ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОБАКИ: ВЗРОСЛЕНИЕ ЩЕНКА И РОЛЬ ХОЗЯИНА В ЖИЗНИ ПИТОМЦА
Опыт, полученный в процессе развития, оказывает долгосрочное влияние на темперамент и поведение взрослой собаки. Вот почему
важно понимать, что такое нормальное и ненормальное развитие. Вы должны знать, как предотвращать поведенческие проблемы и
уметьсправлятьсяс ними.
Разнообразие среды на раннем развитии
Нервная система животного развивает свои генетически заданные
функции только тогда, когда подвергается адекватной стимуляции окружающей среды. Особенно в раннем развитии. В среде с не- большим раздражением животное растет с аномальными сенсорными функциями.
Позже собака не будет способна воспринимать стимулы, которым она не подвергалась в качестве детеныша. Животное, выращенное в среде с низким уровнем раздражения, эмоционально неуравновешенно. Следует ожидать, что оно не сможет нормально обучаться. По всем этим причинам хозяин должен создать интересную стимулирующую среду для растущего животного.
Важно, чтобы окружающая среда была предсказуема, с точки зрения молодой собаки. Последствия ее поведения тоже должны быть предсказуемы. В противном случае питомец подвергнется стрессу и вскоре узнает, что его поведение не влияет на то, что происходит в окружающей среде.
Такие животные находятся в состоянии выученной беспомощности. Зачастую их трудно научить чему-то новому.
Влияние яркого стресса в раннем развитии
Легкий стресс (поглаживание, удержание, прохладная температу- ра) на раннем этапе развития благотворно влияет на щенка:
•ускоряет рост;
• способствует уравновешенности;
• улучшает социальный статус по отношению к другим щенкам
• способствует устойчивости к определенным заболеваниям.
Более того, щенков следует брать на руки сразу после рождения- это "мягкий стресс", который облегчает дальнейшие развитие и социализацию.
Ежедневные манипуляции с 3-го по 21-й день после рождения сделают пребывание в одиночестве и переживание незнакомых сред менее обременительными в последующей жизни. Щенков можно временно убирать из родильного ящика* на короткое время в первые дни после рождения. Лучше всего, пока кто-то другой гуляет с матерью.
*Родильный ящик, в котором сука щенится и находится с щенками первые 7-10 дней.
Мерцающий свет, шум являются мягким стрессом, что очень важно в первые 3дня после рождения. В тот период развивается гипоталамо-гипофиз-надпочечниковая ось. Доказано, что после этого животное не так сильно реагирует на хронический стресс в дальнейшей жизни и эмоционально сбалансировано откликается на острые моменты.
Примечание: Гипоталамо-гипофизарная система - объединение структур гипофиза и гипоталамуса, выполняющее функции как нервной системы, так и эндокринной.
Хронический стресс возникает из-за постоянных неприятных раздражителей. Поскольку эти стимулы неизбежны, стрессовая реак- ция не приводит к разрешению проблемы и только истощает резервы животного.
У людей хронический стресс приводит к язве желудка и другим проблемам со здоровьем.
С другой стороны, сильная реакция на острый стресс желательна.
Если животное внезапно подвергнется воздействию сильного и
вредного раздражителя, это может спасти ему жизнь. Например, чтобы мобилизовать все свои силы и убежать.
Поэтому желательны оба эффекта:
• ранний мягкий стресс;
•сниженная реакция на хронический и усиленная реакция на острый стресс.
Мягкое напряжение на раннем развитии повышает устойчивость к
некоторым болезням, способствует уравновешенному и менее воз- будимому поведению, увеличивает способность к обучению.
Чувствительные этапы развития
Чувствительные фазы в поведенческом развитии собаки хорошо
документированы. Это периоды времени, в течение которых щенок должен пройти определенный опыт, чтобы нормально развиваться.
Например, между 4-й и 12-й неделями жизни он учится распознавать социального партнера. В этот период зрительный мозг вырабатывает своего рода фильтр. Он сенсибилизируется к форме других существ, с которыми имеет социальный контакт.
