Это та самая тема, которая способна открыть завесу тайны магического и научного мира. И если вам кажется, что тайн тут никаких нет, а если есть, то явно не мне давать на них ответы, то спешу вас расстроить, в действительности этот ответ читается во всей истории. Просто для того, чтобы его увидеть, надо сначала посмотреть на все с двух разных точек зрения, а затем, не определяясь выбрать третью. Короче, сегодня мы поговорим о том пути, который привел людей на вершину. О пути который позволил нам бодрым шагом шуровать вперед в истории. О пути, который так или иначе, ведет в бездну. О магии и о том, что по итогу менее известно, магия или наука?
Которую статью я рассказываю все о тех же древних египтянах, они мне как родные уже. Порою даже складывается ложное ощущение, что о них я знаю больше, чем о современной жизни. Впрочем, настолько ли ложное? Тут стоит сравнивать с моими познаниями о современной жизни. Если речь идет о современной истории, то тут ничего ложного нет. В этой теме я действительно профан. Как по мне, так это самое большое достижение в моей жизни. Нет, не незнание современной истории, а то, что я не боюсь признаться в собственном незнании. Несмотря на то, что завышенной самооценкой я точно не страдаю, скорее наоборот, эта черта мне нравится. Признать ошибку, признаться, что в чем-то не разбираешься, а самое главное не стремиться лезть туда, где я ровным счетом ничего не знаю. И тут нас встречает тот самый камень преткновения и главная тема статьи. А насколько я вообще что-то знаю?
О том, что магия зародилась еще в первобытном обществе мы уже говорили, да и не секрет это. Постепенно развивалась и появлялась религия, способная отвечать на некоторые вопросы первобытного общества, всех все устраивало. Затем религия и магия стали порождать науку, наше общество сдвинулось с сидения на попе ровно и семимильным шагом влупило к цивилизации. Так мы примерно представляем себе историю. От древних египтян, которые были образованы, но до нас не тянули, до древних греков, с их содомией на каждом углу, затем появление единого Бога, после чего религия стала расползаться по миру, принося с собою свет и радость диким людям, а уже потом, когда страсти утихли, общество капитально взялось за себя открывая новое, развиваясь. И мы, прекрасные жители цивилизации, живем в самое прогрессивное время и не было до нас ничего подобного.
Есть и другая крайность, когда люди искренне верят, в какие-то неописуемые технологии, которые придумывали древние цивилизации. Самолеты, на которых разбился Тутанхамон, потому что так сильно символы в гробнице похожи на самолет или вертолет. Волшебные, магические силовые практики, которые позволяли строить пирамиды, колоссальный рост науки. И все там было настолько правильно, что даже сейчас те методы работают. О теориях заговора я расскажу в следующий раз. Но вы знаете, ни первая, ни вторая точка зрения, это неправильно. Возникли они от наитупейшего человеческого желания, выдавать обычные вещи, за что-то великое. Искать великое там, где его никогда не было, но в простых вещах, которые действительно уникальны и прекрасны, не видеть ничего.
Древнее общество не раз за свою историю сталкивалось со скачком, двигалось таким шагом, что нам и не снился, но за этим скачком всегда следовал спад. Магия в этом скачке и спаде замешана самым прямым образом. Сейчас поясню.
На протяжении всех своих статей, я пытаюсь донести то самое отношение к магии, которое было у древних людей. Первобытное общество мало задавало вопросов, а те что задавало, не требовало на них развернутого ответа. Есть молния, она может шарахнуть и убить, ее кто-то посылает как наказание. Ну, что тут можно уточнить? Кто именно? Да кто ж его знает, мы этого не узнаем, так что и вопрос задавать такой глупо. Вот «когда» она долбанет, это уже более тривиальный и нужный вопрос. Но тоже ответа не будет, так что зачем тогда задавать и этот вопрос? И вопреки всяким скачкам в технологии обработки камня, появлению тотемов, развитию религии, вопросы не становились сложнее. До тех самых пор, пока не произошла неолитическая революция.
Это скачек, когда охотник-собиратель умостил свою пятую точку в одно место и стал выращивать злаки. Отныне для него появляются другие вопросы, на которые нужен сложный и многогранный ответ. Ну, прекрасно, что я не узнаю, когда жахнет молния, но мне надо это знать, потому что я тут живу уже 24/7 и мне очень хотелось бы пожить тут подольше, а не быть убитым случайно разгневанным… кем? Вот отсюда возникает уже более сложный образ божества, как что-то постоянно сопутствующее, наделенное не только животными чертами. Что-то неосязаемое, неподвластное мысли. Образ бога, который нельзя описать как что-то конкретное. Это не священные образы любви и обожания, это не жестокость и не злость, это просто данность, что рядом кто-то живет. Вопросы становятся сложнее, но не сильно, и вот тут важно понимать еще кое-что.
