Найти в Дзене
Духовная одиссея

Кастанеда анализирует с учителем свой первый опыт общения с дымком

Суббота 28 декабря 1963

Я проснулся вчера во второй половине дня. Дон Хуан сказал, что я спокойно спал около двух дней. Голова моя раскалывалась от боли. Когда я выпил воды, мне сделалось дурно. Чувствуя усталость, крайнюю усталость, я после еды снова завалился спать.

Сегодня же я чувствовал себя совершенно отдохнувшим. Мы обсуждали с доном Хуаном мой опыт с дымком. Думая, что он хочет получить от меня полный пересказ событий, как обычно у нас происходило, я начал описывать впечатления. Однако он прервал меня, сказав, что такой необходимости нет. По его словам, я не сделал ничего выдающегося и сразу отошёл ко сну. И говорить, собственно, не о чем.

— А то, как я чувствовал? Разве это не имеет значения? — настаивал я.

— Нет, с дымком не имеет. Позднее, когда ты научишься путешествовать, мы ещё поговорим. После того, как ты освоишь умение проникать в вещи.

— Неужели действительно можно проникать в вещи?

— А разве ты не помнишь? Ты вошёл в стену и прошёл через неё.

— По моему, я по-настоящему сошёл с ума.

— Нет, ты не сходил.

— Ты себя также вёл, дон Хуан, когда курил в первый раз?

— Нет, не также. У нас разные характеры.

Фотография с сайта unsplash.com
Фотография с сайта unsplash.com

— А как ты себя вёл?

Учитель не ответил. Я перефразировал вопрос и задал его снова. Однако, по его словам, он не помнил о своих переживаниях. Хуан сказал, что дымок как союзник — это нечто уникальное. Тут я напомнил, что также он говорил про Мескалито. На самом деле, возразил он, любая вещь есть уникальное явление, поскольку отличается по своим качествам от других. Затем дон Хуан произнёс следующее.

— Мескалито — это защитник, направляющий твои действия, обучающий правильному образу жизни. И ты можешь видеть его, потому что он вне тебя. А дымок — это союзник. Он преобразует тебя и даёт силу, но никогда себя не показывает. Ты не можешь разговаривать с ним. Но зато знаешь о его существовании, ибо он забирает твоё тело и делает его таким же лёгким, как воздух. Дымок здесь и даёт тебе силу совершать невообразимые вещи, когда забирает твоё тело.

— Я действительно чувствовал, что потерял тело, дон Хуан.

— Да потерял.

— Ты действительно думаешь, что у меня тогда не было тела?

— А сам ты как думаешь?

— Ну, я не знаю. Могу сказать лишь то, как я себя чувствовал.

Всё было по-настоящему — то, как ты себя чувствовал.

— Однако каким ты меня видел, дон Хуан? Каким я являлся тебе?

Фотография с сайта unsplash.com
Фотография с сайта unsplash.com

— Это не имеет значения.

— Но ты же видел меня так, как ты видишь сейчас, или нет?

— Нет, ты был не таким, как сейчас.

— Прекрасно! Предположим, это так. Однако тело-то у меня было, хотя я и не чувствовал его.

— Нет! Чёрт возьми! У тебя не было такого тела, как сегодня!

— А что же тогда случилось с моим телом?

— Я думал, ты понял. Дымок взял твоё тело.

Но куда оно делось?

— А я-то, откуда могу знать?

Бесполезно было дальше добиваться от него рационального объяснения. Я сказал, что не хочу спорить и задавать глупые вопросы. Но если так запросто допущу идею о пропаже тела, то потеряю последние остатки рационального мышления.

Он ответил, что я, как всегда преувеличиваю. С дымком я ничего не потерял и не потеряю.

Я спросил дона Хуана, можно ли по его мнению, давать дымок любому, кто захочет испытать подобные переживания.

Фотография с сайта unsplash.com
Фотография с сайта unsplash.com

Он ответил с негодованием: дать дымок кому-либо значило бы просто убить его, ибо у постороннего человека нет никого, кто бы руководил им.

Я попросил дона Хуана объяснить. По его словам, я сижу здесь живой и невредимый, разговаривая с ним, благодаря тому, что он вытащил меня обратно. Он восстановил моё тело. Без учителя я бы никогда не проснулся.

— Как ты восстановил моё тело, дон Хуан?

