Найти тему
Медиапалуба

«Мы делаем все, чтобы изменения не отражались на стоимости круизов» — компания «ВодоходЪ» о новых судах и маршрутах

Наступает время подведения итогов круизный навигации. Послабление мер, связанных с пандемией коронавируса, ограничения на выезд российских туристов за границу, нестабильная курсовая разница — все эти факторы дали ощутимый толчок развитию круизов по России. Согласно данным Ассоциации туроператоров, стартовавшие продажи круизного сезона 2024 года уже сейчас демонстрируют спрос на уровне прошлого года, а в течение года он, скорее всего, будет расти и дальше.

«Медиапалубе» эта отрасль интересна, прежде всего, с точки зрения флота и его эксплуатации. Мы поговорили с заместителем генерального директора по развитию компании «ВодоходЪ» Ильей Суховольским о новых и наиболее популярных традиционных маршрутах, комплексных проблемах отрасли и о трендах, которые сегодня формируют основные круизные компании России.

П: Илья Григорьевич, какие суда на сегодня наиболее востребованы и удобны для круизов по внутренним водным путям?

— Для осуществления круизных маршрутов по Единой глубоководной системе Европейской части России (ЕГС) оптимальная осадка круизного судна должна составлять до 3 метров. Для понимания — гарантированная глубина Единой глубоководной системы Европейской части страны составляет не менее 4 метров, за исключением участков Городец – Нижний Новгород по реке Волге и Кочетовский гидроузел – Ростов-на-Дону на реке Дон. На этих участках с помощью комплекса путевых работ и регламентированных регулируемых сбросов воды обеспечивается глубина всего в 3,3-3,5 метра. Эксплуатируемые компанией «ВодоходЪ» круизные теплоходы в среднем имеют осадку 2,9 метра, и строились, как раз-таки, исходя из проходной осадки ЕГС.

Географию эксплуатации круизного судна помимо осадки определяет и класс теплохода. Чем больше теплоходов смешанного «река-море» плавания имеет круизная компания, тем разнообразнее круизные маршруты она предлагает.

На сегодняшний день компания «ВодоходЪ» имеет 24 теплохода, осуществляющих плавание по ВВП (это и реки, и озера), и два судна класса «река-море», которые имеют возможность выходить в море в прибрежное плавание – это новейший лайнер «Мустай Карим» и теплоход «Александр Пушкин».

П: Ваши круизы включают и морские маршруты. Какие это суда и направления?

— Теплоход «Мустай Карим» проекта PV300 в этом сезоне курсировал по акватории Финского залива в круизах с посещением Выборга, а на теплоходе «Александр Пушкин» проекта Q-040 «ВодоходЪ» уже третий год организует круизы в Белое море на Соловецкие острова.

    Фото: «ВодоходЪ»
Фото: «ВодоходЪ»

Кроме того, в 2025-2026 гг. «ВодоходЪ» начнет эксплуатацию трех круизных лайнеров проекта 00840 «Карелия». Новые четырехпалубные теплоходы смешанного «река-море» плавания будут эксплуатироваться в Каспийском, Черном, Азовском, Балтийском и Белом морях, с возможностью судозахода на Соловецкие острова, а также в акватории Финского залива и на внутренних водных путях России. Планируется, что первое судно начнет навигацию в 2025 году, еще два — в 2026 году.

П: Какими будут будущие лайнеры проекта «Карелия»? Чем будут отличаться от того же проекта PV300?

— Лайнеры проекта «Карелия» имеют меньшие размерения (длина 131 метр, ширина — 13,8, осадка — 2,9 метра) по сравнению с теплоходом «Мустай Карим» проекта PV300 (длина 141 метр, ширина 16,82, осадка 3 метра.). Это определено будущими районами эксплуатации проектируемого судна, в частности, необходимостью прохода по Беломорско-Балтийскому каналу, где более узкие и короткие шлюзы.

«Карелия» рассчитана на 180 пассажиров и по уровню комфорта будет соответствовать лучшим мировым круизным судам. На борту будет много кают с балконами, СПА-центр и даже бассейн на открытой палубе.

