Этот текст из нашего архива 2014 года об удивительной женщине, на которую всем нужно равняться. Когда такие замечательные люди продолжают жить среди нас, то у человечества определенно есть светлое будущее.
УЧИТЕЛЬНИЦА И ДЕТИ ИЗ ПРИЮТА
Кто сказал, что на пенсии жизнь заканчивается? Глупости! В то время как остальные почивают на заслуженном отдыхе, у Рауфы Нугмановой из села Уразово Учалинского района после 55 все только закрутилось. Женщина стала приемной мамой для десяти детей.
Поначалу все шло как у всех: четверть века проработала учительницей начальных классов, муж, Радик Мухаметович, - дальнобойщик. Вместе они воспитали сына и дочку. Но дети выросли и стали жить отдельно.
- Я как вышла на пенсию - заскучала. Каждое 1 сентября уходила на день в лес - очень было трудно видеть, как школьники идут с цветами, а я тут сижу ненужная, понимаете? – от воспоминаний у женщины текут слезы. - Вот вырастете, выйдете на пенсию - еще лучше поймете.
«Почему вы не пьете водку?»
Депрессия продолжалась два года. Зимой 2007 года бывшая учительница зашла к своей давней подруге, которая работала в службе опеки. Ей-то Рауфа и посетовала на судьбу: дом большой, хозяйство свое, дети старшие уехали – некому теперь печь пироги и желать доброй ночи, некого журить за мелкие проступки.
- А у нас есть хорошенький мальчик, забери его на зимние каникулы из приюта! - неожиданно посоветовала подруга.
Так в доме Нугмановых появился Айнур. Для десятилетнего мальчугана тот Новый год стал первым настоящим. Он впервые получил подарок, а еще очень сильно удивлялся: куча взрослых – а никто водку не пьет! Максимум, что позволяли себе Нугмановы, – бокал шампанского.
К тому времени ребенок провел в приюте уже два года. Когда-то его «биологические» родители были на хорошем счету. А потом начали пить и не остановились. Много лет спустя, когда Рауфа Тухфатов-на привезет Айнура в родной дом, мальчик нехотя зайдет во двор, откажется обнять плачущую мать и молча вернется в машину. Видимо, вспомнит голодное детство, как еще дошкольником зимой откапывал на соседском огороде мелкую картошку, варил ее и этим был сыт.
3 января Айнур уехал – с другими воспитанниками приюта его повезли на экскурсию в Магнитогорск. Но через пару дней позвонил сам и обиженно спросил, почему его не забирают. До конца праздников-то еще о-го-го сколько! Когда каникулы закончились, мальчик попросил остаться навсегда.
- Я не знала, что ответить. Это ведь не так все просто делается! Разрешения нужны, бумаги всякие, - рассказывает Рауфа Тухфатовна. – Но мне старший сын тогда сказал: «Что туда-сюда пацана таскать? Он же не игрушка. Взяла – пусть живет».
Через год усыновленный ребенок пришел к новой маме с неожиданной просьбой:- Апай, что-то мне одному скучно. Может, мы возьмем еще мальчика?..
«Мама, хочу братика!»
Но одиноких мальчиков в приюте не оказалось - можно было взять только трех братьев. Напившись горькой, их папа убил маму и сел в тюрьму.
- Три так три, - выдохнула Рауфа Тухфатовна. Так в доме появились Азат, Рушан и Руслан. С Айнуром они быстро сдружились: вместе играли, делали уроки, работали в огороде. Усыновить их не получилось, мальчиков взяли на патронат. То есть государство платило семье Нугмановых небольшую зарплату – около семи тысяч рублей на всех.
К воспитанию профессиональный педагог подошла серьезно: по всей науке и со всем своим огромным опытом.
- Учила их всему: полы моют вот так, за столом сидят вот так. Как себя вести, как держать ложку правильно, как одеваться, - рассказывает Рауфа Тухфатовна. – Учила не пить, не курить. И все время повторяла: «Будете все уметь делать и все беречь – станете богатыми».
