«Все народы или народности в процессе своей жизнедеятельности создали уникальные традиции, обряды и праздники, отразившие в себе всю красоту окружающего мира»
Не явились исключением в этом и малые народы проживавшие и ныне проживающие в Республике Алтай. Республика Алтай, как известно, находится в высокогорной части Алтая. Что касается исторических истоков образования Республики Алтай, то они уходят в глубину даже не веков а тысячелетий (читайте мою заметку «Республика Алтай. Мал золотник, да дорог!»).
Алтай, как природный анклав, находится не только в центре Евро-Азиатского континента, но, по мнению дотошных географов примерно на равных удалениях от Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого и Индийского океанов.
Одна из легенд о возникновении Алтая гласит так. Однажды Бог задумал создать на нашей планете самое чудесное место, в котором всегда царило бы счастье и гармония. Он отправил на его поиски Сокола, Оленя и Кедра и там, где их пути пересекутся и будет создано им то чудесное место. В долгих поисках изрядно уставшие Сокол, Олень и Кедр наконец-то встретились все вместе в краю высоких снежных гор, бурных рек и больших глубоких озёр. Именно здесь Бог создал то чудесное место и дал ему имя Алтай или Золотое место.
Главным достоянием Алтая являются его горы, которые хотя и чуть ниже тибетских гор, но не уступают по своей высоте ни памирским, ни саянским горам. Алтайские горы в силу этого даже называют иногда «российским Тибетом». А в алтайских предгорьях по их степным просторам и лесным массивам протекают тысячи рек от больших, средних до самых малых и лежат многочисленные озёра отражающие в хорошую погоду солнечный свет днём и лунный свет по ночам.
А самой высочайшей горой в Алтае является трёхвершинная вечно покрытая снегами гора Белуха высотой в четыре тысячи пятьсот шесть метров. Алтайцы называют её Ӱч-Сӱмер или Трёхглавая, а ещё и Кадын-Бажы или Вершина Катуни, так как именно из ледников горы Белухи и начинает свой путь главная река Алтая Катунь.
Гора Белуха (в Советском Союзе в 1978 году гора Белуха и её предгорный массив были утверждены памятником природы тогда ещё Горно-Алтайской автономной области. В 1997 году на Алтае в районе горы Белухи был создан Природный парк «Белуха». Интересна и история покорения горы Белухи альпинистами. Первую, но неудачную попытку добраться до её вершины совершил в 1904 году англичанин Сэмуэль Тернер. «Покорена» же гора Белуха была только в 1914 году нашими альпинистами – братьями Михаилом и Борисом Троновыми).
Сегодня в районе горы Белухи созданы популярные пешие, конные и альпинистские маршруты пройтись по которым туристы приезжают не только со всех уголков России, но и из многих стран мира.
На склонах горы Белухи насчитывается более ста ледников общей площадью до ста пятидесяти квадратных километров. Ледники Белухи словно живые организмы находятся в постоянном движении «стекая» с неё со скоростью от тридцати до ста метров в год.
А снега оседаемые на гору Белуху периодически в виде лавин скатываются с её крутых склонов с шумом подобным раскатам грома. В низовьях же горы Белухи быстротечные реки, образовавшиеся из тающих на ней снегов и ледников полны водопадами. Самым же большим водопадом среди них в Республике Алтай считается водопад Рассыпной.
А снега оседаемые на гору Белуху периодически в виде лавин скатываются с её крутых склонов с шумом подобным раскатам грома. В низовьях же горы Белухи быстротечные реки, образовавшиеся из тающих на ней снегов и ледников полны водопадами. Самым же большим водопадом среди них в Республике Алтай считается водопад Рассыпной.
Снежный барс (по-алтайски – ирбис. Порой его называют ещё снежным леопардом. Длина тела ирбиса доходит до ста тридцати сантиметров, вес до сорока килограмм. В России насчитывается всего до девяноста его особей, половина из которых обитает в горах Алтая). Сибирский горный козёл (длина рогов взрослого самца сибирского горного козла достигает порой более одного метра).
А высоко в небе на весь этот горный и предгорный алтайский мир раскрыв свои могучие крылья размахом до двух метров зорко вглядываются в поисках добычи алтайские беркуты. Обитает в тех местах и мало кому известная порода птиц, называемая алтайскими уларами или ещё горными индейками.
