Найти тему
МедиаHub

Виды композиции: как снимать красиво?

Оглавление

Композиция — основа при съёмке видео и фото. Именно она помогает соблюдать баланс в кадре и управлять вниманием смотрящего, выделяя ключевые объекты.

В этой статье разберу основные виды композиции и приведу яркие примеры из кинематографа для наглядности.

Симметрия

Симметрия в кадре – это деление изображения на равные части, каждая из которых имеет одинаковый визуальный вес.

Наш разум настроен на постоянный поиск симметрии и гармонии в окружающей действительности, поэтому такие кадры резко выделяются на фоне других. Простой в понимании, но сложный в исполнении приём, ведь в реальности невозможно найти что-то идеально симметричное.

Ассиметрия

По логике: отсутствие или нарушение симметричного расположения элементов композиции.

В случае с асимметрией необходимо правильно уравновешивать композицию — я бы сказала, создавать контролируемый хаос. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм и световых решений.

Правило третей

Как создать классический сбалансированный кадр? Используя «правило третей», мысленно раздели изображение двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями, как показано ниже. Затем размести ключевые элементы сцены в точках пересечения линий.

Золотое сечение

Это усложненное правило третей. «Золотое сечение» — математически выверенная формула визуально комфортного и «правильного» расположения объектов в кадре.

Доказано, что нашим глазам приятно смотреть на него, потому что все объекты внутри находятся в гармоничном балансе.

Диагонали

На эту композиционную формулу обратил внимание фотограф Эдвин Вестхофф. Во время изучения многочисленных фотографий, картин и гравюр он случайно обнаружил, что детали изображений, на которые обращается больше внимания, лежат на диагонали под углом 45°. Отмечу, что угол может меняться в зависимости от пропорций кадра.

Чаще всего по диагонали движутся персонажи в кадре, например, спускаются с лестницы.

Треугольник

Эффект «максимальной концентрации» часто создаётся с помощью симметрии, дополненной треугольной композицией в центре. Углы кадра для зрителя будто отсекаются. Так подчёркивается важность момента.

Параллельные прямые

Правило третей, треугольник, золотое сечение... Чаще всего кадр строится с помощью пересекающихся линий, поэтому кадры с параллельными прямыми создают особое напряжение.

. . .

Погружаясь глубже в теорию медиа я кое-что заметила: теперь я смотрю фильмы по-другому. Я не только воспринимаю историю, показанную на экране, но и замечаю визуальные приёмы автора - будто открываю каждый кадр заново! Это интересно.