Христианская легенда о вечном скитальце, который не может умереть, возникла не из апокрифов и откровений отцов церкви – она появилась в Европе в период позднего Средневековья, не раньше 13 века.
Первое письменное свидетельство о бессмертном Агасфере принадлежит итальянскому астрологу Гвидо Бонатти (которого самого, кстати говоря, великий поэт Данте в своей «Божественной комедии» поместил в аду).
По словам Бонатти, астролог лично встретил Агасфера при испанском дворе. Было это в 1223 году. Агасфер носил также прозвище Боттадеус, что значило «Ударивший Бога». Согласно пояснениям, он был проклят Христом и обрел бессмертие в наказание за свой проступок.
Когда римские солдаты вели Иисуса Христа к месту казни, на плечи ему возложили тяжелый деревянный крест – тот, самый, на котором собирались распять его.
Путь на гору Голгофу долгий и трудный – идти вверх по каменистой дороге, раскаленной от солнца, да еще волочить этакую тяжесть на своих плечах – это само по себе было мучением.
Изнемогающий Иисус привалился к стене дома, чтобы перевести дух, однако хозяин дома – человек по имени Агасфер – выбежал наружу и под радостное улюлюканье толпы прогнал Сына Божия, не позволив ему отдохнуть.
И тогда Иисус сказал:
- Хорошо. Только и ты будешь скитаться вечно, и нигде не найдешь ни покоя, ни смерти.
После того, как Христос воскрес, нехорошая слава о том, кто ударил Бога разошлась повсюду, и Агасферу не стало жизни ни в родном городе, ни в родной стране. Ему пришлось покинуть дом. Так начались его странствия.
Свидетельство об Агасфере астролога Гвидо Бонатти забылось бы вскоре, однако сведения об этом человеке стали появляться и в других европейских хрониках и письменных источниках. Он объявлялся то тут, то там, в самых неожиданных местах.
Так, например, в 1228 году о нем сообщила хроника аббатства святого Альбана, расположенного в Англии. Там был записан рассказ о посещении аббатства архиепископом Армении, который лично видел и знал Агасфера, неоднократно с ним беседовал и отзывался о нем, как об очень мудром, много повидавшем и многое знающем человеке.
Архиепископ поведал, что Агасфер человек сдержанный и не любит много говорить, но, если его спрашивают, отвечает подробно и откровенно. При этом он помнит события, случившиеся более тысячи лет назад, описывает внешность апостолов и знает такие подробности об их жизни, которых не помнит никто.
В 1242 году Агасфера видели во Франции. В 1505 году – в Богемии, потом на Ближнем Востоке у арабов, в 1547 году – в Гамбурге, где о беседах с ним написал епископ Шлезвиг Пауль фон Эйтазен.
Епископ рассказал, что вечный Агасфер ведет очень скромную жизнь, не имеет ничего, кроме того, во что одет; все деньги, которые попадают к нему в руки, он до последней монеты отдает бедным. А говорить он умеет на всех языках легко и без акцента.
В 1575 году Агасфер снова в Испании – при дворе папы с ним встречались Кристофор Краузе и Якоб Хольстейн, о чем имеются записи.
Затем в 1599 году Вечного Скитальца видят в Вене, оттуда он направился в Польшу, и вскоре посетил Москву.
14 января 1603 года в городской хронике города Любека появляется запись о встрече Агасфера с бургомистром Колерусом: «Минувшего 1603 года 14 января в Любеке появился известный бессмертный еврей, которого Христос, идя на распятие, обрек на искупление».
Далее скитания Агасфера отмечены в 1604 году в Париже, в 1633 году — в Гамбурге, в 1640 году — в Брюсселе, в 1642 году в Лейпциге, в 1658 году — в Стамфорде.
Когда в конце 17 века Агасфер снова оказался в Англии, профессора Оксфорда и Кембриджа решили устроить ему экзамен и хорошенько погоняли его по части истории, географии, проверили знание иностранных языков.
Оказалось, его знания безупречны: он знал все, побывал везде, и говорил на всех европейских и восточных языках без малейших ошибок и запинок.
Из Англии этот странный человек перебрался в Данию, потом в Швецию. Больше свидетельств о нем не появлялось.
И все же: письменно засвидетельствованная история его скитаний по Европе насчитывает как минимум 500 лет.
Все это можно объяснить мистификацией. В конце концов, письменные показания не могут быть настолько же точны, как отпечатки пальцев, фотографии, анализ ДНК.
Тем не менее, история все же странная. Если Агасфер был таким бескорыстным бессеребренником скромного образа жизни, как это описывалось в хрониках – тогда зачем кому-то выдавать себя за него? Какая польза в том, чтобы изучать европейские и восточные языки, историю и географию – и только ради того, чтобы 500 лет морочить головы доверчивым простакам?
Какая в этом польза и корысть?
Не говоря уж о том, что источники, повествующие о скитаниях Агасфера, были на самом деле написаны на разных языках, в разных странах разными людьми. Если это мистификация – то чья и для чего?
Легенда об Агасфере плотно вошла в культурное пространство человечества, ее использовали и художники, и писатели, и поэты, и музыканты. Об этой личности создано столько художественных произведений, что одно их перечисление займет не одну страницу. Из ближайшего к нам можно вспомнить роман братьев Стругацких «Отягощенные злом или сорок лет спустя». Там Агасфер – одно из главных действующих лиц.