    Лайнер проекта 00840 «Карелия» / Фото: Медиапалуба
Лайнер проекта 00840 «Карелия» / Фото: Медиапалуба

Маневренность судна, сервисы на борту соответствующие уровню отелей 5*, камерная обстановка с максимальной численностью пассажиров до 180 человек, стильные интерьеры, уютные и просторные каюты с панорамными балконами, просторная открытая палуба с бассейном и баром, рестораны с изысканной кухней, увлекательная экскурсионная программа по маршруту, актуальная тематика круиза и интересные спикеры — все эти критерии определяют современные тренды и делают круизный лайнер востребованным, куда хочется возвращаться вновь и вновь.

П: Какие направления на сегодня наиболее популярны среди туристов?

— У нас сформировался ТОП-5 направлений по России.

Круизы «Две столицы» из Москвы до Санкт-Петербурга или в обратном направлении. Он популярен из-за оптимальной продолжительности: недельный круиз позволяет насладиться архитектурой и историей таких старинных городов, как Углич, Горицы, посетить живописные карельские острова Кижи и Валаам, отдохнуть на зеленой стоянке в туристической деревне Верхние Мандроги. Путешествие проходит на теплоходах класса премиум: «Санкт-Петербург», «Николай Чернышевский» или «Константин Коротков».

Далее — круизы на Соловецкие острова. «Александр Пушкин» — единственный четырехпалубный теплоход, который ходит на Соловецкие острова и способен швартоваться непосредственно у причала Соловков. Каждый день для туристов организуется насыщенная культурно-развлекательная программа на борту и экскурсии на берегу. А с палубы теплохода «Александр Пушкин» открываются пейзажи северной природы, недоступные ни с одной другой точки суши.

Следующие в топе — круизы на Валаам. Это короткие круизы, которые всегда пользуются большой популярностью, давая возможность отдохнуть, не отрываясь от работы или дома надолго. В круизный сезон из Северной столицы регулярные рейсы до карельского острова Валаам совершают теплоходы: «Ленин», «Георгий Чичерин»,«Юрий Андропов», «Леонид Соболев».

Самыми популярными из Москвы являются короткие круизы на 3-4 дня в Тверь, Углич, Мышкин, Рыбинск. В мини-круиз можно отправиться в пятницу после работы или учебы, а в воскресенье вернуться обратно.

И классика речных круизов — речные путешествия по городам Золотого кольца: Ярославль, Мышкин, Углич, Кострома, Калязин встречают гостей живописными берегами с золотыми колокольнями церквей и башнями древних крепостей. В этом году «ВодоходЪ» организовал специальную программу — путешествие по городам Золотого кольца с полезными знаниями по питанию и иммунитету от нутрициологов, биофизиков и других специалистов по здоровью в тематических ЗОЖ-круизах. На борту проводятся лекции об эффективных методах питания, а тема осознанного выбора продуктов и правильного питания поддержана гастрономической программой в городах стоянок и специальным меню на борту.

П: Какие новые маршруты и регионы появились среди ваших предложений?

— Мы всегда стремимся искать новые пункты судозаходов с интересной береговой программой для наших туристов. В этом году мы предложили в расписании 7 новых стоянок: Уфа, Выборг, Юрьевец, Сарапул, Таганрог, в Пермском крае — это города Березники и Оса. Новые остановки на круизных маршрутах всегда пользуются повышенным вниманием и спросом, особенно у постоянных клиентов. Кратко расскажу о каждой локации и чем она интересна.

В этом году «ВодоходЪ» организовал 4 круиза до Уфы, высокий спрос на которые определяла не только новизной маршрута, но и ограниченность предложения, ведь круизы в Башкирию можно осуществить только ранней весной, когда уровень воды в реке Белая позволяет проходить четырехпалубным теплоходам.

Большим спросом пользуется и новый круизный маршрут с посещением Выборга, который мы впервые заявили в навигацию 2023 года. На сегодняшний день флагманский теплоход компании «Мустай Карим» – единственное круизное судно, которое может дойти по Финскому заливу до Выборга, пройдя через исторический центр Санкт-Петербурга.

