В 1941 году, когда началась третья и последняя война Константина Недорубова, ему уже было 52 года и в армию он мог не идти на более чем законных основаниях. Возраст не призывной, да и годы уже понемногу берут своё. Но мог ли потомственный казак и полный Георгиевский кавалер, предки которого испокон веков служили России, остаться дома в то время, когда судьба Отечества была в опасности? Конечно же, нет.
И вот, ветеран Первой мировой и Гражданской войн вновь отправился на фронт, прихватив с собой семнадцатилетнего сына. Который призыву по возрасту пока тоже не подлежал, но не меньше чем его героический отец хотел защитить свою Родину.
Третья и последняя
Константин и Николай Недорубовы были зачислены в казачью дивизию, стоявшую в Урюпинске, причём отца, как штатного офицера в прошлом, сразу же назначили командиром кавалерийского эскадрона.
На фронт Недорубовы попали в июле 1942 года, а уже 2 августа принимали участие в знаменитой Кущёвской битве, ставшей примером беспредельных мужества и отваги казаков. Которые не побоялись тогда вступить в противостояние с вражескими танками и в итоге победили. О том же, каким позором для немцев обернулось поражение под Кущёвской, говорит хотя бы тот факт, что после него командующий группой армий "А" на Северном Кавказе генерал-фельдмаршал Вильгельм Лист получил от Гитлера телеграмму следующего содержания:
"Повторится ещё одна Кущёвка, не научитесь воевать, прошагаете в штрафной роте через Кавказские горы".
Другое дело - казак Константин Недорубов, покрывший себя славой в той достопамятной битве. Раз за разом - то в конном, а то и в пешем строю уже немолодой человек вместе с сыном личным примером увлекал в контратаки своих подчинённых. И как закономерный результат такого мужества и самоотверженности - 200 уничтоженных казаками только в этом бою гитлеровцев.
В бою под селом Маратуки казаки Недорубова повторили этот рекорд. Причём, на счету самого командира эскадрона было около 70 убитых вражеских солдат и офицеров.
Несмотря на уже немолодой возраст, Константин Иосифович бился с врагом так же отважно и умело, как и в молодые годы.
Но война - есть война, потери в ней неизбежны. Получилось так, что во время боя под станицей Куринская Недорубов-младший пропал без вести.
Что должен был почувствовать при этом его отец, который, можно сказать, сам привёл сына на фронт?
Но несмотря на постигшее его горе, Константин Иосифович продолжал сражаться с немцами. Разве что бил их теперь с ещё большей яростью, чем прежде.
И только потом выяснилось, что Николай на самом деле не погиб и не попал в плен. Что ему, раненому, повезло встретить дальних родственников, которые долгое время скрывали его от немцев, кормили и лечили. Вернуться в строй к огромной радости своего отца, молодой казак смог только после того, как район был полностью очищен от немецко-фашистских оккупантов.
Что же касается Недорубова-старшего, то как раз за бои на Кубани 26 октября 1943 года он и получил звание Героя Советского Союза.
Только вот повоевать после этого героическому казаку пришлось не так уж и много. Уже в декабре всё того же 1943 года Константин Недорубов был демобилизован по причине 11 ранений и тяжёлой контузии, полученных на полях сражений Великой Отечественной.
Армию он покинул в звании капитана за полтора года до окончания своей третьей и последней войны. И потому даже не сразу поверил, когда летом 1945 года получил персональный вызов в Москву для участия в Параде Победы.
В парадном строю Недорубов вышагивал в первом ряду, с медалью "Золотая Звезда", орденом Ленина и четырьмя Георгиевскими крестами на груди.
Может быть, кто-то из присутствующих на параде чиновников такое "соседство" царских и советских наград и показалось вызовом советскому обществу, но для пожилого казака все эти медали и ордена были одинаково дороги и он не считал зазорным для себя носить их вместе.
Более того, с Георгиевскими крестами Константин Недорубов пришёл и на праздничный приём к Верховному главнокомандующему. И страшно гордился впоследствии тем, что Сталин лично пожал ему руку и поблагодарил за героическое участие в двух войнах.
Между двумя войнами
А ведь как не хотели поначалу зачислять этого, уже немолодого человека, в казачью дивизию, хоть сам он и просился на фронт с октября 1941 года! И дело было не только в непризывном возрасте. История Великой Отечественной войны знает и более пожилых добровольцев.
Главными аргументами при отказе было то, что у Недорубова-старшего имелась судимость. Да и во время Гражданской пришлось ему повоевать на стороне не только "красных", но и "белых".
Судили Константина Недорубова в 1933 году по статьям "злоупотребление властью или служебным положением". За то, что он, будучи председателем колхоза, разрешил голодающим колхозникам взять для еды оставшееся после посева зерно. Это увидел кто-то из недоброжелателей и донёс "куда следует".
Дали Недорубову 10 лет исправительно-трудовых-лагерей и отправили на строительство канала Москва-Волга. Бытовые условия там были тяжёлые, а работать приходилось, как говорится, на износ.
