Северус Снейп, Альбус Дамблдор и Рон Уизли - три персонажа, споры поттероманов о которых, как мне кажется, получаются самыми длинными и яростными.
Что ж, в спорах рождается истина. Так что давайте прочитаем письмо Катерины Невзоровой о Северусе. Что-то мне подсказывает, споров под ним будет немало)))
Северус Снегг, пожалуй, самый противоречивый герой Поттерианы. У кого-то он вызывает отвращения, кого-то восхищает, но равнодушных нет точно. Особого внимания всегда удостаиваются отношения Северуса с Мародёрами. Кто-то оправдывает Мародёров, кто-то порицает, выставляя Сева несчастной жертвой школьной травли. Но так ли уж он был несчастен и безгрешен?
Опустим вопрос травли как таковой – он слишком пространный и многогранный. К тому же люди часто забывают о том, что никто никому ничего не должен, и что они – разумные существа, а не животные, движимые исключительно базовыми инстинктами и реакциями; а разумные существа за свои чувства, переживания, реакции и поступки в конечном счёте ответственны сами. Ну, кому интересно – почитайте психологию личности и агрессии, там специально обученные люди всё доступно излагают.
Скажу только, что будь Северус в школьные годы чуточку умнее, ситуация могла быть сложиться иначе. Пока что назвать юного Снегга умным язык не поворачивается и пальцы не поднимаются. В этой статье попробую разобрать, почему. И для этого мы обратимся к воспоминаниям самого героя статьи.
Снегг был явно взволнован. Бросив взгляд на Петунью, стоявшую довольно далеко, за качелями, он понизил голос и сказал:
— Я знаю, кто ты.
— В смысле?
— Ты… ты колдунья, — прошептал Снегг. Девочка, похоже, обиделась.
Вот так, сходу, маленький Северус вываливает маглорождённой девочке при её лишённой чародейских способностях сестре, что она колдунья. Неужели мама-волшебница не рассказала сыну о том, что маглам вообще-то не положено знать о магическом мире? Возможно, но вряд ли.
— Уж за тобой-то я точно не стал бы шпионить, — добавил он презрительно. — Ты — магл.
Задатки будущего Пожирателя Смерти проявляются в нём уже тогда. Его буквально распирает от гордости по двум причинам: во-первых, потому что он волшебник, во-вторых, потому что он первый сказал Лили о том, кто она есть, тем самым став для неё авторитетом и своеобразным проводником в мир волшебства. По-человечески его можно понять – недолюбленный ребёнок из явно неблагополучной семьи, где родители чаще заняты руганью между собой, чем сыном. Конечно, ему хочется быть хоть для кого-то значимым и нужным. Здесь же, кстати, проявляется огромное самолюбие, если не сказать – самомнение Северуса:
…несмотря на безобразную прическу и нелепую одежду, он сейчас производил сильное впечатление — странная фигурка, исполненная уверенности в своем предназначении.
Чем больше раздутого самолюбия – тем проще его уязвить. Чем в дальнейшем и пользуются Мародёры.
— Что это на тебе надето, а? — спросила она [Петунья], показывая пальцем на рубашку Снегга. — Мамина блузка?
Раздался треск: над головой Петуньи обломился толстый сук. Лили вскрикнула: сук ударил Петунью по плечу. Она качнулась назад и залилась слезами.
…
— Это ты! — Она [Лили] отшатнулась от него. — Ты! Ты сделал ей больно!
— Нет, это не я!
Но Лили не поверила этой лжи. Она бросила на него последний укоризненный взгляд и побежала вслед за сестрой. А Снегг остался стоять с несчастным и смущенным видом…
Ещё один грубый прокол Северуса – попытка отомстить сестре девочки, которая ему интересна (интересна не в смысле романтических отношений, конечно). Да, вряд ли он пожелал именно этого. Но, как мы помним из истории с Гарри, для неприятного происшествия с кем-либо волшебнику достаточно просто пожелать неприятностей обидчику. И это вместо того, чтобы, например, договориться с Лили о возможности гулять наедине, без Петуньи. Одним словом – поступок маленького обиженного мальчика, не привыкшего обдумывать свои поступки и мысли.
— Тунья меня ненавидит. За то, что мы прочли письмо от Дамблдора.
— И что?
Она посмотрела на него с глубоким отвращением:
— А то, что она моя сестра!