Если у нас есть корзина апельсин и корзина яблок. По факту у нас две корзины, но если мы соединим эти две корзины, в отличии от предыдущего варианта, будет одна, большая, но совместная корзина, в которой на отдых отправятся и яблоки, и апельсины. И сейчас этот пример, как никогда уместен, потому что это сложный вопрос на самом то деле. Каждый день ваш мозг обрабатывает тысячи таких корзин, они в основном простые и вообще не требуют от вас какого-то внимания. За одно мгновенье сознание разбирает корзину и полученным ответом вы пользуетесь. Процесс остается за рамками разговора и зачастую выпадает из жизни, переходя к дальнейшему.
Но вот эта особенность, остановиться и посмотреть на простые вещи иначе, это большое умение. Вы должны понимать ход своих мыслей, иначе разделить их окажется достаточно большой проблемой, даже если вам кажется иначе. Что такое счастье? Почему вы любите маму? Почему вы боитесь этого мужчину или эту женщину, если вы совершенно не знаете этих людей? Разделить все эти вопросы в голове требует времени и должного мастерства. Древние люди, особенно охотники-собиратели, преимущественно этого не делали, да и когда осели не особо стремились задаваться такими вопросами. Есть вопрос, когда разливается Нил? Есть ответ, каждый год. Почему он так разливается? Потому что ему помогают в этом боги. А если плохо разольется? Значит мы мало дали богам. Есть почки в организме человека, они работают, они для чего-то нужны. Нет вопроса для чего они нужны, зато есть вопрос, насколько они важны для загробной жизни? Желудок нужен для еды, значит он важен, без еды жить нельзя, значит и без желудка тоже. Легкие нужны для дыхания, значит тоже важны. Сердце, это эмоции, тоже важная часть. Кишечник и печень тоже, почки ну, что почки? Ну, видимо, для живого человека они надо, а для загробной жизни и без них можно. Мозги? Да, мозги это и ежу понятно. Память? Зачем в загробном мире память, если есть сердце, которое хранит груз и гармонию, она тоже нам не надо.
И вопреки первому впечатлению, это не разделенные вопросы и ответы, а вполне естественные. Есть ли в этом проблема? Да, огромная, потому что не может человек не задавая основных вопросов придумать самолет. При чем весь идиотизм в том, что мое высказывание верное до крайности. Он не может его даже придумать. Он может вообразить себе, что если птица летает, то теоретически, если скрестить птицу и человека, он тоже будет летать. Но вообразить себе приспособление, схожее с птицей, которое будет помогать летать слишком просто и сложно одновременно. Зато представить летающую лодку, которая плывет по воде, и чисто в теории, если бы все было водой, то лодка бы и по небу плыла. Это, конечно, запросто.
Именно в этом кроется вся проблема теорий заговора, древних батареек и самолетов. Основная часть деятельности как научной, так и магической, была скорее наблюдательной, нежели выдуманной. Не придумывал никто отдельные виды лекарств, не придумывал никто сложные магические зелья, это стандартный прием, который заметили – повторили. Работает? Гениально, пользуемся. Это не значит, что я говорю о тупости древних людей. Для своего времени они были восхитительно умны и некоторые личности, которые все же умудрялись додумывать, особенно умны. Но это просто данность, которая тоже была не вечной, все менялось.
Постепенно, вопросы начинали возникать разные, сложные. Медицина, математика, астрономия, плотно укоренялись, исследовались и раскрывались. При чем тут магия? При том что в древнем мире вы не можете отделить магию от любой деятельности. Магия задавала вопросы, но больше не могла на них отвечать так, чтобы человека это устраивало. Появляются боги отдельные, отвечающие за огромный пласт медицины. Жрецы при храмах этого бога (зачастую богини) работают в этом направлении. Они делают подношения богине, следят за храмом, проводят праздники и изучают медицину. Они помогают как хирурги, как лекари, как жрецы. Они не возьмутся лечить то, что не умеют, то с чем не сталкивались, но запишут. И если в будущем человек уйдет к другому лекарю, вылечит свою болячку и встретится или явится в храм, они непременно расспросят что да как. Запишут. Сами лечить не возьмутся, но уже будущее поколение по записям будет применять этот метод.
