Из всех гитаристов, которые вышли из эпохи возрождения британской фолк-музыки, именно Берт Дженш оказал самое глубокое влияние не только на коллег-«народников», но и на куда более широкую музыкальную сцену.
Для Джимми Пейджа из Led Zeppelin он был «новатором своего времени, намного предвосхитившим всё, что делал кто-либо ещё». Джонни Марр из The Smiths описал Дженша как «одного из самых влиятельных и интригующих музыкантов, вышедших на британскую музыкальную сцену». Нил Янг назвал его «Джими Хендриксом акустической гитары».
На сцене Берт Дженш был замкнутым и застенчивым. В ранние дни карьеры он был нонконформистом, мало заботившимся о личном комфорте и часто не имевшим даже постоянного адреса.
Берт Дженш, чьи предки в XIX веке приехали в Англию из Германии, родился 3 ноября 1943 года в Глазго, но рос в Эдинбурге, где посещал среднюю школу. Некоторое время он работал садоводом, потратив всю зарплату на покупку гитары. Искусство игры на инструменте Берт осваивал в фолк-клубе, подражая стилю американского блюзмена Биг Билла Брунзи.
В начале 1960-х Дженш перешёл от игры для собственного удовольствия к выступлениям перед публикой. Его песни контрастировали с традиционным репертуаром фолк-певцов. А эксперименты со звукоизвлечением пальцами и тактовыми размерами заставляли коллег по сцене следить за игрой Дженша с завистью и восхищением. Нил Янг признал в своей биографии: «Я никогда не буду играть на гитаре так же хорошо, как этот парень. Никогда…»
После гастролей в Европе в 1964 году Берт Дженш переехал в Лондон, где его навыки инструменталиста и автора были признаны продюсером Биллом Лидером. Дебютный альбом гитариста был выпущен лейблом Transatlantic в 1965 году. В него вошла песня «Игла смерти», написанная после того, как друг умер от передозировки. В том же году последовал и второй альбом «It Don't Bother Me».
Это было время поисков и инноваций. На Дженша к тому времени большое влияние оказала молодая певица Энн Бриггс. Народные песни, которым она его научила, а также блюзовый гитарный аккомпанемент доминировали в третьем альбоме «Jack Orion» (1966), в котором на гитаре играл ещё один великий фолк-музыкант — Джон Ренборн. В эту пластинку вошла песня «Blackwaterside». Аранжировку подсмотрел Джимми Пейдж, который записал её с Led Zeppelin (а заодно приписал себе и авторство).
Успех альбомов Берта Дженша привел к аншлаговым концертам в Лондоне и турне по концертным стране. Совместная пластинка с Ренборном в том же году заложила основы звучания группы Pentangle. В команду в 1967 году вошли Дженш и Ренборн, жившие в то время под одной крышей, а также вокалистка Джеки Макши, бас-гитарист Дэнни Томпсон и барабанщик Терри Кокс — оба известные в джазовых и блюзовых кругах.
Блестящий квинтет легко сочетал глубинные фолковые влияния с импровизационным духом джаза и драйвом рок-н-ролла. После дебюта в Королевском фестивальном зале в 1967 году Pentangle втянулись в напряжённый гастрольный график, а также в работу на телевидении и радио.
За годы существования Pentangle Берт Янш записал три сольных альбома. В частности, яркую, рефлексивную работу «Rosemary Lane» (1971).
И всё-таки гастроли с Pentangle оказались для Берта Дженша слишком утомительными, и он распустил группу в начале 1973 года. Впрочем, все пятеро участников остались близкими друзьями на многие годы вперёд и воссоединялись позже в рамках продолжительных туров и для разовых выступлений, когда позволял график.
Дженш уехал на ферму в Уэльсе, но не прекратил творить. К моменту выхода альбома «L.A. Turnaround» в 1974 году гитарист расстался со второй женой и вернулся в Лондон. Правда, стабильной работе мешало усугубившееся пристрастие к алкоголю.
Наличие благодарной публики по всему миру и необходимость зарабатывать на жизнь означали возвращение к международным гастролям. Дженш объединился с мультиинструменталистом Мартином Дженкинсом. Их концептуальный альбом «Avocet» (1979) содержал 18-минутный заглавный трек, вдохновлённый народной песней «Кукушка», и ещё пять произведений, названных в честь птиц.
Pentangle собрались вновь в 1982 году, через пару лет Ренборн, Томпсон и Кокс покинули группу. Для них нашлись замены, но ощущение временности состава пагубно сказалось на вдохновении Дженша. В 1987 году он серьёзно заболел и отказался от алкоголя. Решение взяться за здоровье спасло его творческие способности, энергию и качество работы. В 1995 году он вновь покинул группу Pentangle.
Берт Дженш продолжал писать песни и записывать альбомы. Музыкант ездил в турне по миру, появлялся на телевидении и получал заслуженные награды вплоть до почётной докторской степени Эдинбургского университета, укрепляя свою репутацию признанного мастера. Дженш выступал с рок-звездой нового поколения Питом Доэрти, а певица и автор песен Бет Ортон «гостила» на его альбоме «The Black Swan» (2006). Что интересно, новые песни ничуть не уступали старым.
Летом 2010 года Дженш присоединился к Нилу Янгу в его турне по США. И до своей смерти от рака 5 октября 2011 года успел вновь воссоединиться с друзьями из Pentangle на фестивале в Гластонбери, на Кембриджском фольклорном фестивале и в Королевском фестивальном зале в Лондоне. Именно здесь квинтет более 40 лет назад записал свой новаторский двойной альбом «Sweet Child».
За многие годы Берт Дженш мало изменился. Он оставался энтузиастом фолка с растрёпанными волосами, который тихо разговаривал и обладал деликатным чувством юмора. Больше всего он был счастлив, когда брал в руки гитару, говорил о музыке или выступал на сцене.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!