Президент Турции Реджеп Эрдоган открыто поддержал действия боевиков ХАМАС, напавших на Израиль 7 октября. Ответные действия ЦАХАЛ он назвал «бесчеловечными» — и обвинил в «резне» в секторе Газа западные страны. Вместе с тем фактически одновременно Турция «вежливо попросила» главу политбюро ХАМАС Исмаила Ханию покинуть страну.
— Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Израиль действует как «военный преступник». Почему он выбрал такую риторику?
— Безусловно, все эти высказывания обращены не к Израилю, а к широкой аудитории как в Турции, так и на Ближнем Востоке, и в мусульманском мире в целом. Эрдоган любит играть на публику, преподносить себя в качестве ревнителя благ мусульман. Он выступал, например, в защиту мусульманского меньшинства рохинджа в Мьянме, а в 2017 году Турция организовала чрезвычайный саммит Организации исламского сотрудничества после того, как Соединенные Штаты признали Иерусалим столицей Израиля. Но говорить о том, что Эрдоган всерьез чего-то добивается от Израиля, я бы не стал. Его слова вряд ли способствуют урегулированию конфликта и вряд ли как-то изменят поведение Израиля. Это не более чем игра на публику.
— Совсем недавно Эрдоган пытался выступить посредником и найти способ прекратить военные действия. Чем можно объяснить его резкий разворот? Может ли его дипломатическая активность быть вызвана отсутствием больших успехов «миротворческой» миссии Турции в российско-украинском конфликте?
— Как только боевики ХАМАС осуществили агрессию в отношении Израиля, Эрдоган занял довольно осторожную, равноудаленную позицию. Он не высказался резко в отношении боевиков ХАМАС, не осудил Израиль за начавшийся обстрел сектора Газа, потому что хотел выступить в той роли, которую он играл и, видимо, будет играть между Россией и Украиной. Но изменилась конъюнктура, и можно даже назвать конкретный день — 17 октября — вечер, когда произошло трагедия в госпитале Аль-Ахли в секторе Газа.
Мусульманский мир убежден в том, что удар нанес Израиль. Как сказал министр иностранных дел Иордании Айман Хусейн Абдалла ас-Сафади, никто в мусульманском мире не поверит в невиновность Израиля. И Эрдогану было важно показать, что он на острие антиизраильского нарратива, что словно и не было в последние годы никакого турецко-израильского сближения, что он, в частности, не пожимал руки Биньямину Нетаниягу на полях недавней Генассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Он резко изменил свою риторику в отношении Израиля, начал очень жестко его критиковать. Изменилось и его отношение к ХАМАС. Хотя в первые часы вторжения в Израиль, по данным американского издания Al-Monitor, лидер ХАМАС Исмаил Хания находился в Турции и власти попросили его покинуть Стамбул.
— Почему один из лидеров ХАМАС вообще находился в Стамбуле?
— Турция для ХАМАС в последние годы фактически стала штаб-квартирой. Представители движения чувствовали себя там предельно комфортно. Эрдоган даже выдавал паспорта лидерам ХАМАС. Для Эрдогана это было очень важно, потому что он сам выходец из исламистских кругов, приверженец политического ислама. Идеологически ХАМАС и Эрдоган очень близки, разделяют идеологию движения «Братья-мусульмане». Но Эрдогану пришлось отдалиться от «братьев», чтобы примириться с нынешними властями Египта, которые свергли «Братьев-мусульман» в 2013 году.
— В чем именно схожи взгляды Эрдогана и «Братьев-мусульман»? Может ли его поддержка ХАМАС объясняться именно общей идеологией?
— Движение «Братья-мусульмане» появилось в Египте в 20-е годы прошлого века. Одна из ключевых идей движения подразумевает объединение всех мусульман в единое братство. Иногда это называют идеей создания Соединенных Штатов Ислама.
ХАМАС, по сути, был филиалом «Братьев-мусульман» в секторе Газа. Сначала это была довольно умеренная организация, она называлась «Мусульманская ассоциация» и занималась исключительно гуманитарными вопросами. В 1987 году она преобразовалась в Исламское движение сопротивления (ХАМАС) и, в отличие от своих предшественников, взяла курс на силовое сопротивление Израилю.