Позднее, у всех народов это разный промежуток времени, но обстоятельства примерно одинаковые, появляется какой-то человек. Человек любого возраста, но преимущественно это постарше с минимальным или обширным образованием, с большим опытом в налаживании социальных связей, и обязательно читающий. Если сказать попроще, то появляется философ. Философ, это человек, который больше говорит, чем делает, в нашем современном понимании. Но это не совсем так. Сейчас философия действительно наука спорная, потому что не отвечает современным требованиям, но это только на первый взгляд, на самом деле большая часть общества обращена к современной философии которую можно найти в религии, разных теориях заговора, новым учениям и всяким антинаучным бредням. Весь смысл в том, что читать труды древних философов интересно. Но если современный человек начнет задвигать подобные тексты, вы удивитесь, но они нафиг никому нужны не будут, потому что вы и без этого шлепанца задаете себе эти вопросы. Зато если приправить эти вопросы флером волшебства, налетом истории и домыслами древних практик, родится потрясающая антинаучная теория, которая будет отвечать на ваши вопросы, точно так же, как какой-нибудь современный философ, но уже, подкрепленное чем-то существенным вроде истории. Ну, предки ж так делали, получается прав этот человек с теорией.
Магия задает вопрос, наука отвечает, обыватели пользуются результатом. Философ в этой теме занимает почетное место среди магии и науки, не всегда, но часто. Но чем больше наука отвечает на вопросы магии, тем больше обыватель становится образованным. Чем больше образованности, тем больше вопросов, ответы на которые продолжает давать наука. Но есть в этой схеме нюанс. Обыватель не обладает специальными знаниями в научной или жреческой сфере, он не может филигранно лавировать в разговоре или в этом споре между религией и наукой. У него недостаточно знаний по итогу в любой из сфер деятельности и даже если это какой-то земледелец, который всю свою жизнь сажал на поле ячмень. Он все знает про ячмень. Он знает, что из него можно приготовить, его целебные свойства, как он растет, сколько надо поливать, когда лучше сажать. Он сам стал наполовину ячменем, вот настолько он про него знает. Но по итогу все равно не сможет ответить на вопрос, каким образом ячмень помогает в целительстве? Как именно он это делает? Почему его надо сажать именно в это время? Почему каша из ячменя может быть твердой, а может быть мягкой. Его ответы будут более понятны обывателю, такому же земледельцу, но ровным счетом ничего не дадут человеку из научного сообщества. И тут появляется некоторый диссонанс, который и служит в обществе огромным валуном придавившим головы. Обыватель думает: «Я что тупой? Ну, вот в прошлом году, мы сажали ячмень, потом собрали, затем я поранился, приложил примочку из ячменя и помогло. Ну, работает же? Работает! Что мне плетет этот научный шлепанец? Пусть идет себе изучает, я не тупой, я знаю!».
В обществе это реальная проблема, потому что люди хотят быть нужными полезными, но только в той пользе и полезности, где можно найти величие, что-то особенное, что будет восхваляться всеми. Он будет считать себя тупее ученого, если признает тот факт, что он понятия не имеет о целебности ячменя и возможно, такая помощь от примочки была вызвана чем-то другим. Что по факту не стал он наполовину ячменем просажав его пол жизни и если копнуть, то не так-то и много он про этот ячмень знает. Это оскорбительно, унизительно и вообще. Но вся проблема в том, что несмотря на обширные знания ученого о ячмене, он его не сажает, не выращивает, не делает из него кашу, этим занимается его неученая жена. И все его знания о ячмене, ровным счетом не помогут ему его вырастить, потому что он так и не знает сколько и когда его лучше поливать, а в какое время лучше посадить. Потому что занимаясь вопросом целебных свойств ячменя, ученый теряет в другой области, а земледелец теряет в другой области, если выбирает его выращивать. Одно без другого невозможно. Не могут два ученых занимающихся целебными свойствами ячменя его вырастить. И не могут два земледельца объяснить реальные целебные свойства ячменя.
Но выращивать ячмень, который все будут каждый день есть, в отличие от работы ученого, лавров в жизни не принесет. Поэтому возникает расслоение, когда земледелец, вместо того чтобы признать, что где-то он неправ, как обыватель который в этой сфере не разбирается, считает, что это принизит его знания, да и ячмень по итогу же помог. Вываливает что-то вроде: «Это бог ячменя помог, он в ячмень вот закладывает хорошее, целебное, поэтому он точно помогает!». Все сыпется как карточный домик. Мы погружаемся в пучины адского круга. Потому что теперь магия задает вопрос, ученый дает ответ, а обыватель используя полученное сомневается в действиях последней переменой (ученого) и задает тот же вопрос, который задает магия. На который дают ответ ученые, а обыватель пользуясь этим, сомневается в переменной… Ну, вы поняли, адское колесо в действии.
Магия больше не имеет того значения которое имела изначально, смещается и значение науки, более того, смещается и значение самого земледельца. Такой земледелец, при должном навыке или таланте к красноречию потянет за собой народ. И тут только от земледельца зависит чего он добьется, может стать новым мессией, ячмень которого связан с богом, только у него такой у других обычный, а может просто распространить байку про ячмень и удовольствоваться тем, что остался прав. К чему я все это рассказываю, к тому что магии нет? К тому что земледелец глуп? К тому что я восхваляю ученых, потому что они отвечают на вопросы?
