Найти тему
Ильдар З.

Четыре антиномии Канта

Антиномия (греч. anti — против и nomos — закон; противоречие в законе или противоречие закона самому себе) — ситуация, в которой противоречащие друг другу высказывания об одном и том же объекте имеют логически равноправное обоснование, и их истинность или ложность нельзя обосновать в рамках принятой парадигмы, то есть противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными, или, другими словами, противоречие двух законов. Термин «антиномия» был предложен Гоклениусом. 

В каждой антиномии Кант представляет два противоположных утверждения и показывает, что оба утверждения могут быть одновременно верными и одновременно ложными, создавая противоречие и проблему, которую нельзя решить. Кант утверждает, что решение этих антиномий невозможно, потому что они свидетельствуют о границах познания человека. Это ограничение связано с ограниченностью нашей способности познавать и понять абсолютную истину и природу мира.

Кант выводит четыре антиномии, или четыре группы противоречащих друг другу суждений, касающихся: 

1) величины мира; 

2) его деления; 

3) возникновения 

4) зависимости существования. 

Они сформулированы им следующим образом: 

1. «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве». 

Первая антиномия Канта касается вопроса о бесконечности времени и пространства. С одной стороны, мы можем представить себе бесконечность времени и пространства, но с другой стороны, если они действительно бесконечны, то мы не можем никогда достичь конца или начала. Таким образом, мы не можем точно определить их размеры или продолжительность.

2. «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое, или то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей и, вообще, в мире нет ничего простого». 3. «Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность / Нет никакой свободы, все совершается в мире только по законам природы». 

4. «К миру принадлежит или как часть его, или как его причина безусловно необходимая сущность / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне мира – как его причины».