В тульском музее Л. Н. Т. продолжается цикл лекций о тульской истории. В минувшую субботу здесь прошла лекция краеведа Владимира Щербакова о гипсовом соцреализме в Туле. О чём мы поговорили с её автором.
Чехов и Пушкин в Туле
Сергей Гусев, tula.aif.ru: Владимир, гипсовая скульптура – достаточно необычная тема для исследований. Казалось бы, всё про нее уже сказали в какой-то момент.
Владимир Щербаков: Я считаю, что эта тема достойна отдельного разговора. Ведь пик в своём развитии городская скульптура пережила во времена так называемого сталинского ампира, когда в моде были величественные фасады зданий, и они должны были этому соответствовать. Гипсовыми изваяниями стали украшать не только дома, но и места массового пребывания людей – парки, площади, улицы, скверы, даже дворы. На мой взгляд, городское пространство, оформленное такими произведениями, выглядит душевнее и привлекательнее. Такие скульптуры подкупают своей искренностью и простотой.
– Среди них же были и достаточно приметные памятники. Тот же академик Павлов, которого все принимали за наркома Семашко. Потому что он был установлен около больницы имени Семашко.
– Этот памятник уже лет 20 как исчез. У меня даже фотография есть – безголовый Павлов, голова рядом лежит. Вообще у нас много было интересных памятников. Например, очень красивый в Криволучье – Пушкин сидит на лавке. Там же рядом был бюст Пушкина с пером. А ещё Горький, Чехов, Салтыков-Щедрин.
А вот, допустим, перед 22-й школой в Кировском сквере старшеклассница стояла с факелом в руке. Очень много было скульптур пионеров в Пионерском сквере – с барабаном, с горном. Тот же сквер оформлялся двумя сидящими скульптурами: девочка держит глобус и девочка читает книгу. Перед зданием педучилища на улице Свердлова, нынешней Староникитской, стояли бюсты Крупской и Макаренко. На водной станции, которая была в Криволучье за стадионом «Металлург», стоял памятник Ворошилову. В Белоусовском парке стояло огромное количество скульптур.
– Но все они, к сожалению, «погибли». И не только от рук вандалов...
– Первые, которые делали из гипса, «погибали», да. Потом, когда скульптуры начали делать из армированного бетона, они доживали до нашего времени. А сейчас это вообще бронза, на века. Когда строили дворы-колодцы, окруженные со всех сторон многоэтажками, все делали в едином оформлении - калиточки, ворота. Внутри обязательно должна быть доминанта – скульптура или фонтан. С 30х годов в Туле был настоящим бум фонтанов. Их устраивали не только во дворах домов, но и на территории предприятий и организаций, учебных заведений. Был фонтан и на главной площади нового стадиона «Тульские Лужники». После известного постановления Хрущева 1955 года о борьбе с излишествами, гипсовые скульптуры попали под раздачу, их перестали заказывать. К концу 60х годов от них уже мало что оставалось.
Девушка с веслом
– Когда в Туле появились первые гипсовые статуи?
– В 1934 или 1935 году установили скульптуру «Ленин и Сталин в Горках» у пединститута. В 1936 году сделали памятник Труду и обороны с композицией из четырёх фигур у основания. Это знаменитый красноармеец с винтовкой. В 1934 году был оформлен фонтан в Пионерском сквере. Его делали те же авторы, что и скульптуры рядом с красноармейцем. Там были дети, играющие в мяч. Во время войны их разбило осколком, позже поставили фонтан уже с другими фигурами.
– Были еще скульптуры на крыше Дворца пионеров. Очень интересное решение.
– Это 1937 год. Они простояли до середины шестидесятых. Во всяком случае, когда здесь рядом появилась троллейбусная линия, они еще стояли. У меня есть фотография одного из детских садов в Кировском поселке – он тоже был оформлен на крыше скульптурами детей, как Дворец пионеров. Это общепринятая практика – оформлять даже крыши детских учреждений скульптурами детей. А фонтаны, как правило, украшали скульптурами детей или животных. Один из таких фонтанов был, например, во дворе дома-колодца на углу Октябрьской и Арсенальной.
– Там, мне рассказывали, зверюшка какая-то была.
