает показатели именно в этом направлении (рисунок 7):
Однако и здесь есть сложность. Объективно, самый большой количества электромобилей ожидается в Москве, при этом ЭЗС компании в основном находятся в области, что может помешать откусить большой кусок растущего пирога.
Финансовые показатели Евротранс
Традиционно начну с динамики выручки, компания в своей презентации предоставляет следующие данные (рисунок 6):
И рост выручки вполне себе хорош - последние два полных года выручка росла в больше, чем на 30% за год, при этом среднегодовой рост выручки за последние 3 года превысил 20%. Показатель, повторюсь отличный, примерно то же можно сказать о динамике EBITDA.
Однако, смущает, что в презентациях нет ни слова о чистой прибыли, рентабельности и долгах. Чтобы их узнать, нужно заглянуть в отчет (рисунок 6). Дальше подсчитаю некоторые показатели компании и сравню их с показателями компаний из отрасли.
в 2022 году, судя по отчету, прибыль отлично выросла. Валовая маржа получается 9,8%, операционная маржа - 8%, чистая маржа - 2,6%.
Первое что бросается в глаза - компания в 2022 году очень сильно нарастила долг, при этом нарастив и собственный капитал. Отношение долг/собственный капитал (Debt/Equity) на конец 2022 года составило 3,34, коэффициент текущей ликвидности (current ratio - отношение оборотных активов к краткосрочным обязательства) составляет 1,38, а коэффициент финансовой зависимости (debt ratio - отношение долгов к активам) составляет 0,77.
Ну и завершая с показателями имеет смысл оценить стоимость компании, в этом помогут мультипликаторы P/E и P/S. Цена акции уже объявлена (250 рублей за акцию), однако для размещения будет проведена дополнительная эмиссия размер которой пока неизвестен. Известна лишь максимальная планка - максимум может быть выпущено 106 млн. новых акций (при 212 млн. уже имеющихся по данным Smart-lab). Поэтому точно оценить показатели P/E и P/S пока невозможно, оценю в диапазоне, исходя из того, что будет выпущено от 53 млн. акций (половина от максимально возможного количества) до 106 млн. акций (максимально возможное количество). При таких раскладах P/E при цене размещения 250 руб. за акцию и с учетом прибыли за 2022 год можно оценить в диапазоне 38,07 - 45,6, P/S с учетом выручки за 2022 год в диапазоне 1,02 - 1,22. То есть по прибыли компания выглядит очень переоцененной, а по выручке оцененной вполне нормально
Сравнение с аналогами
На российском рынке аналогов практически нет, нефтяные компании вроде Лукойл и Газпромнефть считать аналогом странно - да, у них есть заправки, но это мизерная доля выручки. Поэтому решил сравнить с акциями США, а именно с акциями крупнейших операторов продажи топлива в США:
На рисунке 9, можно увидеть, что оценка компании выглядит завышенной, долги довольно высокими. Единственное, по марже Евротранс выглядит крепким середняком.
Выводы
Даже не буду писать обычный раздел с плюсами и минусами - скажу лишь только, что компания меня не впечатлила. Кроме того, что показатели не выглядят хорошими (долг вовсе пугает), так еще и перспективы роста бизнеса не выглядят многообещающими. И это я еще не упомянул возможности государства регулировать ценообразование на топливо.
В любом случае, новый эмитент с довольно большой капитализацией - это хорошо для развития биржи, правда участвовать в этом IPO я точно не буду.
Зато вполне можно поучаствовать в кредитовании компании Евротранс - облигации компании торгуются на рынке давно, с российским рейтингом А- (вероятность дефолта < 2%), плюс привлеченные с IPO средства могут добавить компании устойчивости.
Как всегда, статья лишь демонстрирует, как я анализирую IPO на предмет возможного участия и не является рекомендацией. Подписывайтесь на канал, комментируйте, если есть замечания