У волков это будут взрослые волки из стаи и другие волчьи щенки. Усобаки- люди и другие домашние животные. Этот фильтр заставляет активироваться определенные нейроны в зрительном мозге
только в том случае, если щенок видит социального партнера (то есть существо, с которым он был социализирован).
Через 12-14 недель трудно изменить эту систему фильтрации и научить питомца принимать ранее неизвестные виды в качестве соци- ального партнера.
Открытие этих этапов специфической чувствительности является одним из самых важных моментов в развитии. Сознательное влияние на окружающую среду щенка позволяет нам сбалансировать
темперамент, социализированность, уверенность в себе и повлиять на способность собаки к обучению.
Через установленные вмешательства в раннем возрасте мы получим собаку, которая более адаптивна, легче воспитывается, физическии психологически здоровее.
Определения и наименования периодов развития основаны на ус-
ловности. Они предназначены для понятного представления, так как эти периоды начинаются и заканчиваются индивидуально.
Фазы чувствительности не начинаются и не заканчиваются внезапно, а медленно показываются и скрываются.
Этапыразвитияшенка
Таблица .1 Периоды развития в соответствии с возрастом.
Давайте разберем каждый период подробнее. Этапы развития: до рождения
Незадолго до рождения плод мужского пола выделяет тестостерон. Влияние тестостерона на мозг плода необратим, он затрагивает всех и навсегда. Формируется гендерное поведение, в том числе определенные формы агрессии даже после кастрации. Вот почему в дальнейшем кастрированный самец остается типичным самцом, а стерилизованная сука типичной сукой.
Удивительно мало публикаций о влиянии диеты беременных сук на поведенческое развитие своих щенков. Однако известно, что сни- жение кровоснабжения и, как следствие, недостаток кислорода, пищи приводят к замедленному или аномальному развитию
щенков. Ожидаемо, что в этих случаях нарушается развитие мозга, что приводит к поведенческим аномалиям и плохому обучению этих шенков в дальнейшем.
Беременная собака должна хорошо и правильно питаться. Щенки могут учиться уже в утробе. Если суку кормят кормом с определен- ным вкусом, например анисом, щенки позже предпочитают корм с тем ж е вкусом.
Новорожденная фаза (от 0 до 10 дней)
Процесс щенения начинается с подготовки к родам. Сука все чаще лижет свои соски и половыеорганы, готовит себе гнездо - шаркает и перекладывает одеяла. Некоторые собаки не пускают чужих, ста- новатсяболееагрессивными.
Когда начинаются роды, сука становится беспокойной, проявляет менее нормальное поведение. Первый щенок сейчас пройдет через рог матки. Собака лижет свою вульву, рожая щенка, заверну- того в мешок амниона. Она кусает через амнион и пуповину, а потом начинает вылизывать щенка. Очень коротконогие собаки часто не
могут этого сделать.
Облизывание освобождает нос щенка от жидкости, стимулирует дыхание, движение, питье, мочеиспускание и фекалии, а также при- водит щенка к матери. Они двигаются навстречу давлению. К тому же облизывание помогает идентифицировать запах матери.
Во время щенения не нужна многолюдность, иначе сука будет вол- новаться. Волнение вызываетвыделениегормонов надпочечников, ингибирующих сокращения матки.
У самок щенков вес при рождении влияет на поведение. Более тя-
желые активнее и , любят исследовать окружающую среду, чем более легкие.
Новорожденный щенок слеп и глух, но может пищать, чтобы при- влечь внимание матери к себе. У него уже естьчувстворавновесия, хотя он еще не можетстоять. Нюх и осязание развиты, он чувствует
температуру. Щенок не может мочиться и испражняться самостоя-
тельно д о трехнедельного возраста. Эти функции зависят от стиму- ляции (лизания) со стороны матери.
Его нервная система еще должна развиваться. Первые 3 дня после рождения преобладают сгибательные функции. Щенок горбится, сворачивается, когда берете его в руки. С 4-го по 21-й день проявля- ются функции экстензора- щенок тянется и напрягается, когда его берут на руки. Он вращается или перемещаются в сторону, где его касаются.
