Авторская колонка Ивана Бера
Главком ВСУ Валерий Залужный уверяет Зеленского, что прорыва для украинской армии не будет. Мы, говорит, видим, что делают они, а они видят, что делаем мы. У нас нет преимущества, а стоять на позициях — значит проиграть. И настоял на расширении горизонтов мобилизации на Украине. Генштаб просит Зеленского увеличить перечень женских профессий, которые могут подлежать мобилизации в ряды ВСУ.
Одна из актуальных проблем на фронте — недостаток живой силы. Причем первые инициативы из Киева по призыву женщин появились уже летом. В первую очередь это касалось медработников — раненых много, а рук не хватает. Медики гибнут, находясь в составе батальонов на передовой. А еще, набрав в полевой госпиталь женщин, можно оттуда забрать на передовую мужчин. В начале СВО, даже молодые девушки не боялись вступать в ВСУ.
Но потом мыльный пузырь лопнул
Постепенно украинцы стали понимать, что на фронте не так весело и беспечно, как казалось на видеороликах нацбатов, и массово начали прятаться и бежать за границу.
Когда определились с теми, кого будут мобилизовать, украинские женщины, инвалиды, наркоманы и студенты немного успокоились, а спустя 20 месяцев боестолкновений власти Киева добрались и до них, вписав как подходящие под призыв.
Оберни что угодно в красивую обертку — это станет конфеткой
Чтобы реализовать мобилизацию можно было быстрее и проще, министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров анонсировал запуск смарт-мобилизации. Каждый украинец через гаджет сможет выбрать специальность на фронте по душе. Сообщается, что таким образом через месяц уже наберут операторов для беспилотников.
Ни слова об оплате труда при такой мобилизации, да и как мобилизация это вроде не выглядит. Типа есть насильственная волна рекрутирования, а есть вот такая смарт-альтернатива, где добровольно выбираешь и в более комфортных войсках служишь, что абсолютно не так: это та же мобилизация, только с хитрым заходом.
А по поводу операторов БПЛА. Таких специалистов уничтожают в приоритетном порядке, потому что это не только глаза военных подразделений, но и оружие с воздуха, которое бьет неожиданно. Поэтому ни о каких безопасных специальностях речи в ВСУ нет — все будут заменой погибшим вэсэушникам за прошедшее лето.
В сентябре в военкоматы Украины призвали явиться всех женщин, работающих в медицинской сфере, с их помощью планируется набрать недостающие 300 тысяч человек для фронта. Первые ласточки уже есть, призывница Алена Рыж попала не в тыл, а в самую мясорубку, в 47-ю бригаду, оснащенную техникой НАТО для контрнаступления. Почти вся бригада была уничтожена за несколько часов.
Месяц назад эту бригаду отправляли в тыл на восстановление, укомплектовали недостающие места вот такими эксцентричными украинками, перебросили на северо-запад ДНР — и снова крах и потери.
«Женщина-воин»
За лето пропагандисты Киева создали новый рекламный образ женщины-воителя: современная военная форма, шлем с прибором ночного видения, американская штурмовая винтовка с подствольным гранатометом и куча боеприпасов в кармашках камуфляжа. На некоторых это произвело неизгладимое впечатление.
Правда, война оказалась не такой, как показывали в рекламных роликах, а в современных условиях она еще более опасна. Беспилотников и коптеров больше, точных и умных бомб еще больше, сотни вертолетов Ка-52 за пять километров видят любое передвижение войск и техники в свои инфракрасные камеры. Спрятаться даже в густой лесопосадке невозможно.
В общем, попали женщины в тот период, когда убивают на фронте еще больше, чем раньше. После постов в соцсетях о потерях среди женщин, возможно, энтузиазм идти в ВСУ пропадет. Могу ошибаться, но, по-моему, во времена французской революции в конце XVIII века повстанцы ставили женщин впереди, чтобы по ним не стреляли.
Может и в ВСУ решили применить такую тактику? Работать, она, конечно, не будет. Даже если в окопе окажется пенсионерка с Джавелином, ее утилизируют, не особо вглядываясь в черты лица под каской. Потому что раз взял в руки оружие — значит солдат, и либо ты, либо тебя — никакой этики на поле боя нет.
Реалии фронтовых будней — это не мобилизационные видео в тик-токе
А еще на фронте есть такое понятие, как психофизическая нагрузка. На массе видеороликов украинки веселятся, танцуют, показывают всем видом героизм и бодрость духа. Но нет видео, где перед началом штурма пришлось прятаться в холодной грязи по щиколотку от артобстрела, а потом бежать в атаку под свист пуль. В первом случае это тик-ток-экскурсия, во втором — мрачные будни войны. И женщина, что бы там ни говорили о ее психической устойчивости, скорее всего, тронется умом почти сразу после первой мясорубки. А это значит, из-за истерики последует срыв боевой задачи, оставление боевой позиции, демаскировка всей роты и максимально бессмысленная гибель из-за глупых эмоциональных действий. И вот такие бравадные видеоролики вводят в заблуждение женскую половину Украины о реалиях войны.
Например, наемница из Грузии Кэти Лешкашели. Девушке 28, она из обеспеченной семьи и вела бьюти-блог. Ни проблем, ни обязанностей. Вместо лакшери-существования выбрала поездку в зону СВО на стороне ВСУ. И тут же выложила фото с позиции в заброшенном здании. Опознать постройку несложно любому жителю Донбасса. Разумеется, ждать прилета снаряда в эту снайперскую позицию недолго.
Или гражданка солнечной Италии Джулия Шифф и американка Алексис Антилла. Первая — скандальная блогерша у себя на родине, возможно, именно за контентом отправилась в зону боевых действий, вторая — ради острых ощущений бросила учебу в престижном Колумбийском колледже. Острые ощущения Алексис уже получила, подорвавшись на мине и потеряв после этого ногу.
Недавно в СМИ сообщалось, что иностранные наемники-мужчины, напротив, наигравшись в ультрабойцов массово покидают ряды ВСУ. Среди причин — обман по оплате и ее задержка и отвратительные условия на передовой, нехватка боеприпасов и слишком высокий риск расстаться с жизнью.
На самом деле массовый призыв женщин в ряды ВСУ, который может начаться в начале нового года, не повлияет на эффективность украинской армии — скорее наоборот. Провал после такой инициативы еще сильнее подорвет моральный дух и решимость к сопротивлению среди украинского населения.
Мое имя Иван Бер, будьте здоровы и берегите друг друга.