Найти в Дзене
Дважды аутизм

Аутизм. Учим зрительному контакту

Когда Тим был малыш, мы не замечали ничего странного в глазном контакте. Он рано начал следить за мной глазками и улыбаться в ответ. 

И даже года в два-три, когда произошел регресс, глазной контакт был. Только стал он скользящим. 

Взгляд был, как бы, через человека. Казалось, он заглядывает через глаза в затылок…

Сложно представить такой взгляд, правда? 

Но те, кто имел дело с аутизмом, думаю, смогут понять, что я имею ввиду, описывая этот взгляд. 

Лет в пять стало совсем плохо. И сейчас, в семь, глазной контакт отсутствует. 

Особенно хорошо это видно по фото. Мне надо сделать миллион кадров, чтобы словить Тимошкин взгляд. Прошу посмотреть на телефон, на волосы, на то, что у меня за спиной… Все мимо… Максимум, взгляд проскользнет по мне и умчится прочь… Но это настолько неуловимое мгновение, что его не успевает даже запечатлеть камера фотоаппарата. 

Возвращаясь к фото из детства, я вижу совсем другого ребенка. Взгляд на человека есть! Он осознанный и не быстрый. Улыбка открытая. На лице эмоции. 

Сейчас мы учим Тима улыбаться и это больше похоже на оскал страдальца. Хочется сказать фразу из фильма «Нетепичный»: «А теперь так же, только на 80% меньше». 

Тим может повернуться спиной, когда разговаривает с человеком. Может отойти на пару метров. Может, во время разговора,  начать ходить туда-обратно. 

А может и вовсе уйти, если посчитал, что уже услышал все, что ему нужно. Тима мало заботит договорил ли его собеседник. 

Так вот, в пять Тиминых лет мы учили его глазному контакту. И как мы это делали? Неправильно. 

Каждый раз, когда Тим обращался к нам с просьбой, мы просили его посмотреть нам в глаза: «Тим, где мои глазки?» 

А еще подносили желаемый предмет к своему лицу. 

И Тим «смотрел». Он поднимал в нашу сторону голову. И, если бы глаза в этот момент смотрели прямо, то взгляд устремлялся бы именно на нас. Но глаза не смотрели прямо. Он отводил их в сторону. Вот и получалось, что на нас смотрела всего-лишь голова…

-2

Позже, обучаясь на курсах по коррекции аутизма, я узнала, как нужно правильно учить ребенка глазному контакту. 

И об этом сегодня я хочу рассказать. 

Ребенок должен испытывать потребность в том, чтобы посмотреть на собеседника. Это должно стать для него необходимостью. 

Обратиться к нам за социальной ссылкой. Так это по-умному называется. 

Что для этого требуется? И как этого добиться? 

Нужно создавать ситуации, когда ребенку будет нужно считывать с нас необходимую для него информации. 

Приведу конкретные примеры, как мы над этим работаем. 

Например, игра «Найди клад».

На полу нарисованы мелом стрелки, в каком направлении нужно двигаться. На «перекрестках» стрелки направляются в разные стороны. Чтобы узнать, куда двигаться дальше, ребенок должен поднять голову и посмотреть на меня. Я молча даю ему подсказки. На его вопрос: «Туда?» киваю в знак согласия или отрицательно мотаю головой. 

Вообще, для развития навыка потребности в социальной ссылке, очень хорошо минимизировать или убрать совсем речь. При этом создавая ситуацию, когда ребенок будет обращаться к вам за ответом. 

Мы делаем молча аппликации. «Замыкаем рот на ключик» и общаемся жестами. 

Предварительно я рисую карандашом рисунок на бумаге. Например, грузовик, который везет песок. И нарезаю заготовки разного цвета. Тим берет фигуру, которую нужно наклеить на место кузова. И… смотрит на меня. Смотрит, потому что ему нужно узнать, согласна ли я с выбранным цветом. Я снова киваю или отрицательно мотаю головой. 

Суть занятий заключается в том, чтобы ребенок понял, что взгляд на человека важен. Это не просто действие. Он с собой, что-то несет. Благодаря взгляду, он получает необходимую для него информацию.