Щенки качают головами взад-вперед и используют нос как тактиль- ный орган и датчик температуры для ориентации. Все его поведенческие модели ориентированы
на то, чтобы щенок попадал
под грудь матери. Даже на этой ранней стадии важен контакт с людьми
как стимул для обогащения внутреннего мира и легкий стресс, о котором мы упомянули выше.
Щенки могут использовать звуки, чтобы указать, что им больно, хо-
лодно, неудобно, они потеряли контакт с пометом или сукой. Большинство матерей не реагируют на эти вокализации.
Переходный период (с 1 по 21 день)
Щенки рождаются в очень незрелом состоянии развития. Их назы- вают "птенцами". В переходный период они будутдогонять живот- ных, которые с рождения были более развиты. Например, жеребята или телята. Они являются примерами, изображая убегающих из гнезда.
Щенок начинает развивать все свои чувства и к концу переходного периода начинается самопроизвольное поддержание температуры тела, начинает сам испражняться и мочиться. Происходит отьем от груди, мать больше не ест экскременты. Отныне щенок должен
иметь возможность покинуть гнездо, чтобы справить нужду. В этот период мы убираем родильный ящик.
По мере развития зрения и слуха щенок все больше реагирует на разноплановые раздражители окружающей среды. Он уже привы- кает к ним. Поэтому окружающая среда полезна для его неврологи- ческого развития. Важно дать
ему пространство, в котором
он может получить много сенсорных переживаний, в том числе на
зрение и слух.
С 3-й недели щенкам можно давать твёрдую пищу - не полностью замоченный.
Фаза социализации (от 4 д о 12 или 14 недель) Фазу социализации можно разделить на два вида:
• первичная (с сородичами);
• вторичная (с другими видами).
щенячий корм
Социальная игра- наиболее важная особенность фазы социализации. Прежде всего, во время первичной социализации щенок учится видовому обращению с другими щенками, их понимани, языку тела, ингибированию своего укуса и интеграции в социальную группу.
Благодаря вторичной социализации он учится понимать поведенческие реакции чуждых ему видов социальных партнеров и успешно общаться с ними.
Щенок, рано забранный из помета и воспитанный человеком, развивает эксклюзивную привязанность к хозяину. Если он не контак- тирует с другими собаками, пока ему не исполнится 12 недель, он обычно боится их в будущем и может быть агрессивным по отношению к ним.
Сдругой стороны, если щенок не социализируется слюдьми, позже он боится их, и может быть агрессивным по отношению к ним.
Хотя некоторые суки не хотят, чтобы щенки их сосали уже с 4-х недель, малыши никогда не должны быть отданы (проданы) из помета до достижения 7,5-8 недель, а лучше до 10-ти недель. Клинические наблюдения показывают, что жизнь с другими щенками и контакт с матерью в этот период очень значимы для нормального развития.
Малыши, которые были удалены от матери, братьев и сестер на ранней стадии (в 6 недель), имели больше проблем со здоровьем.
Разнообразная среда очень важна для нормального развития нерв- ной системы и активности чувств щенка. В дальнейшем он легко привыкнет ко многим новым раздражителям. Вы, как ответствен- ный заводчик, в этот период обязаны приучить щенков к разным почвенным поверхностям, условиям, предметам, которые издают шум. Вы должны научить их находиться в клетке и движущейся машине.
Фаза тревоги (8-10 недель)
Доказано, что если щенок в 5-недельном возрасте испытал негатив- ные эмоции со стороны человека, то страх может проявить себя между 8 и 10 неделей.
Из-за повышенной тревожности и вероятности обучения плохому опыту щенки ведут себя очень осторожно. Владельцу нужно обере- гать их от плохих переживаний, так как они могут оказывать пожизненное влияние на эмоциональность, нервозность, страх, гиперактивность, а также агрессивность.
Собаки, которые во время фазы тревоги пережили плохой опыт, не всегда могут быть реабилитированы.
