Найти в Дзене
Актуальные комментарии

Идеальный шторм

Михаил Карягин, заместитель директора Центра политической конъюнктуры
Михаил Карягин, заместитель директора Центра политической конъюнктуры

Последние месяцы власти Украины получают или генерируют самостоятельно негативные инфоповоды, которые касаются различных аспектов конфликта и перспектив его разрешения. Отдельные проблемы постепенно складываются в общий неблагоприятный тренд, который представляет угрозу для президента и его Офиса, сужая пространство для маневра в следующей фазе конфликта.

Базовые ресурсы 

Власти Украины имеют узкий набор ресурсов, которые позволяют им на данном этапе продолжать боевые действия с Россией, главные из них:

⦁ Западная военная и финансовая помощь

⦁ Общественная мобилизация (поддержка)

⦁ Монолитность (?) элит

Проблемы с одним из них моментально осложняют общую картину. Однако, когда трудности возникают сразу по нескольким направлениям, начинает формироваться угроза как для системы, так и для отдельных акторов в ней. 

Западная военная и финансовая помощь

Западным партнерам Украины все труднее согласовывать новые пакеты военной и финансовой помощи. Администрация Байдена пока
безуспешно пытается использовать Израиль в качестве локомотива, чтобы протащить новый пакет $61,4 млрд на 2024 год. ЕС готов выделить только половину запланированной на 2024 год суммы, в результате Киев получит €9 млрд вместо €18 млрд.

Западные политики связывают проблемы с выделением новых пакетов помощи исключительно с особенностями бюрократической машины и политическим противостоянием со своими оппонентами, однако, как показывают опросы общественного мнения, риски носят системный характер. 

Так, опрос, проведенный 7-18 сентября Чикагским советом по глобальным вопросам, показывает, что с ноября 2022 года уровень поддержки Украины в американском обществе
снизился. Да, он продолжает оставаться относительно высоким, однако негативная тенденция очевидна. 

Намечающийся негативный тренд может значительно усилиться во время приближающейся президентской кампании в США. Как показали парламентские выборы в Польше, западные политики готовы вступать в открытую конфронтацию с украинскими властями и сокращать объемы выделяемой помощи в случае наличия такого запроса у электората.

Конечно, не стоит ожидать, что Запад одномоментно остановит все программы финансовой и военной помощи Украине. Также маловероятно и радикальное снижение объемов помощи. Однако риски значительного замедления поставок вооружений и выделения финансовой помощи могут создать серьезные проблемы для властей Украины как на линии фронта, так и в гражданском секторе. Так, по сообщениям WSJ, у правительства Украины уже в ноябре
закончатся предоставленные США средства на выплаты зарплат государственным служащим, учителям, преподавателям, профессорам, а также остальные госрасходы — от здравоохранения до жилищных субсидий. 

Помимо прикладных проблем с выплатами зарплат бюджетникам, военным и поставками вооружений на линию фронта, сокращение и замедление данного ресурса повышает общую нервозность в руководстве Украины, что провоцирует новые ошибки.

Общественная мобилизация (поддержка)

Ведущие социологические центры Украины фиксируют снижение уровня поддержки властей и доверия основным политическим акторам. Так, свежие данные социологической группы «Рейтинг» указывают на падение рейтинга Зеленского на 12 п.п. При этом важно отметить изменение структуры одобрения действий президента. Если в апреле 2022 о безусловном одобрении заявляли 74% опрошенных, то в сентябре 2023 — лишь 42%.

-2
-3
-4

Снижается и уровень доверия Зеленскому. По данным Киевского международного института социологии, оно уже составляет 15% по сравнению с маем 2022 года.

Ситуация с остальными властными структурами еще острее. Так, уровень доверия Верховной Раде за 1.5 года снизился с 58 до 21%.

Негатив усиливает и тот факт, что уровень доверия ВСУ по-прежнему остается высоким, сократившись лишь на 4 п.п., а не на 15 п.п. как у Зеленского. Учитывая непростые отношения между Зеленским и Залужным, а также появления инсайдерской информации о том, что Зеленский планирует
уволить одного из министров и высокопоставленного генерала за провал украинского контрнаступления, напряжение может усилиться.

Важно отметить, что снижение рейтингов и уровня доверия не является временным, ситуативным или сезонным. Судя по другим данным социологов, в украинском политическом процессе намечается углубление раскола между властью и обществом. Так, повестка Зеленского и его Офиса сконцентрирована на конфликте, военной помощи Запада, новых поставках вооружений и прочих вопросах, относящихся к боевым действиям. А, по данным КМИС, самих украинцев больше всего
волнует коррупция, низкие зарплаты и пенсии, высокие коммунальные тарифы. Например, вопросы вступления Украины в НАТО и ЕС по приоритетности занимают 6 и 8 место, соответственно.

Снижение уровня поддержки продолжится параллельно с ростом усталости от конфликта. Перспективы проведения
выборов на Украине ускорят эти процессы и неминуемо обострят внутренние противоречия в украинском обществе.

Монолитность (?) элит

В первые месяцы конфликта Офис президента быстро зачистил оппозиционное поле в Верховной Раде. Затем зачистка была проведена и в регионах: уголовные дела против мэров, отставки, увольнения. Зачистка произошла и в медийном поле: критика властей моментально маркировалась как пророссийское действие и стала на время недопустимой в политическом дискурсе Украины.

Однако и время, и растущее количество внутренних противоречий способствуют тому, что власть начинает не справляться с турбулентностью не только в сфере настроений широких масс, но и с внутриэлитной фрустрацией.

Материал журнала
Time о том, что в окружении Зеленского сомневаются в реалистичности декларируемых целей и адекватности оценки ситуации президентом страны, уже обострил внутриукраинскую политическую повестку. Тот факт, что недовольство элит вылилось в публичную плоскость, свидетельствует о масштабах внутриэлитного кризиса и тщетности попыток его урегулирования без привлечения представителей СМИ.

Украинские элиты, вероятно, заинтересованы в сохранении кормовой базы, состоящей из западной военной и финансовой помощи, однако не готовы к повышению ставок и кратному росту эскалации, к которым может привести ультимативная позиция Зеленского.

Выборы на Украине в этом отношении также могут стать катализатором обострения внутриэлитного напряжения, которое будет выливаться в открытые публичные конфликты.

Кризис и перспективы пересборки

Все вышеобозначенные аспекты указывают на кризис мобилизационной модели управления, которая возникла на Украине после начала СВО. Власти Украины попытаются использовать зимнюю «заморозку фронта» для пересборки внутриполитического консенсуса и согласования долгосрочных пакетов помощи со стороны западных партнеров.

Сложность же заключается в том, что для проведения этих политических кампаний у властей Украины нет времени. Ставка была сделана на успешное контрнаступление, которое бы позволило сохранять высокий уровень лояльности и внутри Украины, и за ее пределами. Судя по формирующемуся идеальному шторму, «плана Б» у Зеленского и его Офиса не было. Предельные сроки пересборки — весна 2024 года.
Подробности от АК:
https://actualcomment.ru/idealnyy-shtorm-kak-vlasti-ukrainy-zagonyayut-sebya-v-ugol-2311031019.html