    Фото: Медиапалуба
Фото: Медиапалуба

В этом году мы открыли круизную навигацию в Юрьевце и Таганроге. 2 июля теплоход «Мстислав Ростропович» стал первым за 13 лет туристическим лайнером, зашедшим в Юрьевец, а новый причал в Таганроге «протестировал» теплоход «Константин Федин».

Также мы увеличили количество речных круизов из Перми. Под регион выделен теплоход «Виссарион Белинский», который осуществляет круизы из столицы Прикамья в Москву, Санкт-Петербург, в Карелию, Нижний Новгород, Казань, Самару, Волгоград, Астрахань. Компания планирует отправить из Перми в этом году более 2000 человек. В рамках круиза из/в Пермь «ВодоходЪ» предлагает новую дополнительную экскурсионную программу «Урал+» с посещением Екатеринбурга и Нижнего Тагила.

П: Были ли сложности при освоении новых направлений?

— Сложности с организацией новых маршрутов и точек судозаходов, к сожалению, бывают. В основном ограничения связаны с параметрами судового хода на внутренних водных путях: неподтвержденная глубина, обмеление рек или невозможность подхода к некоторым причалам. В некоторых населенных пунктах причальные стенки и вовсе требуют ремонта или освидетельствования на право эксплуатации.

Ограничения могут возникнуть и из-за габаритов судна. Например, для обоснования возможности прохода теплохода «Мустай Карим» до Выборга Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова выполнил научную работу, в ходе которой были произведены расчеты возможности прохода т/х «Мустай Карим» до Выборга и его безопасной швартовки в порту. Ведь теплоход «Мустай Карим» на сегодняшний день является одним из самых габаритных пассажирских судов на речном флоте страны, а по маршруту до Выборга есть места с ограниченными параметрами судового хода, например, Высоцкий поворот. В рамках подготовки к заходу в порт Выборг судоводители теплохода «Мустай Карим» прошли тренажерную подготовку по проходу Выборгского морского канала. Подготовка заняла 4 месяца, начиная с декабря 2022 г.

П: А какие в целом есть проблемы, которые стабильно приходится решать, организуя круизы России? Каковы слабые места отрасли?

— Речные круизы — комплексный туристический продукт, который включает много услуг, как на борту, так и на берегу. Большое количество контрагентов, объектов речной инфраструктуры и сотрудников, занятых в процессе обслуживания судов и приема туристов, повышают риски форс-мажорных обстоятельств, начиная от низкого уровня воды в реках или неготовности причальных стенок, и заканчивая нехваткой квалифицированных экскурсоводов и комфортабельного транспорта в городах круизного маршрута.

Формировать маршрутную сетку на новый сезон мы начинаем за 1-1,5 года, но как-бы тщательно мы не составляли график, природная стихия или другие обстоятельства вносят свои коррективы, вынуждая нас менять графики движения теплоходов, что, конечно же, доставляет неудобства нашим клиентам. В связи с этим, мы всегда готовы предложить гостям альтернативные даты, маршруты или дополнительный сервис.

Некачественное обслуживание и прием на берегу могут испортить впечатление о круизном путешествии в целом, и мы рискуем потерять клиента. В большинстве регионов требуется обновление автобусного парка. Только на Волге 9 городов в пиковые даты хронически не могут обеспечить всех круизных туристов качественными туристическими автобусами. Если взять другие реки, то таких пунктов в сезон уже 14!

    Фото: «ВодоходЪ»
Фото: «ВодоходЪ»

П: Как за последние несколько лет изменился подход к дизайну интерьеров и экстерьеров на судах? Был ли у вас за последние годы опыт модернизации судов, их «осовременивания»?

— «ВодоходЪ» осуществляет программу развития флота: переоборудование теплоходов, инвестирование в высококачественные интерьерные решения и современный дизайн. За последние годы была проведена комплексная реновация и модернизация семи теплоходов: «Максим Горький», «Санкт-Петербург», «Константин Коротков», «Константин Федин», «Николай Чернышевский», «Кронштадт», «Нижний Новгород».