«Иногда путаюсь в именах»
А потом снова пришло время прощаться. Старшие создали семьи и разлетелись кто куда, младшие стали студентами. «Первенец» Айнур, например, работает и учится на Севере. Последним прошлой зимой ушел Руслан – его призвали в армию.
- На проводах я рыдала, его у меня отбирали, - вспоминает мать-героиня. - Я думала, умру от тоски. Дом-то большой, а мы с бабаем все закрыли, живем в одной комнате.
- А давайте я вам дам девочку - помощница в доме будет! – быстро сориентировалась начальник управления опеки. И все закрутилось по новой.
«В комплекте» с восьмилетней Дианой шли два брата – 10-летний Салим и шестилетний Самат. Ну как тут откажешь?.. Но и Диане скучно одной в комнате. Мальчишкам-то хорошо, хоть поболтать друг с другом перед сном можно…
- У нас тут готовится одна семья к лишению родительских прав, - «успокаивали» Рауфу Тухфатовну в управлении опеки. Минувшим летом в большом доме Нугмановых поселились еще три помощницы - Алина, Алия, Альфия.
- Я давно уже поняла, что воспитывать и поднимать на ноги детей, от которых отказались другие, – это мое, - говорит женщина. – Много лет назад у меня погиб родной сын, мне тогда все чаще стала приходить в голову мысль: что-то у меня не так, что-то мне нужно делать доброе.
- И как вы не путаетесь в именах? - удивляюсь я, пытаясь аккуратно задокументировать всю историю. - Путаюсь иногда, - смеется Рауфа Тухфатовна. – Стою и перечисляю всех, пока не дойду до нужного.
Общей фотографии до сих пор нет
Дом у большой семьи Нугмановых большой, но скромный. Никакой дорогой техники или огромных телевизоров, только фотографии детей: своих, приемных, внуков. Во дворе стоит старенький «Москвич-412», который хозяева ласково называют «Мерседес».
- Хотели бы большую «Газель» или «уазик» взять, детей хоть иногда куда-нибудь вывозить, красоты района показать, но пока не можем себе это позволить, а в нашу машину они все не помещаются, - грустит хозяин дома.
Кормить большущую семью – дело непростое. Каждый день семья съедает три буханки хлеба, килограмм лапши, литровую банку меда и выпивает десять литров молока. Салаты на зиму готовят в промышленных масштабах – сотню банок.
Нугмановы живут на пенсию, а еще получают от государства пособие - по пять тысяч на каждого несовершеннолетнего. Для села деньги немалые, тем более что много покупать и не нужно: одежду новую да химию бытовую. В хозяйстве есть три коровы, по полсотни гусей и куриц, большая пасека. По весне сажают девять соток картошки.
А уж когда собирается вся семья (а это почти 30 человек - у старших детей-то есть жены и свои дети!), в комнате ставят два стола, а готовить начинают за день.
- Ничего сложного, - спокойно говорит многодетная мать. – У меня вон сколько помощниц (у каждой из девчонок по толстому блокноту, в которые они записывают рецепты понравившихся блюд. – Ред.). А повод собраться у нас есть каждый месяц – обязательно у кого-нибудь день рождения. Вот, в декабре Русланчик мой из армии придет – тоже соберемся. Каждый день жду. Тогда же и большое общее фото сделаем. У нас, представляете, до сих пор такого нет…
Звонок в службу опеки
- Показать красоты района? Это отличная идея, - говорит начальник отдела по делам опеки и попечительству администрации Учалинского района Резеда Галина. – У нас в планах на следующий год как раз создание клуба замещающих родителей. У нас на это есть ресурсы, есть красивые места, куда можно съездить, есть активисты, которые могут организовывать для таких семей спортивные и культурные мероприятия. А автобус найдем! А про Рауфу и Радика Нугмановых могу сказать только самое хорошее. Мы рады, что есть такие люди, которые действительно находят место для любви и добра в своем сердце, а не преследуют меркантильные интересы.