Алтайский беркут. Алтайский улар (места его обитания находятся на крутых каменистых склонах гор на высотах до четырехсот метров, а также и на предгорных полянах. Кроме Алтая разновидности алтайских уларов встречаются также в горах Саян, Кавказа и Тибета).
Если верить древней легенде алтайского народа в месте расположения горы Белухи существуют так и не найденные до наших дней ворота в мистическое царство Шамбала. Напомню, что царство Шамбала, в отдельных источниках его ещё называют царство Шамбхала, а в России страной Белых вод или царством Беловодья, по легенде скрывается от всех в горах Тибета. Согласно этой легенде, царство Шамбала считается именно тем местом, где проживает сообщество так называемых Учителей человечества, которые распространяют свои учения для духовной эволюции всех народов мира только через избранных ими людей.
Среди тех, кто в прошлом веке пытался найти дорогу в легендарное царство Шамбала был и Николай Рерих – наш соотечественник, путешественник и художник, который с 1923 по 1928 год руководя созданной им же на свои средства Центрально-азиатской экспедицией побывал с научно-исследовательскими целями на Алтае.
На основе легенды алтайского народа о том, что именно в горах Алтая находятся ворота в царство Шамбала, Николай Рерих нарисовал ряд картин, в том числе и одну из них под названием «Оттуда». На ней Николай Рерих на фоне Алтайских гор изобразил высокую, стройную, с лицом темнее чем у алтаек женщину из страны Белых вод, которая по легенде приходила иногда из своей страны Беловодья в места проживания алтайцев и творила помощь всем кто в ней нуждался, а затем снова уходила в свою страну Беловодья.
В Республике Алтай в силу сложившихся в ней природно-климатических условий образовалось порядка семи тысяч озёр, в том числе и множество горных. А из них самым большим и почитаемым у алтайского народа считается Телецкое озеро.
Телецкое озеро. Телецкое озеро на географической карте (алтайцы называют его Алтын Кёль или Золотое озеро. Длина Телецкого озера порядка восьмидесяти километров, наибольшая ширина до пяти километров, а его глубина доходит до трёхсот двадцати пяти метров. После озера Байкал, на которое Телецкое озеро глядя на него сверху похоже, является вторым по запасам пресной воды озером в России).
В основе происхождения алтайского названия Телецкого озера Алтын Кёль лежит местная легенда, исходящая из далёких веков. А она такова. Конь одного из алтайских охотников при возвращении его с охоты споткнулся и копытом сковырнул на земле мох. Охотник спешился с коня и увидел под мхом золотой самородок, который, когда он его полностью раскопал, оказался величиной с конскую голову. Обрадовался охотник такой удаче и не помня себя от радости помчался домой. Привёз охотник золотой самородок в своё жилище и спрятал его, как говорится, на «чёрный день».
Через много-много лет такой чёрный день всё же наступил. Случился он в тех краях в год великой жары. В тот год великой жары весь урожай на корню засох, погиб от бескормицы и весь скот. В поисках воды звери ушли, а птицы улетели в другие места. Пришли беда и голод в тот год ко всем людям живших в тех краях и в семью охотника тоже. Откопал тогда охотник свой золотой самородок и поехал обменивать его на зерно. Объездил тот охотник с золотым самородком много соседних поселений, но никто в них не согласился обменять ему зерно на золото. Прослышал охотник, что в одном из дальних поселений живет очень богатый бай и, к тому же, падкий на золото. Обрадованный такой вестью прискакал охотник со своим золотым самородком в поселение в котором проживал тот богатый бай, встретился с ним и попросил у бая за самородок величиной с конскую голову всего лишь одну чашку зерна, но бай отказал охотнику в этом, хотя и очень любил золото. Вернувшись с золотым самородком домой, охотник не застал в живых ни жены, ни детей. Все они умерли голодной смертью. В отчаянье охотник воскликнул: «Если самородок величиной с конскую голову не могу я обменять на чашку зерна, то зачем мне это золото!». Поднялся тогда охотник на самый высокий склон самого большого озера в тех местах и бросив золотой самородок в его воды прокричал: «Духи гор и вод! Приношу это золото в жертву вам! Прошу вашего благословения для моего народа чтобы не золотом он был богат, а теми дарами, которые приносят земля, леса и воды рек и озёр. А чтобы все знали, что нет у золота той силы, которую приписывают ему люди отныне пусть эта гора со склона которой я бросил золотой самородок в воду озера будет называться Алтын Туу, а озеро, принявшее в свои воды золотой самородок Алтын Кёль.