— Она всего лишь… — Снегг вовремя остановился.
Северус проявляет удивительное равнодушие к переживаниям и чувствам подруги. Ну, подумаешь, сестра её ненавидит! И что? Она всего-навсего какой-то жалкий магл. И плевать на всякие там родственные связи и чувства, главное – они едут в Хогвартс.
…Она кивнула сквозь слезы и невольно улыбнулась.
— Тебе лучше поступать в Слизерин, — сказал Снегг, ободренный этим проблеском.
Вот это вообще верх глупости – говорить маглорождённой девочке о том, что ей лучше поступить на факультет, где маглорождённых считают кем-то вроде недочеловеков. Да, Лили пока что этого не знает, но Северус-то знает. Знает и ни на секунду не задумывается об этом, брякнув то, что хочется ему. Глупость и слепой эгоизм – Северусу хочется всегда быть рядом с подругой, а всё остальное его не интересует.
И вот тут сложно не согласиться с возмутившимся этой репликой Джеймсом, хоть у него и другие мотивы.
— Мы и есть друзья, Сев, но мне не нравятся люди, с которыми ты связался. Прости, но я не выношу Эйвери и Мальсибера. Малъсибер! Ну что ты в нем нашел, Сев? Он же подонок! Ты знаешь, что он на днях пытался сделать с Мэри Макдональд?
Лили остановилась у колонны и прислонилась к ней, глядя в худое, бледное лицо.
— Да ерунда это, — сказал Снегг. — Он хотел просто посмеяться, и все…
— Это Темная магия, и если ты считаешь, что это смешно…
— Ну а то, чем занимаются Поттер и его дружки? — спросил Снегг. Щеки у него порозовели при этих словах, он был не в силах сдержать досаду.
— При чем тут Поттер? — сказала Лили.
— Они где-то шляются по ночам. И с Люпином этим что-то странное творится. Куда это он постоянно уходит?
И здесь Северус уже открыто показывает неприглядные стороны своей натуры.
Во-первых, он, как говорится, переводит стрелки – защитный механизм людей, которые не любят отвечать за свои поступки, но любят спрашивать с других за чужие, а когда представляется возможность, то и переложить на них личную ответственность. Используется этот механизм, как правило, когда других аргументов нет.
Во-вторых, он откровенно сочувствует Тёмной магии и её сторонникам, ему это кажется смешной ерундой и он не видит в этом ничего дурного. При этом прекрасно зная, что подруге такое не по душе. Лили-то Джеймса не оправдывает и не считает, что выходки Мародёров (кстати, обычные, без Тёмной магии) – это смешно. Но Северус в очередной раз демонстрирует полное наплевательство и на тех, за кого переживает Лили, и на её мнение. Для него ничего не значат ни черномагические «шуточки» в адрес какой-то там Мэри, ни неприязнь к этому подруги.
Но при всём при этом подобное уже в свой адрес он смешным не считает, и это в-третьих.
Лицо Снегга исказилось, теперь он захлебывался словами:
— Спас? Спас? Думаешь, он разыгрывал героя? Он спасал свою шею и своих друзей! Ты ведь не… Я… Я тебе не позволю…
Такие вот двойные стандарты у Северуса. Можно, конечно, сказать: но ведь с Мэри ничего не случилось, Мальсибер всего лишь ПЫТАЛСЯ. Но Снегг даже этого не говорит, хотя как раз такое объяснение было бы ещё худо-бедно приемлемым. Нет, он всего лишь говорит о том, что дружок «хотел посмеяться». В то же время Лили гораздо объективнее и справедливее:
— Я знаю, что Джеймс Поттер — безмозглый задавака, — прервала она Снегга. — Можешь не трудиться мне это объяснять. Но юмор Мальсибера и Эйвери — это безобразие. Безобразие, Сев.
Но Северусу и на это наплевать, главное, что она презрительно отозвалась о ненавистном ему Поттере, а больше ему ничего не нужно.
… выпадов Лили против Мальсибера и Эйвери Снегг уже просто не слышал. Стоило ей отозваться пренебрежительно о Джеймсе Поттере, его напряжение как рукой сняло, и теперь он шагал рядом с ней совсем другим, упругим шагом…
…к группе приблизилась Лили и бросилась на защиту Снегга. И слышал издали, как Снегг, вне себя от унижения и ярости, бросил ей непоправимое СЛОВО:
— Грязнокровка!
