Даже не думала, что второй сезон может многократно превзойти предыдущий. У меня есть стереотипное мнение, что последующие сезоны сдают позиции, пытаясь повторить успех того, с чем всё начиналось (ну, хорошо, всегда есть нюансы и исключения). Но в случае с сериалом “Нарко” получилась уникальная ситуация.
Коротко о S1
Первый сезон охватил период с 1977 по 1992 год, раскрыл зарождение наркобизнеса в Колумбии, становление Картеля Медельин, “рождение” его главы – удивительного Пабло Эскобара, который обладал цепким умом, интуицией, хваткостью, способностью организовывать людей вокруг себя и зарабатывать большие деньги. Но ничего не может длиться бесконечно. Поток кокаина, ввозимого из Колумбии в США в 80-х, значительно вырос, и американское Управление по борьбе с наркотиками занялось этим изменением. Молодой агент Стив Мёрфи был направлен из Майами в Боготу в местный отдел УБН, чтобы присоединиться к группе, занимающейся поимкой наркобарона Пабло Эскобара. В паре с Хавьером Пеньей Мёрфи ввязался в длительное опасное расследование.
Второй сезон охватывает всего один год, он начинается точно на том моменте, на котором заканчивается предыдущий. Вице-министр Эдуардо Сандовал, ближайший помощник Президента Колумбии Сесара Гавирии, прибыл в тюрьму La Catedral, которую Пабло Эскобар организовал для себя сам – с комфортными условиями, собственной охраной и доставкой излишеств с территории свободной жизни. Колумбийские военные в момент переговоров вице-министра и Эскобара окружили тюрьму, готовые открыть огонь, если ситуация того потребует. Прибытие Сандовала произошло из-за того, что агенты Мёрфи и Пенья взяли дело в свои руки. Они раздобыли и передали прессе фотографии роскошных условий жизни Эскобара в La Catedral и информацию о том, что в тюрьме были убиты двое лидеров картеля Медельин (Кико Монкада и Фернандо Галеано). Они поставили на то, что шумиха в СМИ заставит Президента Колумбии Сесара Гавирию провести расследование. Их план сработал, побудив Гавирию, наконец, принять меры, но агенты были отстранены от работы из-за утечки.
S2 – о чём и в чём его сильная сторона
И, если ко второму сезону поднести термометр, то температура будет расти очень быстро от эпизода к эпизоду. Уровень гнева, опасности и накала нетерпения здесь предельный, подскочивший вверх красный столбик грозит разбить термометр уже на пятом эпизоде. Вкратце – второй сезон рассказывает, как самый богатый человек Колумбии, самый масштабный наркобарон и тот, чьё имя знал даже Президент США, был пойман и уничтожен полицейскими.
Поскольку это исторический факт и спойлером он быть не может, а авторы сценария и режиссёры это прекрасно знали, то они нашли способ сделать историю потрясающе захватывающей благодаря талантливому распределению эпизодов. Они сделали первый сезон значительно спокойнее второго. Возможно, симпатичным Эскобар показался только мне, но мне помогла эта симпатия смотреть сериал с двойным интересом.
В разборе первого сезона я говорила, что Эскобар – это супергерой из реального мира, чья суперсила заключается в его богатстве. Подкупали его целеустремлённость и способность думать на несколько шагов вперёд. Его преследовали потрясающе отважные агенты Пенья и Мёрфи во главе с руководителем поискового отряда УБН полковником Орасио Каррильей, неподкупным и принципиальным. Во втором сезоне они были доведены до предела виртуозными обманными манёврами Эскобара и его людей, что даже внешне спокойные Мёрфи и Каррильо выпустили наружу дьявола, показав, какими не столько жёсткими, сколько по-настоящему жестокими и кровавыми могут быть представители светлой стороны. Эскобар хочет добиться своего, чтобы заняться снова своим бизнесом, но и его противники хотят своего. Они настолько одержимы идеей убить Пабло, что в какой-то момент становятся чем-то, похожим в некотором роде на него, своего врага. Словом, каждый эпизод второго сезона изобилует моральными барьерами, которые люди должны преодолевать, чтобы достичь того, чего они хотят.
Второй сезон очень правильно контрастирует с первым, события в продолжении активируют зрительские эмоции, заставляют подключаться к негодованию агентов и всех остальных сотрудников колумбийской полиции, которые постепенно подходят к грани.
Сценарная находка для наилучшего отклика в зрителе
Особенно сильным драматургическим ходом со стороны сценаристов я считаю то, что они выбрали нестандартный ход для отображения образа Пабло Эскобара. В первом сезоне голос Стива Мёрфи сказал, что “Плохие парни не играют по правилам, это и делает их плохими. Может, поэтому они и побеждают”, а во втором сезоне авторы заглянули за кулисы плохих парней. Они показали, что Пабло Эскобар был прежде всего человеком, как и любой другой колумбиец, американец, чилиец и каждый на планете. Он был человеком, который вступил на бандитскую стезю. Они ювелирно вписали его семейные отношения в его бизнес.