В начале семнадцатого века казаки-первопроходцы алтайских земель стали называть озеро Алтын Кёль Тёёлёсским озером с учётом имени кочевого народа тёёлёсы издавна жившего в местах нахождения этого озера. Со временем на русском языке имя Тёёлёсского озера стало произносится как Телецкое озеро.
Как известно, главными реками Республики Алтай являются река Катунь, берущая своё начало в ледниках Алтайских гор и река Бия. Слияние рек Катуни и Бии в районе города Бийска породило ещё одну реку, текущую на север и завершающую своё вечное течение впадением в Северный Ледовитый океан с именем Обь, ставшей в силу этого одной из самых протяжённых рек Сибири.
Бассейны рек Катуни и Бии (название реки Катунь образовано от слова «каттын», в переводе с алтайского языка «госпожа» или «хозяйка». Река Бия берёт свое начало из Телецкого озера. Название происходит от слова «бий», в переводе с алтайского языка «господин»). Место слияния рек Катуни и Бии с высоты птичьего полёта.
У алтайского народа существует и красивая легенда о причине слияния рек Катуни и Бии. В далёкие-далёкие времена дочь одного из алтайских ханов полюбила юношу из незнатного рода. Хан был против этого. Тогда влюблённые обратились к высшим духам Алтая, чтобы те помогли быть им вместе всю их жизнь. Высшие духи Алтая выполнили их желание. Они превратили влюблённых в две реки и навечно соединили их в одну реку.
С древних времён жители Алтая причисляли реку Катунь к священной реке. Подойдя к реке Катунь, они обязательно вежливо с ней здороваются и просят передать им часть силы исходящих из её бурных вод. Считается, что тот человек который окунётся в воды Катуни не только исцеляет все свои болезни, но и смоет в её водах всё то плохое, что накопилось в нём в его жизни до этого.
Славится река Катунь и своими речными порогами преодолеть которые решаются не все рафтингисты или те спортсмены, которые сплавляются по горным рекам на надувных лодках называемых рафтами.
Один из речных порогов на горном участке реки Катунь. Так рафтингисты преодолевают пороги горных рек.
В таких уникальных природных условиях, о которых рассказано выше издавна проживали и сегодня живут алтайские народы, в том числе и народы Республики Алтай.
В наше время в Республике Алтай, согласно последним данным Росстата, проживает порядка двухсот двенадцати тысяч человек относящихся к четырнадцати национальностям. Исторически сложилось так, что после добровольного присоединения алтайских народов и их земель к России на территорию, которая ныне относится к Республике Алтай приехали переселенцы практически со всех уголков нашей страны. Со временем это привело к тому, что коренных алтайцев в наше время в числе всего населения Республики Алтай насчитывается порядка семидесяти пяти тысяч человек или сорок процентов от всего населения Республики Алтай.
А составе коренного народа Республики Алтай имеется и нескольких небольших этнических групп так называемых представителей малых народов России, разделяемых в Республике Алтай условно на южную и северную этнические группы.
К южной этнической группе малых народов России в Республике Алтай относятся телеуты и теленгиты, а к северной этнической группе малых народов России в Республике Алтай относятся кумандинцы, челканцы, тубалары и шорцы.
Телеуты в основном занимаются скотоводством при этом надо сказать, что их в Республике Алтай насчитывается не более трёх сотен человек. Это произошло по причине того, что со временем в процессе своего обитания на алтайских землях большинство телеутов перекочевали на те земли, которые ныне входят в Кемеровскую область.
Женщины малого народа телеутов в праздничных одеждах.
Численность теленгитов в Республике Алтай доходит до трёх тысяч человек. Это гордый и самостоятельный кочевой народ. В 1916 году теленгиты в силу их притеснения другими малыми алтайскими народами попытались перекочевать из Алтая в Монголию, однако казаками вблизи границы с Монголией они были остановлены и возвращены на прежние места обитания.