Сюда относятся случаи:
• не совсем правильно приучали к чистоте;
• во время игры случайно сделали больно и т.п.
Собаки с генетической предрасположенностью без наличия плохого опыта в этот период проявляют сильную тревожность.На это следует обратить особое внимание. Например, вы идете по парку, а щенок облаивает и ставит холку на прохожего. Запомните, это уже тревога и страх.
Подростковый возраст (от 3 месяцев д о полового созревания)
За это время молодая собака очень быстро растет, становится более
активной, легко возбудимой и независимой. Часто это тяжелое время для владельца. Особенно, если не удалось вырастить щенка правильно. Раннее обучение сейчас окупается!
Многие хозяева не понимают, зачем им посещать щенячьи группы
и кинолога. Они думают, что их собака - лучшая собака в мире, и они сами могут всему ее научить. В возрасте 4-х месяцев владельцы начинают разочаровываться в питомце.
Некогда прекрасный щенок, кажется, теряетинтерес к хозяину, ста- новится трудноконтролируемым. Понимания все меньше. По этой причине многие собаки попадают в приют в возрасте 5-6 месяцев.
Сейчас среди щенков начинает развиваться социальный порядок. В
отличие от волков, которые имеют сильно структурированную со- циальную организацию, у наших одомашненных собак все по-дру- гому.
Крайне важно правильное общение с собаками, с посторонними
людьми. Позитивное обучение послушанию нужно начинать с этого
возраста. С 4-15 месяцев происходит половая зрелость, тут все ин- дивидуально. Половая зрелость не идентична социальной. Соци-
альная зрелость достигается позже.
Д р у г и е ф а з ы т р е в о г и ( 4 д о 1 м е с я ц е в )
В подростковом возрасте собаки проходят через дополнительные
фазы тревоги, которые длятся около 3-х недель. Втечение этоговре- мени собака легко пугается и становится напряженной. Пережива- ния особенно хорошо запоминаются.
Эти дополнительные фазы тревоги научно не задокументированы.
Но многие заводчики получили опыт, когда молодые собаки проходят эти этапы.
В это время собака боится даже знакомых вещей. Питомец, который с малых лет два раза в неделю видел мусорные баки на улице,может в один прекрасный день вдруг испугаться, поднять холку и начать лаять. Иногда даже не доверять себе рядом с вами.
Такое поведение обычно проходит само по себе, но лучше помочь животному пережить это положительными эмоциями с закреплением. Нормальная собака скоро справится с этим и вернет уверен- ность в себе. Игнорирование, наказание или другие травматиче- ские переживания должны быть исключены.
Подростковый возраст
Подростковый возраст начинается с полового созревания и закан- чивается достижением социальной зрелости, характерной для породы. Посравнению с волками, собаки всегда остаются щенячьи- ми и никогда не взрослеют должным образом. Степень социальной
зрелости, которую достигает собака, специфична для породы. Практическийподход
Необходимо обеспечить разнообразную окружающую среду во
время раннего развития. Как уже упоминалось выше, среда важна во время развития щенка для предотвращения последующих про- блем.
Социализация
В классе щенков, где им разрешено играть вместе под наблюдени- ем эксперта, малыш учится понимать других собак и иметь дело с ними без большого риска.
Поскольку собаки являются частью человеческого общества, важно иметь общение с людьми. Даже с инвалидами, которые используют палки или находятся в инвалидной коляске. А также с детьми. Собаки должны научиться адекватно вести себя в социуме.
Конечно, щенок должен всегда радоваться контакту с людьми и чув- ствовать себя в безопасности. Дети также должны научиться обра- щаться с собакой и всегда находиться под наблюдением взрослых, когдаонииграютсживотным.Научитесь сами ласкать щенка, а главное играть с ним. Обязательно научите этому ребенка, не ждите, что щенок будеттерпеть все от че- ловеческого детеныша. Многие собаки начинают сопротивляться, если ребенок слишком сильно навязчив.