– До войны поставили оленей. Во время бомбардировок в них попал осколок, и эти фигуры разбились. После войны в этот двор уже заселили медведя. Очень красивые дворы были в Криволучье и в Кировском поселке. Часть успели еще до войны возвести. Практически в каждом дворе были скульптуры либо фонтан. На улице Глинки, которая ведет к стадиону «Кировец», стояли несколько скульптур спортсменов. В одном дворе много-много лет была фигура дискобола с отбитыми руками. Ее в 2017 году убрали. Я выяснил, что это не дискобол, а теннисист, у которого в правой руке ракетка, а в левой мяч. Типовая скульптура, такие во многих городах были.
– А где была знаменитая девушка с веслом?
– Она стояла в районе лодочной станции. Считается, что это образец кича, ширпотреба, с которого начался гипсовый соцреализм в СССР. Но, между прочим, одним из прототипов этой фигуры, с которой Шадр лепил скульптуру, была Вера Волошина. Во время войны она была членом разведывательно-диверсионной группы, её судьба схожа с судьбой Зои Космодемьянской. В 90е ей было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. И вообще девушка с веслом очень изящно сделана. Все эти скульптуры – определенная культура воспитания. Они же несли идеологическую нагрузку.
Детей на этом воспитывали – прививали уважение к старшим, любовь к животным, знание классики. В детском саду, который сейчас на Кауля, стоит детская скульптура – фрагмент из басни Крылова. Скульптуры спортсменов к чему призывали? К занятиям спортом. Скульптура девушка с малышами – пропаганда семейных ценностей. Та же самая «Встречающие», которую недавно восстановили – женщина с ребёнком встречает или провожает. А уж детские скульптуры... Сидят мальчик и девочка на лавочке – дружба. Девочка кормит кур – любовь к животным. Есть известная статуя Мухиной «Рабочий и колхозница». Андрей Лыженков прислал мне фотографию – на Новомосковском шоссе стоит парень с девушкой, которые перекрестили в руках серп и молот. Тоже ведь связь с деревней. Да та же скульптура в парке, как её называли, байкер и проститутка.
– Она же «Моё Нечерноземье». Но эта скульптура была не гипсовая, металлическая.
– Не просто металлическая, из листов бронзы. Поэтому в начале 2000-х её и растащили. Она ведь тоже несла нагрузку какую-то – люди, приезжайте в село, работайте там. В Комсомольском парке сохраняется скульптура – сидит парень с девушкой обнявшись. Это олицетворение любви, отношения к женщине.
Возвращение сталеваров
– Есть ведь ещё одна интересная тема гипсового соцреализма – барельефы. Иногда они действительно удивительные.
– Допустим, на здании центрального роддома есть барельефы трёх женщин. Одна из них грудью кормит ребенка.
– Да ладно?
– Потому что мы не привыкли задирать голову вверх, и их не видим. Очень интересные барельефы на здании «Тулашахтстроя» на углу проспекта и улицы Толстого. Потом бывшая 17-я школа, где УПК был. Там есть барельеф «Учиться, учиться и учиться». На 18-й школе в Криволучье красивый барельеф, связанный с учёбой. На втором корпусе политеха – рядом с гербом парень с девушкой. Та же Прокофьева делала два барельефа небольших для Дворца культуры металлургов. Бывшая вторая больница в Заречье – там огромный фриз поверху. Под памятником Труду и обороны внизу шёл фриз.
В своё время у нас были Доски почёта колхозов и совхозов с барельефами.
– Помнится, не так давно нашли даже неизвестный барельеф известного скульптора Щелкан-Руденко.
– Это уникальная находка! Известный советский скульптор Татьяна Васильевна Щелкан-Руденко в 20е годы жила в Туле. Она – автор, например, старых барельефов в сквере Коммунаров. В то время по заказу Тульского городского банка Щелкан-Руденко изготовила барельефы «Сталевары» и «Бурлаки». Оба они считались утерянными. Как вдруг одну из композиций со сталеварами нашли во время ремонта Театра кукол на улице Советской, где ранее размещался банк. Так что гипсовый соцреализм не умирает. Он всё равно время от времени напоминает о себе.