Обновление и ремонтные работы на теплоходах мы проводим в межнавигационный период ежегодно, потому что для нас важно постоянно повышать комфорт пребывания пассажиров на борту, да и современные туристы становятся в хорошем смысле все более требовательными.

Например, к этому сезону солнечные палубы теплоходов «Константин Коротков» и «Санкт-Петербург» мы оборудовали тентами, которые позволяют гостям укрыться от солнца или дождя.

На теплоходах «Лев Толстой», «Георгий Жуков» и «Санкт-Петербург» организованы детские комнаты, а на теплоходе «Феликс Дзержинский» появилась вторая просторная детская комната, для того, чтобы малыши и подростки могли проводить свой досуг в разных помещениях.

Модернизированы 12 кают категории «Полулюкс» и «Люкс» на теплоходе «Лев Толстой», в них оборудованы балконы площадью 7 кв.м и 10 кв.м.

Проведен большой объем работ в части эстетического ремонта на целом ряде теплоходов: замена напольных покрытий, обновление мебели, улучшение дизайна и эргономики общественных пространств и ресторанов. На некоторых бортах в общественных помещениях была оптимизирована система кондиционирования. Для быстрого обслуживания гостей на некоторых теплоходах в ресторанах была улучшена сервировочная зона и зона приготовления горячих блюд.

П: По вашим ощущениям, как после пандемии и с учетом новых ограничений на выезд российских туристов за границу изменилась отрасль? С одной стороны, все столкнулись с экономическими проблемами, с другой — возрос интерес к путешествиям по России. Как все эти события отразились на круизах?

— В последние годы круизный отдых стал одним из самых быстрорастущих сегментов туристической сферы РФ. Однозначно, россияне стали чаще выбирать путешествия внутри страны и пробовать такой вид отдыха, как речные круизы. Те туристы, кто направил свое внимание на речные путешествия, сделали для себя приятное открытие, что — это отдых по системе «все включено» на комфортабельных «плавучих отелях» с качественным сервисом. Туристы каждый день просыпаются в новом городе, не меняя место размещения. Программа дня на борту предусматривает трехразовое питание, развлекательную программу для детей и взрослых на борту и экскурсии на берегу.

В среднем ежегодный прирост круизных туристов, начиная с 2020 года, составляет 15-20%.

Четвертый год подряд круизная отрасль работает исключительно на российского туриста и действительно доля россиян, выбирающих круизный отдых, постоянно растет.

В прошлом году в речной отрасли случился настоящий бум — в целом по стране в круизах отдохнуло более 320 тыс. человек, что на 35% выше показателя 2021 года. Из общего пассажиропотока страны с компанией «ВодоходЪ» в 2022 году в круизах побывало 120 тысяч туристов.

Росту продаж и узнаваемости речных круизов очень способствовала государственная программа «Туристический кешбэк», которая хорошо простимулировала спрос на речные круизы.

Закрытые границы тоже обратили внимание россиян на отдых внутри страны, в том числе и круизный.

В прошлом году был более скромный рынок предложений — на реках России работало 86 круизных судов. В этом сезоне в круизной отрасли на 17 теплоходов больше — 103 судна. Предложения может превысить спрос на определенных направлениях, поэтому мы ставим в в этом году сдержанный план прироста (14%) в количестве туристов и планируем обслужить 138 тысяч человек.

Текущая динамика продаж речных круизов к прошлому году по количеству реализованных путевок выше на 17%.

П: Сейчас круиз на теплоходе по России кажется не самым дешевым удовольствием. Как думаете, можно ли сделать этот вид отдыха более доступным? Например, организовывать лоукосты.

— Компания «ВодоходЪ» предлагает теплоходы в пяти классах, предоставляя сервис и услуги разного уровня под любой бюджет. Средняя стоимость туродня, в среднем, варьируется от 6 тыс. до 16 тыс. руб на человека, в зависимости от класса теплохода. Надо учитывать, что в эту стоимость входит много услуг и сервисов: размещение в каютах со всеми удобствами, трехразовое питание по заказной системе, развлечения на борту, экскурсии на берегу. Поэтому речные круизы вполне достойная альтернатива, а иногда и более выгодная, загородному отелю, пляжному отдыху или экскурсионному туру, и здесь не важно едете ли вы в круиз один или с близкими.