Что касается кумандинцев, которые себя ещё называют татар-кижи, при этом поясню, что по-алтайски кижи означает человек, то в Республике Алтай проживает не более двух тысяч кумандинцев. Интересно и несколько загадочно то, что казаки-первопроходцы алтайских земель замечали в стойбищах кумандинцев много светловолосых и голубоглазых людей. Известно о кумандинцах и то, что во все времена они считались хорошими воинами и охотниками.
Челканцев в Республике Алтай также насчитывается не более двух тысяч человек. Себя они ещё называют куу-кижи или в переводе – люди лебедя. Связано это с тем, что предки челканцев жили на берегах одной из алтайских рек называемой Лебедь и, в силу этого поклонялись этой красивой величественной белой птице.
Тубалары, численность которых сегодня в Республике Алтай не превышает трёх тысяч человек проживая по соседству с кумандинцами и челканцами порой создавали с ними смешанные семьи. В облике тубаларов порой преобладают европеоидные черты лица и нередко среди них встречаются светловолосые люди.
Алтайских шорцев в Республике Алтай немного более ста человек. Алтайские шорцы, как и телеуты в своём большинстве постепенно со временем также перекочевали на земли, которые сегодня входят в Кемеровскую область.
Алтайские шорцы в своих праздничных одеждах.
Интересен и религиозный расклад жителей Республики Алтай. Доминирует среди них по статистике русское православие. В то же время в Республике Алтай живёт и много тысяч сторонников буддийской религии. Есть в Республике Алтай старообрядцы, католики и те, кто чтит исламскую веру или другие мировые религии. А вот у малых народов Республики Алтай существуют свои религиозные верования называемые тенгризм и бурханизм, считающимися этническими или народными религиями.
Так тенгризм на азиатских юго-восточных землях как религия, зародился еще в четвёртом веке до нашей эры на основе различных тюркских и монгольских народных религий, в которых было множество богов, богинь и духов. Главным из них считался Бог Тенгри или Бог Голубого неба. Поклоняются в этой религии представители малых народов Республики Алтай не только Богу Тенгри, но и всем своим предкам живших до них в тех краях. При этом интересно знать, что тенгризм был основной религией и в Великой монгольской империи до той поры пока потомок хана Чингиза в пятом поколении Узбег-хан в четырнадцатом веке не принял ислам. Последователи данной религии в наше время проживают также в азиатской части России, Монголии, Турции и ещё ряде среднеазиатских стран.
Что касается бурханизма, то эта народная религия стала складываться в горном Алтае только где-то в начале двадцатого века как протестная религия, направленная против шаманизма. В основе её названия лежит монгольское слово «бурхан», в переводе означающее «бог». Алтайцы поклонники бурханизма считают эту веру «белой» или «молочной» верой в отличие от «чёрной» шаманской веры. Современные сторонники бурханизма в Республике Алтай в основном проживают на её южных землях. В каждом из алтайских сёл, в которых проживают приверженцы религии бурханизма имеются ответственные лица из числа старейшин отвечающих за сохранность религиозных святилищ, на которых по установленным дням проводятся общие моления бурханистов данного села.
В восьмидесятых годах прошлого века тогда ещё в Горно-Алтайской автономной области начался и процесс возрождения традиционных праздников алтайского народа.
Среди возрождённых праздников наиболее значимым считается Дьылгаяк. Он знаменует начало нового года и проводится в марте на седьмой день после «убывания» луны ближе ко дню весеннего равноденствия. На этом празднике алтайцы сжигают чучело как символ уходящего года, веселятся, устраивают народные гуляния, весёлые аттракционы и конкурсы.
Существует в Республике Алтай и такой праздник как Тюрюк-Байрам или Праздник Кедра. Впервые он стал проводиться в алтайских сёлах и селениях в начале прошлого века и был приурочен к началу сбора кедровых орехов в конце августа. В наше время Тюрюк-Байрам приобрёл статус республиканского праздника национальной культуры всех народов проживающих на территории Республики Алтай.
Отмечают в Республике Алтай и праздник Чага-Байрам или Праздник белого месяца. По времени он приходится на дни новолуния в конце января или в начале февраля и также является праздником республиканского значения. Празднование Чага-Байрама начинается ранним утром совершением алтайскими старейшинами обряда поклонения силам и духам природы. Им на специальном тагыле или алтаре преподносятся угощения из молочных продуктов и разжигается костёр, выражая тем самым благодарность духам Алтая за благополучную зимовку.