Вот он – краеугольный камень истории взаимоотношений Северуса и Лили. Зачем он так сказал? Почему?
Итак, Снегг презирает маглов и маглорождённых, но сам при этом дружит с маглорождённой. Иными словами, он делит маглорождённых на две очень неравные группы – одна конкретная хорошая, все остальные плохие. И это уже само по себе большая глупость – на примере собственной подруги он мог бы убедиться, что маглорождённые ничем не хуже чистокровных или полукровок. Но Северусу это и в голову не приходит, он явно идёт на поводу не только своих собственных стереотипов (ну ладно, всякое бывает, в каждом правиле есть исключения), но и навязанных факультетом. И это – глупость вдвойне, как минимум потому, что говорит об отсутствии критического мышления, подверженности чужому влиянию и стремлению быть частью чего-то любой ценой. А если учесть, что сам Северус – полукровка и не ровня выходцам из древних известных родов, это выглядит откровенно жалко. Ну да ладно, вернёмся к изначальным вопросам «зачем и почему». И тут я вижу три варианта:
• первый – в стрессовой ситуации Снегг, не владея собой (что тоже не показатель ума), случайно называет Лили словом, каким называет других таких, как она;
• второй – он обзывает Лили умышленно, но с расчётом задеть таким образом не её (в ней-то он почти наверняка был уверен – подруга ж, мол, простит, куда денется), а Джеймса и Сириуса, которым подобное ну никак не по нраву; да, самому Северусу хуже уже не будет, а их он взбесит ещё больше – мелочь, а приятно, хоть что-то выжать из сложившейся ситуации. Ну, это вообще отвратительный приём;
• третий – свидетелями сцены могли быть и слизеринцы, и словом «грязнокровка» Северус попытался оправдаться в их глазах; ведь заступничество маглорождённой гриффиндорки здорово бы повредило репутации Снегга среди его дружков. Осмелюсь даже предположить, они могли воспринять подобное и как личную обиду, ведь один из них – юных последователей Волан-де-Морта – не смог обойтись без помощи какой-то жалкой грязнокровки, а это для Северуса могло закончиться ещё хуже. И в этом варианте он даёт понять, что предпочёл компанию будущих Пожирателей близкой подруге, да ещё таким низким способом.
Любой из трёх вариантов – показатель человека, мягко говоря, не очень разумного, во всяком случае, в житейском смысле. В сочетании же с невероятной гордыней волшебника, вечно уязвлённым самолюбием, слепой ненавистью к тем, кто сильнее обидчикам и стремлением прибиться к «сильным и крутым» тёмным магам и самому выглядеть круче, чем есть, при этом не умея даже дать достойный отпор, чтобы обидчики отвалились, это и вовсе выглядит откровенно жалко. И потому нет ничего удивительного в том, что происходило с Северусом в школьные годы. А так как дети и подростки более непосредственны, чем взрослые, то и методы у них соответствующие.
Лично мне по-человечески жаль Северуса. Но губила его тогда гремучая смесь из собственной глупости, невероятного эгоизма и равнодушия даже к подруге. Неудивительно, что на его голову нашлись те, которые так же, как и он, творили, что хотели, так же оставаясь равнодушными, но уже к нему самому. Как говорится, что посеешь – то и пожнёшь, хоть и прилетает уже от других.
И в этом плане Мародёры оказались в чём-то искреннее и честнее – в отличие от Северуса, они не таили в себе недобрые мысли и стремления, не скрывали своих неприязней, а действовали открыто, хоть и вели себя, как самовлюблённые избалованные кретины.
Справедливости ради стоит отметить: юношеская глупость Северуса лишний раз показывает, какой огромный и сложный путь морального и духовного роста прошёл наш герой со школьной скамьи до последних минут своей жизни. А на это способен далеко не каждый.
Катерина Невзорова
Спасибо, Катерина, за ваше развёрнутое и интересное письмо. Должна сказать, я всегда считала Северуса человеком умным. Жестоким и пристрастным, но умным. А ваше письмо, скажем так, дало мне пищу для размышлений об альтернативных вариантах. За это спасибо.
Ну и по традиции - а что думаете вы, дорогие читатели? Все, надеюсь, помнят, что разговаривать у меня в комментариях нужно вежливо и с уважением к автору материала?))