Относительно прошлого года цены изменились в среднем на 8%, в каких-то классах они остались прежними. Нам непросто удерживать стоимость туродня на текущем уровне, так как изменилась стоимость топлива, скорректировали свои цены наши партнеры в части экскурсионных программ, пассажирских перевозок наземным транспортом, поставщики напитков и продуктов. Однако мы делаем все, чтобы эти изменения не отражались на стоимости круизов.

П: Как в таких условиях можно повышать спрос на круизы?

— Гибкая ценовая политика, акция «Раннее бронирование», специальные тарифы для разных категорий граждан — все это позволяет «сдерживать» рост стоимости круизного продукта.

Для тех туристов, кого не интересует отдых по программе «все включено» и кто привык отдыхать в своем ритме, мы разработали «облегченный» турпродукт — круизное путешествие в новом классе «Водоход.Лайт». Базовый тариф в классе «Водоход.Лайт» включает только размещение в комфортабельной каюте и завтрак. Все остальные услуги гости могут не приобретать или докупить на борту.

Семьи с маленькими детьми могут не покупать экскурсии, а в своем темпе прогуляться по историческим улочкам круизного города, сводить детей в парк на аттракционы, в зоопарк или устроить пляжный отдых с подвижными играми на берегу.

В 2022 году в классе «Водоход.Лайт» работал теплоход «Кронштадт», турпродукт оказался востребованным у наших туристов, и в 2023 году мы вывели второе судно в этом классе — теплоход «Константин Федин».

Для более выгодных путешествий по стране в 2024 году также будет доступен сервис премиальной подписки «ВодоходЪ.Про», предоставляющий доступ к закрытым специальным ценам на круизы, приоритет в «Листе ожидания» на круизы с ограниченным предложением, гарантированные скидки на круизы для себя (до 8%) и оформление тура с повышенной скидкой для своих друзей и родственников. На борту владельцев подписки «ВодоходЪ.Про» также ждут различные скидки и преференции. Кроме того, подписка открывает доступ к предложениям и акциям от более 100 партнеров программы.

П: В целом, как считаете, за какими круизами будущее? Будут ли это более люксовые путешествия или операторы начнут создавать более доступные туры; будут набирать популярность более длинные маршруты или короткие путешествия на выходные; будут ли «молодеть» любители круизов за счет новых развлекательных программ на борту, ведь еще недавно речные круизы считались отдыхом для людей постарше?

— В целом, коллективный уровень притязаний к сервису на отдыхе внутри страны растет. Мы отмечаем, что как только у клиентов появляется возможность повысить класс путешествия за счет туристического кешбэка или спецпредложения, они это делают с удовольствием. При этом, все больше «размываются» границы между категорией Стандарт и Комфорт. Из базовых услуг в категории Стандарт гости хотят видеть в каюте холодильник, ТВ, фен, сейф, халат, бутилированную воду.

Все чаще круизный отдых выбирают семьи с детьми и молодежь. Средний возраст круизного путешественника снизился в среднем на 5 лет (с 55+ до 50+). Вместе с тем, спрос на путешествия без детей также продолжает расти. В этом году мы продолжаем серию круизов с приоритетом для взрослых и осенью предлагаем спокойный, размеренный отдых для взрослых пассажиров в круизах на теплоходе премиум-класса «Александр Пушкин».

Все больше туристов предпочитают путешествия со смыслом или в тематике своих увлечений, поэтому «ВодоходЪ» с каждым новым сезоном предлагает все больше тематических круизов для взрослых и детей.

Ассортимент круизов различной продолжительности мы будем продолжать поддерживать, потому что видим спрос и на короткие круизы на 3-4 дня, и на круизы продолжительностью до недели, и на экспедиционные маршруты на 12-14 дней. Также есть желающие и на более продолжительные путешествия по реке, доходящие до 28-30 дней.