Найти тему

Гидросамолёт

3,8K прочитали

Вячеслав Безкрылов

Вячеслав Безкрылов Командир эскадрильи сидел за своим рабочим столом.

Командир эскадрильи сидел за своим рабочим столом. Перед ним был развёрнут огромный лист, на котором по всему его размеру был начерчен пустой график и который он старательно заполнял простым карандашом какими-то данными. Периодически он брал в руки ластик и стирал, им написанное, затем что-то опять писал, периодически отвечая на телефонные звонки, которые явно ему мешали работать. В авиаэскадрилью вошел командир звена Будяев Анатолий. После окончания лётного училища Анатолий попал по распределению в Тюменское управление гражданской авиации. На севере Тюменской области он летал на самолете Ан-2, оборудованном под гидровариант, то есть вместо колес у него были поплавки, а взлёты и посадки этот самолет выполнял с водной поверхности.  Командиром на этом самолете он стал быстро, затем его назначили на должность командира звена.
Комэск на минуту оторвался от своей работы:
- Вот ты мне как раз и нужен! Ты не забыл, что у второго пилота Разуваева подошла очередная проверка техники пилотирования?
- Не забыл. Сегодня вылетаю с ним к оленеводам. Надо доставить разборные юрты, заодно проверю.
- А чего не вылетаете?
- Технари обещают через час закончить выполнение регламентных работ, тогда и полетим.
- Ну, ну! Не тяни, а то светлого времени может не хватить.
На столе у комэска зазвонил телефон:
- Ченцов слушает! … Да он рядом стоит… - комэск посмотрел на Анатолия - технари говорят, что твой самолёт к вылету готов. Иди!
Он махнул рукой на дверь, а сам продолжил разговаривать по телефону.
Через несколько минут Анатолий с Разуваемым были на причале и осматривали самолёт. Анатолий обратился к Разуваеву:
- Пойди проверь, чтобы груз в салоне был хорошо закреплён. Я сейчас в журнале технарям оставлю свой автограф и тоже подойду.

После запуска двигателя Анатолий вывел самолет в фарватер взлетной полосы и произвел взлет. После взлета самолет повел себя необычайно легко. Поплавки обычно дают большое сопротивления, и для выдерживания установленных параметров требуется повышенный режим работы двигателя. А тут груженный самолет сам рвётся вверх. Анатолия это насторожило.  Он осмотрелся и увидел, что поплавков, на которых самолет мог держаться на воде на стойках шасси нет.  Он увидел их плавающими в водах голубого озера. Не поверив своим глазам, экипаж сделал круг над водным аэродромом. Действительно поплавки от самолета спокойно плавали на водной поверхности водоёма. Это заметил и Разуваев:
- Командир! Что это?
- Я тоже хотел бы это знать, что?! Во всяком случае я точно знаю, что мы остались без колёс, вернее без поплавков.
- Что будем делать?
- К оленеводам точно не полетим. Будем возвращаться домой.
Они сделали ещё несколько кругов над аэродромом. С земли тоже увидели неполадки на самолёте. Диспетчер их вызвал на связь:
- Четыреста пятнадцатый, я Север два, сообщите обстановку на борту! Почему вы кружитесь над аэродромом и не следуете в коридор выхода? У вас всё в порядке?
Только сейчас лётчики сообразили, что пропустили время контрольного выхода на связь:
- Север два, я четыреста пятнадцатый! Всё нормально, если не считать, что поплавки остались на воде.
Наступило некоторое замешательство. Через некоторое время диспетчер опять вышел на связь:
- Четыреста пятнадцатый, Какое ваше решение? Чем мы вам можем помочь?
- Север два, я четыреста пятнадцатый. Своё решение сообщу дополнительно. Думаю, что помощи от вас до посадки не потребуется.
Анатолий с Разуваемым кружили над водоёмом внимательно рассматривая береговую линию.
- Командир, предлагаю садиться на отмель вдоль северного берега. Там песчаная отмель далеко уходит к центру озера. Глубина на более двух метров - предложил Разуваев.
- Откуда ты знаешь, что там мелко?
- Я по выходным здесь рыбачу. Мы сетку с братом ставили, так лодка несколько раз цеплялась дном за песок.
- Ну что же, место неплохое. Сквозь воду дно просматривается. К тому же ветерок на посадке будет строго в нос. Попробуем! Подтяни хорошо привязные ремни и открой со свой стороны форточку.
Анатолий, открыл так же форточку со своей стороны, вывел самолет на посадочную прямую, выпустил закрылки и погасил скорость до минимальной.
- Север два, я четыреста пятнадцатый! Будем садиться вдоль северного берега с курсом восемьдесят градусов, это от вас будет примерно километров пять.
Вас понял, четыреста пятнадцатый! По вашему мнению, туда сможет проехать наземный транспорт?
- Вдоль берега небольшой участок леса. Через него видна просека, а по ней грунтовая дорога. Думаю, что сможет.
- Спасибо! Успешной посадки!
Ситуация не располагала обмениваться любезностями и Анатолий полностью переключился на выполнение захода на посадку.