Пабло Эскобар воспитывал двоих детей. Если отбросить всё, что он делал за пределами особняков, где они жили, его можно принять за идеального отца. Он никогда не повышал на них голоса, оберегал, старался давать им всё. Он даже не пожалел огромной кучи денег – он растопил ими камин, потому что в доме не оказалось отопления, а его дочка замёрзла. На фоне богатства его семья была для него дороже. Он был хорошим сыном – тоже со своими нюансами, его отец стыдился своего отпрыска так, что не держал в своём доме ни одной семейной фотографии, но мать Эрмильда никогда не сомневалась в лучших качествах Пабло, закрывая глаза на всё, что творил её сын против человечности.
То, как Пабло Эскобар относится к своей семье – жене, детям и матери – сильно усложняет просмотр. Очень сложно его ненавидеть, потому что под его защитой те, кто от него зависят, кто не виноват в его деяниях. И они его любят также сильно, как ненавидят сотрудники УБН. Сценаристы жонглируют зрительскими эмоциями с такой виртуозностью, что можно им только поаплодировать. Они показывают, как жесток наркобарон, но то, что он делает, диктуется его желанием защитить семью.
Например, его жена так напугана, что взяла у одного их охранников пистолет, чтобы он был у неё под рукой в спальне. В голове Пабло тут же сформировался план по решению этой проблемы. Когда этот план осуществился, его кузен Густаво был отмщён, Каррильо мёртв, а жена больше не боялась (на какой-то миг).
Как это было? Вот полковник Каррильо твёрдой рукой убивает одного из малолетних связных Эскобара на глазах других таких же малолеток. Десятилетний Давид становится свидетелем убийства, Каррильо просит мальчика передать хозяину пулю с намёком, что скоро она окажется в его голове. Пабло Эскобар, узнав от Давида об убийстве одного из связных, обводит полицию вокруг пальца, загоняет полковника и его команду в ловушку и возвращает ему пулю, добив его последним выстрелом: “Забирай обратно”. И в следующей сцене Пабло и его супруга мирно сидят за столом, попивая чай, муж спокоен, что его жена теперь может не бояться, потому что его главный враг и угроза покою его семьи устранена.
Это не единственный пример соединения жестоких и сентиментальных моментов без излишнего романтизма во имя достижения максимального отклика в душе. Мне кажется, если бы на первый план вывели исключительно бандитскую сторону Эскобара, сериал не был бы так интересен и энергетически силён. Все его привязанности тут использованы к месту – близкие отношения с кузеном Густаво, по которому он скучал каждый божий день, трепетная забота о матери и жене, инфантильные мечты о том, что он может стать Президентом в момент, когда его уже загнали в угол и странно было надеяться на что-то, кроме выдачи себя полиции.
Голос Мёрфи за кадром подвёл итог своей истории с Эскобаром (да и для всех остальных). Он сказал, что столько времени охотился за бандитом, в течение нескольких лет он представлял этого “ублюдка, каким он будет монстром. Но вот в чём дело – когда смотришь на него, дьявол становится разочарованием. Просто человеком. Борода растёт, если он не бреется, он толстый и босой”. Честно говоря, я возненавидела Эскобара, когда он с бесстрастным лицом выстрелил в полковника Каррильо, но, когда показывали последние дни его жизни, как он прятался в квартире в своём родном Медельине (кстати, по признанию Вагнера Моуры, сцены заточения Пабло напомнили ему фильм “Бункер” (2004, Der Untergang) о последних часах жизни Гитлера, который верил, что Германия ещё может победить), и, когда его, убегающего как испуганный олень, свалил выстрелами снайпер, радости не было, что зло карается. И это смятение лишь доказывает, что сценарий написан правильно. Он не выносит радикального мнения, не заставляет судить и делить на хороших и плохих. Всё относительно. Здесь нет настоящего героя или антигероя, в этой истории множество взаимосвязанных людей по обе стороны закона, действующего в той мере, в какой закон имеет значение в этом мире.
***
Вагнер Моура, исполнитель роли Пабло Эскобара, сказал: “В “Нарко” есть баланс эпического и драматического. Первый сезон эпичен с точки зрения того, что он действительно объясняет зрителям, как работает торговля наркотиками. В сериале есть закадровый рассказчик, кадры настоящей документальной хроники. Во втором сезоне тот же стиль, но он охватывает только один год жизни Пабло, он сосредоточен на периоде, когда Пабло в бегах. Так что это скорее драматично, чем эпично. Акцент идёт на персонажей и на том, как такой персонаж, как Пабло, которого мы привыкли видеть сильным в первом сезоне, вступает в переломный момент, каково это для такого парня, как он? Мы увидим его в ситуациях, в которых мы его никогда не видели, в эмоциональных ситуациях, в которых мы никогда не видели его в первом сезоне”.
Интересный факт: сцена убийства Пабло Эскобара была снята на той же самой крыше, где убили настоящего Эскобара.