Нет, не к этому. Я не вижу магию так, как видит ее человек, который в нее верит. Я не могу оценить науку так, как ученый, потому что я не ученый. Я не могу говорить о глупости земледельца, потому что вопрос слишком индивидуальный. Но кое-что я все же могу, так же как и вы. Сейчас, когда в эру интернета, нет даже необходимости отрывать свою пятую точку от дивана, вам даже не обязательно читать, можно слушать, смотреть фильмы и проводить свой досуг в любом направлении. Старайтесь этим заниматься. Область культуры, которую я здесь не затрагиваю, настолько расширяет ваш кругозор, что вы себе даже представить не можете. Чем шире кругозор, чем больше книг вы прочитали, чем больше фильмов на разную тематику посмотрели, увидели что-то с двух разных точек зрения, тем больше вы чувствуете себя потерянным. И это не плохо. Это та самая грань, когда вы задаете себе вопрос, идете его искать, но, уже натыкаясь на первый попавшийся текст, ваше критическое мышление и память о том, что всегда есть две стороны у вопроса, не позволит вам поддаться на провокацию о целебных свойствах ячменя или чего-то другого.
Именно это подвешенное состояние между тем и тем, создавало в истории этот самый скачек к цивилизации. Потому что, когда появляется уверенность, что уж теперь-то мы все знаем, это сигнал стоп для развития. Занимайтесь тем, что вам нравится, делайте свой выбор в жизни и живите, как хочется, но помните, что вы не одни в этом мире. Что ваша деятельность, без окружающих ничего не стоит, будь вы земледелец, ученый, жрец, писатель, водитель, строитель, да кто угодно. Помните, что основная ваша задача не навредить ни себе, ни окружающим. Лишь тогда, ваша деятельность на самом деле будет иметь огромное значение для общества и вашей жизни. Но вся проблема в том, что вы на подкорке это держите, а по факту не используете. Точно так же, как маги и целители. Многие из них не задумываются о том вреде который приносят, другие же напротив пытаются доказать, что только делают лучше. Но весь идиотизм в том, что оброненная вами купюра, может привести к тому, что человек ее поднимет, и купленная им бутылка станет последней. Естественно, отвечать за это вы не можете, но все равно это не исправит факта, что именно ваша купюра стала для человека последней. А там еще и на проезд вам до дома не хватило, в общем две беды получилось от совершенной случайности. Но вы ненамеренно это сделали, вы не пытались кому-то вообще отдать эту бумажку.
А человек, который рассказывает вам о целительстве и втирает об энергетических полях над головой, намеренно вводит вас в заблуждение. Намерено рассказывает о том, что есть какая-то огромная сила, которую ничто не способно объяснить, не надо задавать вопросов, главное верить. Нет, не главное. Вы проживаете жизнь в ложной уверенности, что главное верить в то, что вы никому не вредите. Но вы смотрите фильм, который несет отвратительную мысль о пользе войны, читаете книгу, которая несет еще более отвратительную мысль о том, что на зло способны только злые люди, а потом прикладываете к опухоли примочку из ячменя, потому что у кого-то это работало. Или пытаетесь думать, что ничем не болеете, потому что так тоже вокруг говорят. Визуализируйте мысли, и они станут материальными. Не станут, потому что такому подходу, разительно все равно на вашу индивидуальность, все равно на ваше развитие, на ваше состояние, на вас в целом. Это подход при котором из всей группы выигрывает только один, тот самый земледелец, что байку про ячмень и придумал (и то не всегда, иногда находятся ребята с прокачанным красноречием и просто тырят у деда идею с целебной примочкой). Этот процесс, который помогает обогатиться одному человеку, стопорит напрочь все человечество. Оскорбляет всех людей в целом, полагая, что кому-то Бог дает больше, что они вот такие особенные, а остальные просто чернь, которые должны склониться перед новым мессией и уверовать в то, что именно его Бог выделил среди остальных. И никогда в древней истории, на заре появления философии, в первых скачках цивилизации не было никаких выделенных богом. Были особенные, но стать этим особенным вам ничего не мешает, ничего, кроме наличия в голове уже принятой точки зрения. Потому что особенные, на то и особенные, что среди всех, кто верил и не задавал вопросов, находился один, кто все же спросил: «А почему если смешать яблоки и апельсины не будут только яблоки?». Спасибо за внимание! Берегите себя и помните, вы уже индивидуальны и уникальны, и вы уже прекрасны, независимо от того, ученый вы, водитель, писатель, или продавец. Ваша жизнь ценнейшая случайность, и не позволяйте никому в этой жизни усомниться в этом, даже себе!