Помню, когда я начал ходить в 3-й класс, по школе молнией пронеслась весть: «Хрущева скинули. По радио только что передали…» Было это в 1964 г. На переменах все без исключения, мальчики и девочки, радостно обсуждали упомянутое событие. Придя домой, делились этой вестью с родителями. Не было ни одного унылого или недовольного лица. Все воспринимали происшедшее как большой всенародный праздник. Реально получилось так, что в этот день и был действительно поистине всенародный праздник, который в народе называют Покров или по церковному – Покров Пресвятой Богородицы. Вот такое чудесное совпадение… Праздник Покрова празднуется 14 октября по новому стилю.
Накануне нескольких ребят из нашей школы посадили в КПЗ (камера предварительного заключения) за довольно серьезный проступок. Рядом со школой находилась обувная фабрика. На ее внешней стене, выходящей на улицу, было вывешено огромное полотнище с портретом Никиты Сергеевича Хрущева. Ребята, как альпинисты, взобрались на растущее вблизи портрета высокое дерево и умудрились каким-то образом нарисовать усы руководителю Советского государства. Их поймали, и это, конечно, грозило большими неприятностями не только им, но и их родителям. Однако после упомянутого праздничного всенародного события ребят отпустили. Говорили, что видимо, Сама Богородица заступилась за них, да и, по большому счету, за весь наш многострадальный народ. И человек, который обещал построить в кратчайшие сроки коммунизм и показать последнего попа, ушел в историческое небытие. Кстати, в хрущевское время было уничтожено и закрыто больше храмов, чем за весь предшествующий советский период. На духовенство были возложены такие непомерные налоги, что Церковь просто физически не могла существовать, выживала только, как говорится, с Божией помощью. Налоги взымались и с населения. Например, за плодовые деревья, за личный скот, за птицу… Поэтому люди вынуждены были вырубать сады, изводить скотину и птицу. Это было настоящим бедствием, особенно в сельской местности, когда население только и выживало за счет подсобного хозяйства. В колхозах изымались из сельхозоборота традиционные для многих мест культуры, такие как рожь и пшеница. Поля повсеместно засевались кукурузой, которая во многих местах просто не вызревала…
Помню, уже в первый день новой власти в нашем городе впервые за многие годы появился белый хлеб и баранки. До этого продавался серый ржаной или ячменный с большой примесью кукурузы, да и за ним нужно было отстоять в очереди. Людям нынешнего поколения не понять, какой это был праздник.
Исторически так сложилось, что цари на Руси в день возведения их на царство всегда делали народу подарки. Вот так произошло и в тот день.
Как потом выяснилось, произошел настоящий государственный переворот. К власти пришел триумвират, состав которого окончательно сформировался в 1965 г., в лице Первого секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева, председателя Совета министров А. Н. Косыгина и председателя Верховного Совета Н. В. Подгорного.
Первые годы правления триумвирата принесли самые позитивные результаты. Были проведены серьезные реформы в экономике и других областях народного хозяйства. На полках магазинов даже в провинциях появились колбасы и другие мясные продукты, о которых народ совсем недавно не мог даже мечтать. Успешно развивались и богатели многие колхозы и совхозы, существенно возросли зарплаты на производстве и в сельском хозяйстве. Организатором многих позитивных преобразований и реформ являлся председатель Совета министров А. Н. Косыгин – человек необыкновенного ума и способностей. В народе о нем отзывались с особой симпатией и теплотой. Его речь всегда была конкретной, четкой и по существу, без всяких партийных штампованных лозунгов и призывов, чем «грешили» практически все партийные лидеры. Бытовало даже такое мнение, что на самом деле он есть выживший после расстрела царской семьи цесаревич Алексий.
В кратчайшие сроки была спроектирована и построена уникальная по своим масштабам и перспективам нефтегазовая система поставки энергоресурсов в страны Восточной Европы и на Запад, наследником которой стал нынешний Газпром. Плодами этой гигантской системы страна пользуется и по сей день.
Вспоминаю как где-то в начале 70-х годов прошлого века наш сосед был отмечен высокой государственной наградой в числе лучших машинистов Советского Союза. Для награждения его направили в Москву, в Кремль. Со всей страны собрали тогда несколько десятков лучших машинистов. Их принимал и чествовал сам Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. По возвращении из Москвы сосед подробно рассказал об этой встрече. Для нас это было неким откровением и даже шоком. Свой рассказ сосед заключил такими словами: «Честно скажу, я горд, что нашей страной управляет такой выдающийся человек как Леонид Ильич Брежнев». Со слов соседа, Брежнев принимал их в Георгиевском зале Кремля и потом был у них тамадой за застольем. Они не только ели и пили изысканные яства и вина, но и смело обсуждали самые насущные проблемы страны. Беседовали около двух часов. От Генсека все были просто в восторге. Человека такого высочайшего ума, широчайшей эрудиции, знания очень многих насущных проблем они просто не встречали. Он ухаживал за всеми с вниманием и любовью как родной отец, а от его шуток и юмора можно было упасть со стула…
Наш сосед не был членом КПСС. Он бывший фронтовик и узник Гулага. Отбыл в сталинское время «хороший» срок. На пару с моим отцом они от души критиковали Советскую власть и пели иногда под гитару лагерные песни.
