Найти тему

Он был одним из величайших, вдохновив многих от Led Zeppelin до The Smiths. 80 лет со дня рождения легенды фолка Берта Дженша

Из всех гитаристов, которые вышли из эпохи возрождения британской фолк-музыки, именно Берт Дженш оказал самое глубокое влияние не только на коллег-«народников», но и на куда более широкую музыкальную сцену.

Для Джимми Пейджа из Led Zeppelin он был «новатором своего времени, намного предвосхитившим всё, что делал кто-либо ещё». Джонни Марр из The Smiths описал Дженша как «одного из самых влиятельных и интригующих музыкантов, вышедших на британскую музыкальную сцену». Нил Янг назвал его «Джими Хендриксом акустической гитары».

На сцене Берт Дженш был замкнутым и застенчивым. В ранние дни карьеры он был нонконформистом, мало заботившимся о личном комфорте и часто не имевшим даже постоянного адреса.

Берт Дженш, чьи предки в XIX веке приехали в Англию из Германии, родился 3 ноября 1943 года в Глазго, но рос в Эдинбурге, где посещал среднюю школу. Некоторое время он работал садоводом, потратив всю зарплату на покупку гитары. Искусство игры на инструменте Берт осваивал в фолк-клубе, подражая стилю американского блюзмена Биг Билла Брунзи.

В начале 1960-х Дженш перешёл от игры для собственного удовольствия к выступлениям перед публикой. Его песни контрастировали с традиционным репертуаром фолк-певцов. А эксперименты со звукоизвлечением пальцами и тактовыми размерами заставляли коллег по сцене следить за игрой Дженша с завистью и восхищением. Нил Янг признал в своей биографии: «Я никогда не буду играть на гитаре так же хорошо, как этот парень. Никогда…»

После гастролей в Европе в 1964 году Берт Дженш переехал в Лондон, где его навыки инструменталиста и автора были признаны продюсером Биллом Лидером. Дебютный альбом гитариста был выпущен лейблом Transatlantic в 1965 году. В него вошла песня «Игла смерти», написанная после того, как друг умер от передозировки. В том же году последовал и второй альбом «It Don't Bother Me».

Это было время поисков и инноваций. На Дженша к тому времени большое влияние оказала молодая певица Энн Бриггс. Народные песни, которым она его научила, а также блюзовый гитарный аккомпанемент доминировали в третьем альбоме «Jack Orion» (1966), в котором на гитаре играл ещё один великий фолк-музыкант — Джон Ренборн. В эту пластинку вошла песня «Blackwaterside». Аранжировку подсмотрел Джимми Пейдж, который записал её с Led Zeppelin (а заодно приписал себе и авторство).

Успех альбомов Берта Дженша привел к аншлаговым концертам в Лондоне и турне по концертным стране. Совместная пластинка с Ренборном в том же году заложила основы звучания группы Pentangle. В команду в 1967 году вошли Дженш и Ренборн, жившие в то время под одной крышей, а также вокалистка Джеки Макши, бас-гитарист Дэнни Томпсон и барабанщик Терри Кокс — оба известные в джазовых и блюзовых кругах.

Блестящий квинтет легко сочетал глубинные фолковые влияния с импровизационным духом джаза и драйвом рок-н-ролла. После дебюта в Королевском фестивальном зале в 1967 году Pentangle втянулись в напряжённый гастрольный график, а также в работу на телевидении и радио.

За годы существования Pentangle Берт Янш записал три сольных альбома. В частности, яркую, рефлексивную работу «Rosemary Lane» (1971).

И всё-таки гастроли с Pentangle оказались для Берта Дженша слишком утомительными, и он распустил группу в начале 1973 года. Впрочем, все пятеро участников остались близкими друзьями на многие годы вперёд и воссоединялись позже в рамках продолжительных туров и для разовых выступлений, когда позволял график.

Дженш уехал на ферму в Уэльсе, но не прекратил творить. К моменту выхода альбома «L.A. Turnaround» в 1974 году гитарист расстался со второй женой и вернулся в Лондон. Правда, стабильной работе мешало усугубившееся пристрастие к алкоголю.

Наличие благодарной публики по всему миру и необходимость зарабатывать на жизнь означали возвращение к международным гастролям. Дженш объединился с мультиинструменталистом Мартином Дженкинсом. Их концептуальный альбом «Avocet» (1979) содержал 18-минутный заглавный трек, вдохновлённый народной песней «Кукушка», и ещё пять произведений, названных в честь птиц.

Pentangle собрались вновь в 1982 году, через пару лет Ренборн, Томпсон и Кокс покинули группу. Для них нашлись замены, но ощущение временности состава пагубно сказалось на вдохновении Дженша. В 1987 году он серьёзно заболел и отказался от алкоголя. Решение взяться за здоровье спасло его творческие способности, энергию и качество работы. В 1995 году он вновь покинул группу Pentangle.

Берт Дженш продолжал писать песни и записывать альбомы. Музыкант ездил в турне по миру, появлялся на телевидении и получал заслуженные награды вплоть до почётной докторской степени Эдинбургского университета, укрепляя свою репутацию признанного мастера. Дженш выступал с рок-звездой нового поколения Питом Доэрти, а певица и автор песен Бет Ортон «гостила» на его альбоме «The Black Swan» (2006). Что интересно, новые песни ничуть не уступали старым.

Летом 2010 года Дженш присоединился к Нилу Янгу в его турне по США. И до своей смерти от рака 5 октября 2011 года успел вновь воссоединиться с друзьями из Pentangle на фестивале в Гластонбери, на Кембриджском фольклорном фестивале и в Королевском фестивальном зале в Лондоне. Именно здесь квинтет более 40 лет назад записал свой новаторский двойной альбом «Sweet Child».

-2

За многие годы Берт Дженш мало изменился. Он оставался энтузиастом фолка с растрёпанными волосами, который тихо разговаривал и обладал деликатным чувством юмора. Больше всего он был счастлив, когда брал в руки гитару, говорил о музыке или выступал на сцене.

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!