Помните текст коммунистического партийного гимна «Интернационал»? Там есть такие строки: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем». И надо же такому случиться, ведь разрушили. А потом и построили. И кто был ничем, тот стал всем. Правда, последний тезис представляется мне очень спорным. В том смысле, надо ли было твердо ему следовать. Об этом рассуждал колумнист Nord-News Андрей Привалихин:
«Те, кто пришел к власти в стране после коммунистов, решили, что в дальнейшем сойдет и половина задуманного. Старый мир разрушили, а вот новый построить, никак не удается. То ли не могут, то ли не хотят, то ли и не думают что-нибудь делать. Справедливости ради, следует сказать, что среди попавших во власть в новой России было немало «бывших» коммунистов. Бывших беру в кавычки, потому что бывших не бывает.
Лет восемь тому назад мы с Александрой Ретунской в программе «Послевкусие» на «Большом радио» начали обсуждать «вдруг» возникшую острую нехватку врачей. Причем, не только в Мурманской области, но и во всей России. К нам в программу позвонили и сказали, что то, что мы обсуждаем, далеко не единственная проблема, встающая перед страной во весь рост, что совсем скоро, наряду с нехваткой врачей, так же остро встанет проблема нехватки учителей в наших школах. Проблема, повторюсь, не только Мурманской области, но и всей России. Но, к сожалению, мы с Сашей не были ни президентом, ни губернатором, чтобы дать подчиненным поручение немедленно приступить к решению этой системной проблемы...
Уважаемый и компетентный портал «РосБизнесКонсалтинг» сообщил, что почти в половине российских регионов сегодня остро ощущается нехватка учителей математики, русской литературы и русского и английского языка. А если учесть, что в опросе «РБК» приняли участие как раз половина регионов страны, то легко можно сделать вывод, что, как минимум, этих учителей не хватает во всех восьмидесяти пяти регионах. Мы много говорим сегодня о снижении рождаемости, о демографической яме, о невероятных усилиях, которые прилагает правительство для того, чтобы повысить рождаемость, но дело-то оказывается не только в том, что скоро некого будет учить, а еще и в том, что учить будет некому!
Можно, конечно, поёрничать на сей счет, дескать, коли рождаемость снижается, то и учителей столько не понадобится. Но дело в том, что дети пока еще в России есть, а вот учить их уже некому. Но пока еще никто никому никаких поручений на этот счет не дал. Ограничились громкими словами, как это часто у нас бывает - объявили 2023 год годом педагога и наставника. Вот громкие слова прямиком с официального сайта министерства просвещения. Это слова министра Сергея Кравцова: «Мы получили более трехсот предложений по проведению Года педагога и наставника. Среди основных мероприятий предусмотрены выставки, образовательные события, кинопроекты, которые освещают деятельность по развитию образования, популяризируют наследие отечественной педагогической науки и многое другое». В разные активности министр предполагает вовлечь «до восьмидесяти миллионов наших граждан». Может, министр что-то перепутал? Ведь «через массовость к мастерству» - это из области физкультуры и спорта»? Или это я что-то перепутал?
При Советской власти проблему нехватки педагогических кадров решали очень просто. В каждом областном, краевом, республиканском центре Советского Союза был свой педагогический институт, которому и вменялось в задачу обеспечивать регион педагогическими кадрами. Кстати, моя мама и ее сестры как раз были решателями проблемы нехватки педагогических кадров. Из своего рабочего поселка в Архангельской области они поехали друг за дружкой учиться в Архангельский государственный педагогический институт, закончили его и проработали на троих полтораста лет в школе. Вот вам и решение проблемы. Или я опять что-то перепутал?
Перепутал или не понял? Может быть, я просто глуп, и мой возраст не позволяет мне надеяться, что я поумнею? Очень может быть. Но ведь действительно есть вещи, которые понять просто невозможно! Тот же портал «РБК» сообщает, что сегодня средняя заработная плата учителя в Москве 132 тысячи рублей, а в Кургане - 41 тысяча рублей. Мы знаем, что для учителей существует единая тарифная сетка. Почему же такая чудовищная разница?
Минпросвещения поведал нам, что заработная плата учителей складывается из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных и стимулирующих выплат. Может быть, в Москве самые вредные условия труда учителей? Или они работают 24 часа в сутки? Или в московских школах собраны лучшие учителя страны, а в Кургане самые бесталанные и ленивые? А, понял! Москва всегда, везде и во всем должна быть впереди! В том числе, и по оплате труда учителей!
Пока же для того, чтобы привлечь молодежь работать в школу, в стране не делается ничего, кроме конференций, форумов, громких слов и обещаний. Неужели кто-то всерьез думает, что этого достаточно?»