А после совершения всех обрядов поклонения духам Алтая начинается всеобщее народное празднество и гуляние.
В Республике Алтай есть ещё и такие места, не рассказать о которых непростительно. Среди них – плоскогорье Укок.
Виды отдельных участков плоскогорья Укок.
На сравнительно небольшой территории плоскогорья Укок к нашему времени найдено до двухсот археологических памятников древних эпох. А ещё на нём находятся многочисленные захоронения людей, самому древнему из которых около четырнадцати тысяч лет.
Так выглядит одно из захоронений на плоскогорье Укок. Вид одного из вскрытых захоронений.
Находки, найденные в древних захоронениях на плоскогорье Укок.
Самое известное из всех найденных захоронений – это захоронение женщины возрастом до тридцати лет и возможно совершённое в середине последнего тысячелетия до нашей эры. Мумия женщины благодаря вечной мерзлоте в месте её погребения довольно-таки хорошо сохранилась.
Эту древнюю женщину после её обнаружения в 1993 году археологи назвали «Алтайской принцессой». И такое наименование было дано ей не случайно. На мумии женщины, лежавшей в закрытой деревянной гробнице, вырубленной из лиственницы, была одежда из китайского щёлка, вышитый орнаментами головной убор, украшения из жемчуга и золота. Кожа её рук была в татуировках с изображением разных диких зверей. Голова женщины была обрита, а на неё был надет парик из конского волоса.
Скульптурное изображение головы «Алтайской принцессы» выполненное по сохранившемуся черепу. Макет захоронения «Алтайской принцессы» в натуральную величину выставленный в Национальном музее Республики Алтай в Горно-Алтайске (в этом же музее с соблюдением всех необходимых условий хранится и сама мумия «Алтайской принцессы»).
Плоскогорье Укок, кроме этого, славится ещё и многочисленными петроглифами или рисунками, выполненными на камнях скал по берегам рек, текущих по нему.
Исследователи алтайских земель предполагают, что на плоскогорье Укок, как и в других местах Республики Алтай, возможно, могут быть и видимые только с высоты гигантские геоглифы – рисунки из выложенных на земле камней. Их, отдельные фантасты считают знаками, подаваемыми инопланетным кораблям, для места их посадки. На это намекают и древние алтайские предания. В них есть и легенда о бронзовых огненных колесницах, с которых спускались на Землю сыны Неба. Но, к сожалению, геоглифы на землях Республики Алтай, пока не найдены.
Гигантские геоглифы на плато Наска на юге Республики Перу (показаны для примера в качестве наглядности вышеприведённых слов).
На плоскогорье Укок встречаются и огромные мегалиты или сооружения из огромных каменных глыб. Что интересно и загадочно, камней с такой структурой в местных горах не существует. Исследователи мегалитов предполагают, что камни для них древние люди Алтая доставляли издалека и устанавливали в этих местах еще за четыре века до нашей эры. При этом надо сказать, что алтайские мегалиты, как и другие мегалиты на нашей планете, породили множество мифов и легенд о неких живших когда-то давным-давно великанах, наделённых чудовищной силой.
Мегалиты на плоскогорье Укок.
Все вышесказанное, исходя из описаний особенностей природы Республики Алтай, археологических находок самых древних поселений людей на планете найденных на её территории, а также с учётом особого географического положения Республики Алтай вполне может говорить о том, что земли Республики Алтай являются одним из основных центров зарождения человечества на нашей Земле.
Юрий Сластников. Анапа. Краснодарский край. 03 ноября 2023 года.
Мои заметки выходят еженедельно по пятницам.
Набирайте в поисковых строках каналов Яндекс и Дзен мой псевдоним – Феофан грек собиратель, заходите на мою страницу и читайте все те заметки, которые уже опубликованы!
Обещаю, вас ждёт много интересного!
Подписывайтесь! Ставьте лайки! Подключайте к чтению моих заметок своих близких, знакомых и друзей! Делитесь ими в других социальных сетях, используйте для распространения их другие каналы. Комментируйте! Буду рад ответить на все ваши вопросы!
Продолжение заметок следует!