Желтые листья на дорожках парка, прозрачный свет первого дня ноября, мягкое влажное тепло - снова в парк, да с утра пораньше. Благо, я люблю ранние подъёмы - "жаворонок" я.
А в парке кипит работа. Сажают новые деревья!
Тёплой выдалась нынешняя осень - даже цветы цветут, которые к осенним вроде и не относятся. Колокольчик карпатский, розовая эхинацея. И даже лапчатка - жёлтенькая Potentilla, как маленькое солнышко!
Но лучше всего сегодня водоплавающие. Кряквы (Anas platyrhynchos) - самые обычные наши утки. Галдят в заводи - кто-то кормится, а кто-то чистится-прихорашивается. Хотя вода и грязновата.
Уткам здесь раздолье. Я стою на мосту над самым устьем малой московской речки Чермянки - здесь она впадает в Яузу. Прямо широкая водная гладь! Рыбаки сидят здесь с самого утра в любую погоду. Напротив мостика - заросли тростника; там утки и гнездятся по весне.
Если есть рыбаки, следовательно, и рыба, и мальки. Едят ли кряквы мальков? По идее, для этого надо глубоко нырять и преследовать рыбку под водой. Вроде наши так глубоко не ныряют? Зато, говорят, они поедают прорву комариных личинок, поскольку те действительно плавают на поверхности. В пищу идёт и ряска, и всякие растительные отходы.
А вот чем их подкармливать? А и надо бы - зимой, например, в морозы. Летом желающих накидать им хлеба находится немало, в трескучий мороз, однако, желающих тащиться к реке пости что и нет. А река-то скована льдом. На помощь уткам призывала даже районная газета!
Лично я ношу им размоченные сухари и варёную картошку - мелко покрошенную, разумеется. Корм лучше бросить в воду - там он точно достанется уткам, а не голубям. Тем более зимой: в воде уткам теплее - температура воды ниже нуля никак опуститься не может.
Можно давать крупу и зерновые, только лучше отваренные. Перловка, овсянка.... А что хлеб им вреден - так это чистой воды предрассудок.
Если верить той статье из газеты, утки даже различают вкус еды - определяют, например, солёное.
Однажды выдался год, когда селезней развелось гораздо больше, чем самочек. Бедняжкам не давали высидеть уже отложенные яйца...
Вот и пара огарей (Tadorna ferruginea). Считается, что начало московской популяции огаря, или красной утки, дали несколько птиц, улетевших из Московского зоопарка в конце сороковых годов прошлого века - крылья им перестали подрезать, вот и рванули. Естественный же ареал гнездования огаря - степные районы Евразии от Греции до Маньчжурии; есть отдельные колонии в Эфиопии.
У них своеобразная манера подавать голос - громкое стонущее "анг", похожее на гогот гуся - или ржание осла, только не слишком громогласное.
Стоит на ножке, прикрыв глаза....
А остальным летающим пернатым достаются такие нарядные кормушки - много их по всему парку! Проволока не позволяет забраться в кормушку воронам и вездесущим голубям.
В цвет утки-огаря!
Воистину, оранжевый - цвет осени...