Время шло, руководители страны старели и уже не успевали за ходом времени, чтобы принимать надлежащие решения и проводить назревшие жизненно важные реформы… С полок магазинов снова как и при Хрущеве исчезли многие продукты первой необходимости, и страна медленно, но неуклонно шла к своему краху. Народ из ближайших от Москвы регионов постоянно ездил отовариваться в столицу, которую все-таки снабжали надлежащим образом.
Многие люди старшего поколения привыкли вспоминать Генсека как человека, про которого говорили с юмором и уничижением и сочинили даже такую прибаутку: «Речи длинные пустые, брови черные густые. Угадаешь чей портрет – в миг получишь десять лет».
Доподлинно известно, что Леонид Ильич неоднократно писал заявления в Политбюро ЦК КПСС, чтобы его по состоянию здоровья освободили от занимаемой должности, но Генсека отговаривали и просили остаться…
Мой родной дядя, доктор экономических наук, работал в свое время в Совете экономической взаимопомощи (СЭВ). Эта организация занималась вопросами экономического сотрудничества со странами Восточной Европы и имела прямые контакты с самыми высокими правительственными кругами. Поэтому дядя был достаточно осведомлен о том, что делалось «наверху». Он рассказал один случай, который произошел в г. Омске в последние годы правления Л, И. Брежнева, когда Генсек посетил этот город.
К этому времени повсеместно по стране, кроме Москвы, в магазинах практически исчезли многие продукты первой и не первой необходимости. Город Омск особо отличался в этом плане. Как говорили в народе: «В магазинах – хоть шаром покати». Из продовольственных товаров можно было купить некоторые консервы типа кильки в томатном соусе, да консервированные овощи… За хлебом нужно было постоять в очереди.
И вот приехал в Омск высокий гость. В программу визита, в частности, входило и посещение центрального гастронома города. Перед посещением Генсека в гастроном завезли все, что только было возможно: и десятки видов копченых и некопченых колбас, и других мясных изделий, и красную и черную икру в разных расфасовках, и ананасы, и разнообразные фрукты… В общем, организаторы встречи были вполне удовлетворены проделанной ими колоссальной работой перед встречей лидера страны. Леонид Ильич прошелся по магазину, все внимательно осмотрел и неожиданно спросил: «А где у вас свежие помидоры. Почему-то я их не увидел…» Надо сказать, что визит проходил в зимнее время. Организаторы встречи были в шоке и не знали, что отвечать. Они предусмотрели все… и вот те на… Леонид Ильич сам вывел их из затруднительного положения и сказал: «А вот мы в Москве едим свежие помидоры круглый год…» К слову сказать, в Москве тогда в зимнее время парниковые помидоры только начали появляться в небольшом количестве и то в самых центральных продуктовых магазинах.
Без всяких сомнений Леонид Ильич говорил тогда с омичами совершенно искренне. Из этого следует один вывод. Он не имел и малейшего представления о том, что реально происходило в стране. Окружение рисовало ему радужную картину всеобщего изобилия и народного счастья в условиях развитого социализма.
Помню, в конце семидесятых – начале восьмидесятых на предприятиях и в организациях проводилась активная атеистическая работа. Тогда на этом фоне в СМИ диссонансом прозвучало сообщение о награждении патриарха Пимена Орденом Дружбы народов за вклад и позитивную деятельность Церкви по сохранению мира. Конечно, такие награждения не могли проводится без ведома высшего руководства. Известно, что за два дня до своей кончины Леонид Ильич подписал указа о передаче РПЦ Свято-Данилова монастыря. По некоторым сведениям, при личной встрече с патриархом он просил в случае его кончины, совершить над ним заочное отпевание по православному обряду, ссылаясь на просьбу об этом своей покойной матери, поскольку его крестили в детстве. Что и было в последствии сделано. Возможно, в конце жизни в нем проснулась вера и пришло покаяние…
С возрастом начинаешь отчетливо понимать, как важно в жизни все делать вовремя: и учиться, и обретать нужную профессию, и обзаводиться семьей, и даже выходить на пенсию… Это высказывание несомненно применимо и к жизни общества и государства. Что мог сделать для такой огромной сверхдержавы как Советский Союз престарелый, больной руководитель, когда страна заживо загнивала от пьянства, лицемерия и лжи?.. Нужны были продуманные оздоровительные реформы, на подобие тех, которые, например, умело провели руководители Китая. Однако это всего лишь авторское предположение. История, как говорится, сослагательного наклонения не имеет.
Владимир Панков