Эрдоган провозглашал принципы «Братьев-мусульман» в разные периоды своей политической карьеры. Когда он только начинал ее, то состоял в партии «Рефах» — это исламистская партия, в 1990-е годы она была довольно популярна, и, будучи в то время мэром Стамбула, Эрдоган являлся одним из наиболее ярких ее представителей.
Но поскольку в Турции тогда еще было очень велико влияние военных, партию запретили в 1997 году, а Эрдогана отправили за решетку на несколько месяцев. Вместо «Рефах» потом была спешно создана другая исламистская партия «Фазилет», но в 2001 году ее тоже запретили, и уже из нее выросла умеренная Партия справедливости и развитияво главе с Эрдоганом.
При этом когда нынешний турецкий президент с этой партией шел на выборы в 2002 году, он не акцентировал внимание на своем исламистском прошлом, чтобы не вызывать раздражение у армии. Называл себя консервативным демократом. Однако когда он укрепился у власти, то стал фактически провозглашать принципы «Братьев-мусульман», говорить о том, что Турция может объединить под своим крылом мусульман всего мира, использовать риторику, созвучную «Братьям-мусульманам». Так, после победы своей партии на очередных парламентских выборах в 2011 году он заявил, что это успех не только его партии, но также «успех Сараева, Бейрута, Дамаска и всего Ближнего Востока». Сейчас политический ислам в Турции продолжает играть большую роль. И Эрдоган, конечно, мнит себя последователем османских султанов. Неслучайно, кстати, на недавнем митинге в поддержку Палестины Эрдоган говорил о том, что сектор Газа когда-то был турецкой территорией.
Что касается ХАМАС, то они более яркие — в идеологическом смысле — представители «Братьев-мусульман». Они использовали ислам для привлечения большего числа сторонников среди палестинцев в противовес светской Организации освобождения Палестины (ООП), которая стала терять популярность в конце 1980 года, особенно на фоне начала мирных переговоров с Израилем. Но важно подчеркнуть, что, когда в 2013 году в Египте свергли «Братьев-мусульман», Каир четко указал хамасовцам, что им тоже нужно отмежеваться от «братьев». ХАМАС стало менять свою риторику и постепенно отстыковываться от «Братьев-мусульман». В 2017 году боевики даже изменили существовавшую на протяжении 30 лет официальную доктрину движения, сделав ее более умеренной и, в частности, отказавшись от прямого призыва уничтожить Государство Израиль.
Сейчас мы уже не можем говорить о тесных связях между ХАМАС и «Братьями-мусульманами», но тем не менее они сохраняются. В том числе именно поэтому Египет не желает принимать беженцев из сектора Газа, опасаясь, что среди них могут быть последователи ХАМАС и, соответственно, запрещенных в Арабской Республике «Братьев-мусульман».
Получается, позицию Эрдогана можно отчасти объяснить имперским прошлым? Ведь территории Палестины и нынешнего Израиля когда-то входили в Османскую империю.
— Как я уже сказал, на уровне риторики он часто обращается к османскому прошлому, любит преподносить себя как последователя османских султанов, портреты которых сейчас висят во всех школах наравне с Ататюрком. Это обращение к прошлому — один из элементов политики Эрдогана, то, что называется «неоосманизм».
Известный турецкий политик Ахмет Давутоглу в своей книге «Стратегическая глубина» разработал концепцию «ноль проблем с соседями». Среди прочего она предполагала, что Турция должна возвращаться в традиционный ареал своего присутствия, быть мостом между Западом и Востоком и должна покровительствовать всем тем странам, которые когда-то входили в Османскую империю.
Но этот подход, которого Турция придерживалась со второй половины 2000-х, не сработал, поскольку Эрдоган в угоду политическим амбициям часто менял риторику. Например, он посчитал, что в Сирии к власти может прийти вооруженная оппозиция, и поддержал ее, обещая в скором времени приехать в Дамаск и прочитать намаз в мечети Омейядов. Но эта ставка не сыграла. В последнее время Эрдоган на фоне нормализации отношений с соседями не так часто обращается к османским маркерам. Но когда ему это выгодно, он любит подчеркивать, что у Турции великое османское прошлое.