— Ты узнаешь позднее и узнаешь, как надо проделывать это самому. Именно поэтому я и хочу, чтобы ты обучился как можно большему, пока я рядом. Я потратил немало времени, выслушивая глупые вопросы о какой-то ерунде. Но, похоже, в твоей судьбе не предначертано — узнать всё о дымке.

— Хорошо, что я тогда должен делать?

— Пусть дымок учит тебя до тех пор, пока ты можешь учиться.

— Значит, дымок тоже учит?

— Конечно, учит.

— Он учит так, как Мескалито?

— Нет, он не учитель, как Мескалито. Он не показывает.

— Но о чём тогда учит дымок?

— Он демонстрирует тебе, как обращаться с его силой, и учит тому, что ты должен принимать её столько раз, сколько можешь.

Фотография с сайта unsplash.com
Фотография с сайта unsplash.com

— Твой союзник очень пугает меня, дон Хуан. Он совсем не похож на то, что было раньше. Мне кажется, я схожу с ума.

По известным причинам, это был наиболее горестный образ из тех, которые приходили мне в голову. Я смотрел на все события с особой позиции человека, имевшего другие галлюциногенные опыты, с которыми можно было сравнивать, и мне постоянно всё снова и снова представлялось, что от дымка происходит потеря рассудка.

Учитель отбросил моё сравнение, сказав, что таким образом я чувствую его невообразимую силу. Необходимо всти сильную жизнь — тогда научишься обращаться с этой силой.

Идея сильной жизни нужна не только на этапе подготовки опыта, она определяет позицию человека и после него.

Дымок страшно силён, сказал он, его силе можно противопоставить только силу, иначе жизнь твоя будет разбита.

Я спросил, оказывает ли дымок такое же действие на всех. Хуан ответил, что не у каждого дымок вызывает преобразование.

— Тогда по какой причине дымок вызвал преобразование во мне? — спросил я.

— Ну, по-моему, это очень глупый вопрос. Ты последовательно выполнил все пункты, которые требовались. Поэтому нет ничего загадочного в том, что дымок преобразовал тебя.

Я снова спросил его о том, как я выглядел во время опыта. Мне хотелось это узнать, ибо образ бестелесного существа, который он пытался мне внушить, был невыносим для моего понимания.

Фотография с сайта unsplash.com
Фотография с сайта unsplash.com

Дон Хуан честно признался, что боялся на меня смотреть. Он чувствовал себя так, как чувствовал себя его учитель, когда смотрел, как Хуан в первый раз курит.

— Почему ты так боялся? Неужели я был такой страшный? — спросил я.

— Я никогда не видел раньше, как курит кто-то другой.

— Разве ты не видел, как курит твой учитель?

— Нет.

— И ты никогда не видел даже себя самого?

— Как я мог?

— Ты мог бы курить перед зеркалом.

— Смотреть в зеркало бесполезно, а кроме того, рискуешь умереть.

— Должно быть, ужасно выглядишь.

— Тебе предстоит ждать до того, как ты дашь дымок кому-нибудь другому — конечно если удостоишься такой судьбы. Тогда ты увидишь, как выглядит человек, курящий смесь, содержащую псилоцибиновый гриб.

Фотография с сайта unsplash.com
Фотография с сайта unsplash.com

— Что случится, если я буду курить перед камерой и засниму себя на плёнку?

— Я не знаю. Возможно дымок обернётся против тебя. Я вижу, ты считаешь его настолько безобидным, и даже готов играть с ним в игрушки.

Я возразил, что не собираюсь играть. Но, по его же словам, дымок не требует строгого выполнения правил, и, наверное, нет ничего предосудительного в знании того, как ты при этом выглядишь. Хуан поправил меня, сказав, что не обязательно придерживаться лишь определённого порядка в действиях, как в случае с чёртовой травкой. Но с дымком, например, обязательна определённая поза. И в этом смысле надо точно соблюдать правила. Он привёл пример с приготовлением такого раствора, где не имеет значения, какой компонент положить первым, главное — получить заданный раствор.

Я спросил, будет ли какой-нибудь вред, если я расскажу другим о моих переживаниях. Он ответил, что единственные секреты, которые я никогда не должен рассказывать, — как приготавливать смесь, как перемещаться и как возвращаться назад. Другие моменты, касающиеся опыта, не так важны.