Анатолий одним движением выключил двигатель и самолет тут же коснулся голыми стойками шасси воды, подняв облако брызг. Разуваев успел обесточить самолёт. Скорость заметно начала падать. Винт какое-то время еще продолжал вращаться, ударяя своими лопастями о воду. Далее всё происходило мгновенно. Самолёт стал на нос, затем задрав хвост, перевернулся на спину и затих. Неожиданно наступила тишина.
Пилоты повисли в креслах вниз головой на привязных ремнях. В кабину хлынула вода, заполнив её наполовину. Освободиться от привязных ремней оказалось непростым делом. Разуваев возился с замком, и не стесняясь, перечислял всех чертей и чьих-то матерей. Наконец замок поддался, и Разуваев плюхнулся в воду, ударившись рукой о центральный пульт. Анатолий по-прежнему ёрзал в своём кресле, не расстёгивая ремни, выбирая удобное положение для падения.
- Командир, не суетись – сказал, вставая на ноги Разуваев, при этом создавая пронзительный треск от ломающегося под ногами пластикового остекления кабины – сейчас помогу.
Он дотянулся до бензокрана, перекрыл его, а затем подлез, под повисшего на ремнях Будяева, создав ему упор.
- Отстёгивайся, я страхую!
Анатолий открыл замок привязного ремня, и они вместе с Разуваемым упали в воду.
- Не ушибся? –спросил Разуваев
- Всё нормально!
Анатолий попробовал открыть входную дверь. Она оказалась наглухо заклиненной.
- Давай будем пробовать через форточки. Ты первый! – сказал он Разуваеву.
Форточки открыли ещё до посадки. В этом положении самолёта они находились под водой, и надо было подныривать. Разуваев сбросил с себя куртку и майку, оставив свой торс голым. Из кармана куртки он достал своё размокшее пилотское свидетельство и переложил в карман брюк
- Может пригодиться ещё – ухмыльнулся он и окунулся в ледяную воду.
Сделав несколько телодвижений, Ремезов оказался за пределами кабины. Всё тоже самое проделал Анатолий, но прежде, чем лезть в форточку, он собрал в узел свою и Ремизову одежду и всё вытолкал форточку струбциной, которая оказалась рядом. Разуваев понял незамысловатые действия командира, отодвинув в сторону узел, и приготовился оказывать помощь ему.

Экипаж стоял возле перевернувшегося самолёта по пояс в воде и наблюдал, как с лесной просеки неслись к берегу две пожарные, скорая помощь и ещё несколько машин, включая машину руководителя полётов.
Анатолий и его второй пилот получили незначительные ушибы, но остались живы. Самолет, конечно, помялся основательно.  Накануне техники на самолете проводили регламентные работы и не установили крепежные костыли в гнезда поплавков. Экипаж, хотя и осматривал самолет перед полетом, но не обратил внимание на то, что в гнездах отсутствуют эти злосчастные костыли. В результате после взлета поплавки остались на воде. Карьера была испорчена. Анатолия надолго отстранили от полетов и перевели на землю на должность авиамеханика. Только недавно он восстановился на летной работе, и совсем недавно переучился на Як-40.
Второй пилот Разуваев сразу после происшествия уехал к себе на родину в Рязань. Все, кто его видел, говорят, что он не бросил авиацию, а устроился в каком-то аэроклубе на должность пилота-инструктора, правда, отработав несколько лет тоже авиамехаником.