Но и это испытание казак выдержал. Не только не сгинул в лагерях, но и через три года досрочно освободился. Такой была его награда за ударный труд. И, что интересно, вышел Недорубов из ИТЛ без поражения в правах, а такое в 1930-е годы в СССР случалось редко.
На фронтах Гражданской
В октябре 1917 года подхорунжий Константин Недорубов вернулся домой с фронтов Первой мировой войны, надеясь на то, что на этом его военные приключения закончатся и настанет время мирного труда. Но в июне 1918 году он присоединился к Донской армии генерала Краснова.
Впрочем, воевать на стороне белых Недорубову долго не пришлось. Уже в июле того же года он попал в плен и перешёл на сторону "красных". Большевикам было выгодно, чтобы среди них находился полный георгиевский кавалер, поскольку это служило для сомневающихся лучшим доводом для вступления в Красную Армию. Многие казаки, не уверенные в том, к кому им присоединиться рассуждали так: мол, если столь заслуженный человек воюет на стороне "красных", то, значит, и мне незазорно туда вступить будет.
Сам же Константин Недорубов, ставший командиром "красного" эскадрона, воевал так же мужественно и отважно, как и во время Первой мировой. Он даже получил именное оружие за то, что сумел отличиться в боях за Царицын.
Однако, Судьба порой бывает непредсказуема и подкидывает такие лихие повороты, что просто диву даёшься. Зимой 1919 года Недорубов, получив ранение, оказался в плену у "белых" и снова был зачислен в их войско. Будь на его месте кто-нибудь менее заслуженный, дело, скорее всего, закончилось бы расстрелом, но для полного георгиевского кавалера, разумеется, сделали исключение.
Правда, и на этот раз воевать в стане белогвардейцев Недорубову долго не пришлось. В июне 1919 года он опять присоединился к "красной" Первой конной армии, встав во главе эскадрона, вместе с которой дошёл до Крыма. Но в 1921 году после тяжёлого ранения оставил военную службу и вернулся домой, на хутор Рубежный.
Первая мировая
Военную службу Константин Недорубов начал в 1911 году и к началу Первой мировой получил звание урядника.
В августе 1914 году казака вызвал к себе командующий 2-й армией генерал Александр Самсонов, который ни с того ни с сего попросил Недорубова помочь ему избавиться от кости, якобы застрявшей в горле.
Урядник, конечно же, удивился: зачем командующий вызвал именно его, а не лекаря? Но Самсонов объяснил, что речь идёт об укреплённой немецкой батарее, которая мешает продвижению русской армии, а потому и подобна для него кости, застрявшей в горле.
После того, как недоразумение разъяснилось, Недорубов рьяно взялся за дело. Вместе с несколькими подчинёнными он подобрался к вражеской позиции, где сначала уничтожил склад боеприпасов, а затем захватил в плен и артиллеристов.
За этот подвиг Константин Недорубов и получил своего первого, солдатского "Георгия" 4-й степени.
Орден 3-й степени он заслужил под Перемышлем. Когда, возвращаясь пешком из разведки, где в бою уцелел только он один, Недорубов случайно вышел к какой-то усадьбе. По доносившимся изнутри голосам и немецкой речи понял, что там обосновался враг. Можно было бы тихо уйти, но подобное отступление было не в чести у отважного казака.
Вместо того, чтобы вернуться к своим в одиночестве и без коня, Константин Недорубов решил рискнуть. Он бросил гранату за порог усадьбы, а когда на шум сбежались австрийцы, он приказал им встать в строй и идти к русским позициям.
"Австрияков" было 52 человека и они просто поверить не могли, когда уже в плену от русских узнали, что их захватил в плен всего один казак.
Георгиевский крест 2-й степени Константину Недорубову пожаловали за подвиг, совершённый во время знаменитого Брусиловского прорыва.
Тогда его полусотня, преодолев под вражеским огнём три ряда проволочных заграждений, вступила в схватку с многократно превосходящим по численности противником. И после непродолжительного сражения взяла в плен около 600 австрийских солдат и офицеров.
Что же касается "Георгия" 1-й степени, то его Недорубов получил за то, что спланировал и провёл нападение на немецкий дивизионный штаб, благодаря чему были захвачены не только вражеские офицеры, но и ряд важных документов, сыгравших свою роль во время последующих военных действий.
Вместо заключения
15 октября 1967 года состоялось ещё одно, крайне важное для Константина Недорубова событие: вместе с другими участниками Великой Отечественной войны его пригласили зажечь Вечный огонь на Мамаевом кургане в Волгограде. А ещё через три года он участвовал в закладке капсулы времени с посланием, адресованным потомкам. Она будет вскрыта чуть больше через пару десятилетий: 9 мая 2045 года - в день столетия Великой Победы.
Сам же отважный казак, прошедший три войны, не дожил до своего 90-летия всего нескольких месяцев, покинув этот мир в 1978 году.
А для того, чтобы потомки не забыли о его подвигах, в Волгограде был установлен памятник Недорубову. Там он изображён тем самым молодым и отважным казаком, каким был во времена Первой мировой войны.