Найти тему
Soldado Channel

Из-за чего в 1991 году российским морякам пришлось угонять свой же собственный корабль и как американцы пытались этому помешать?

В 91-м году, с результатом крушения Советского Союза, начался дележ всего и вся - разумеется, не обошел этот процесс армию и флот. Одним из камней преткновения стал авианосец “Адмирал Кузнецов”, на который претендовали как российские власти, так и власти “незалежной”.

Напомню, что “незалежная” как независимое государство появилась 24 августа 1991 года. Как раз в это время в Крыму, под Феодосией, проходил испытания новейший авианосец “Адмирал Кузнецов”. В конце осени командир этого корабля получил телеграмму за подписью первого президента “незалежной” Леонида Кравчука, который в данном послании назвал авианосец собственностью его страны. Кравчук также приказал отвести корабль в Севастополь и встать там на рейд до поступления дальнейших указаний. Поскольку никаких других приказов не было (в том числе молчала и Россия), пришлось выполнять…

Леонид Кравчук. Источник фото: https://interesnyefakty.org/leonid-kravchuk/
Леонид Кравчук. Источник фото: https://interesnyefakty.org/leonid-kravchuk/

Как несложно догадаться, никто никому “Адмирала Кузнецова” к тому времени в собственность не передавал, просто Кравчук решил проявить инициативу и забрать новейший корабль себе. Вот только моряки были с этим не согласны и постоянно задавались вопросом: по какому праву авианосец, приписанный к Северному флоту России, вдруг должен был стать частью флота другой страны? И зачем флоту этой другой страны, у которой выход есть лишь на Черное море, вдруг понадобился “океанский” корабль? На эти вопросы никто не мог найти ответов…Но и делать было нечего - все кругом молчали, был полнейший бардак и неразбериха…

С мертвой точки ситуация сдвинулась вечером 1 декабря 91-го года. На борт “Адмирала Кузнецова” поднялся вице-адмирал Юрий Устименко, который поприветствовал экипаж и передал приказ - немедленно уходить и идти на Северодвинск. Командир корабля, капитан I ранга Виктор Ярыгин, объяснил вице-адмиралу, что большая часть офицерского состава и мичманов в данное время находится на суше, там же находятся и самолеты, но Устименко велел бросить все и выполнять приказ, мол, отставший экипаж на поездах доедет, а самолеты потом сами долетят. Это говорит о том, что операция по спасению авианосца была очень срочной и внезапной, медлить было нельзя…Буквально через несколько минут после этого разговора на корабле все было готово к выходу и он взял курс на Босфор, нарушив тем самым приказ Кравчука.

Адмирал Кузнецов. Источник фото: https://pichold.ru/foto/avianosec-admiral-kuznecov-40-foto.html
Адмирал Кузнецов. Источник фото: https://pichold.ru/foto/avianosec-admiral-kuznecov-40-foto.html

Нельзя сказать, что этот “угон” корабля и дальнейшее путешествие было легким - о нет. Первые серьезные проблемы начались уже спустя 4 дня, когда “Адмирал Кузнецов” намотал на все свои винты разом рыболовные сети…Они прицелились на корабль настолько плотно, что он попросту потерял ход и вынужден был полностью остановиться. Еще 4 дня экипаж устранял эти проблемы, очищая винты, а потом авианосец двинулся дальше.

Дальше было еще “круче” - корабль наткнулся на американцев, которые в своей привычной хамской и наглой манере начали осуществлять провокационные действия. Что они сделали? Они просто увязались за “Адмиралом Кузнецовым”, сопровождая его. При этом их авиация намеренно пролетала опасно близко над кораблем, сбрасывала по ходу движения учебные бомбы, имитировала заходы на атаку и т.д. Как говорят очевидцы, ни у кого из членов экипажа не было мыслей остановить поход, но вот настроение у всех было на редкость пакостное. Дело в том, что в те темные времена произойти могло что угодно, и члены экипажа всерьез рассматривали вариант, что американцы как бы “случайно” уронят не учебную бомбу, а настоящую - и такое могло быть вполне реально, даже сомнений нет.

Адмирал Кузнецов. Источник фото: https://b-port.com/index.php/news/265030
Адмирал Кузнецов. Источник фото: https://b-port.com/index.php/news/265030

И лишь после того, как “Адмирала Кузнецова” встретил российский сторожевой корабль “Задорный”, ситуация с настроением экипажа улучшилась. Еще более она улучшилась, когда “задорный” сам начал проводить атакующие маневры в отношении американцев. После такого вот “бодания” флот США ушёл, и в дальнейшем российские корабли сопровождали уже британцы, а после них и норвежцы. В конечном итоге, через 3 недели с начала похода, “Адмирал Кузнецов” добрался до заключительной точки маршрута - базы ВМФ РФ в Северодвинске.

Виктор Ярыгин. Источник фото: https://voenflot.ru/yarygin/yarygin-v-kadrovye-organy-okeanskogo-raketno-yadernogo-flota-ch-3
Виктор Ярыгин. Источник фото: https://voenflot.ru/yarygin/yarygin-v-kadrovye-organy-okeanskogo-raketno-yadernogo-flota-ch-3

Вот такие у нас были дорогие “братья” уже тогда, в 91-м году, что называется, палец в рот не клади - воистину, это надо обладать особой наглостью, чтобы корабль, закрепленный за Северным флотом, у России украсть…Ну что ж, радует хотя бы то, что у тогдашних властей России хватило смелости такую операцию по “угону” провести, хотя слово угон тут, конечно, не очень подходит, ведь мы свое возвращали…

Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.