Формирование уверенности в себе
Опыт различных экологических стимулов, особенно тех, которые могут внушить собаке страх, очень важен для щенка на этапе социа- лизации и за его пределами. Это нужно делать с осторожностью, не пугая питомца. Вы делаете любой опыт приятным, давая щенку удовольствие или играя с ним.
Прогулки на поводке по оживленным улицам помогают предотвратить страх от звуков. Щенков нельзя заставлять приближаться к чему-то, что их пугает. Например, к коляске, лопате и т.д. Делайте это постепенно, через приятные эмоции не игнорируйте страх.
Аккуратно приучайте собаку к вашему образу жизни. Это важно, если вы живете в мегаполисе. Детские площадки, ж/д вокзалы, все, чем живете вы, животное должно воспринимать нормально.
Если щенок испытывает сильный страх перед предметом, звуком или ситуацией, следует обратиться к поведенческой терапии. Это может быть программа десенситизации, в которой щенок постепен- но подвергается воздействию раздражителя, не испытывая стресса. Не заставляйте питомца впасть в приступ страха. Это несправедливо и во многих случаях увеличивает страх.
Не вините щенка за страх, он в этом не виноват, а виноваты мы, люди. В первую очередь заводчик, который вырастил собаку неправильно. Если вы вовремя не распознали сигналы тревоги, щенок в этом не виноват!
Опыт успеха гарантирует профилактика
Профилактика проблем включает в себя формирование окружающей среды, чтобы щенок автоматически выполнял желаемое пове- дение с успехом, а нежелательное избегал. То есть мы должны вы- работать программу, где нежелательное поведение исключено.Если желательное поведение с самого начала дает щенку ощуще-
ние успеха, он повторит это и не попробует другого. Мы должны по- казать любимцу, что то, чего он боится, не страшно. Будьте готовы, это займёт время. И ни в коем случае не бросайте щенка вхолодную
воду.
Приучениещенка к туалету
Придется запастись терпением. Период привыкания займет от не-
скольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от породы и темперамента малыша.
• Как только щенок проснулся, сразу вынесите его на улицу. Поел - снова вынести, поиграл, попил - вынести. Если Вы заметили, что щенок собирается справить нужду дома, отвлеките его и несите на улицу.
• После каждого удачного испражнения на улице малыша необхо- димо хвалить и поощрять лакомством.
•После того, как собака сделает свои «дела», можно поиграть, тем самым закрепить результат.
Движение для щенка
Прогулки за пределами дома и сада идут навстречу врожденному побуждению щенка исследовать новые вещи. Они позволяют ему привыкнуть к незнакомым раздражителям и облегчают социализацию. Затем питомец возбуждается медленнее и меньше реагирует на раздражители.
Обогащение окружающей среды
Игры, интересные игрушки, игрушки с едой, регулярный обмен развлечениями, чтобы они всегда оставались «новыми», обогащают окружающую среду и стимулируют умственные способности щенка. Во время игры следует избегать слишком большого возбуждения
животного.
Время от времени прерывайте игру и усаживайте малыша, чтобы он мог сесть спокойно. Когда он "выдохнет", вы можете продолжить играть с ним в качестве награды. Игра должна быть контролируе- мой, чтобы вы всегда имели возможность прервать её со словами "иди гуляй".
Если вы хотите играть с щенком в перетягивание каната, это должно быть сделано с одним и тем же позывом и концом. На выходе из игры оставляйте щенка победителем и с добычей.
Чтобы не давать собаке противоречивых признаков, не злитесь на нее в игре, иначе вы запутаете ее.
Соблюдение последовательных правил
Идея о том, что мы должны доминировать над нашими собаками, неверна. Многое говорит против того, что наши отношения с собаками основаны на доминировании и подчинении. С другой стороны, важно, чтобы мы контролировали, какое поведение собаки желательно, а какое нет.
Если правила не строгие и не соблюдаются, животное никогда не сможет их узнать. Это также означает, что оно не поймёт какое пове- дение желательно. Не зная правила нельзя выиграть игру.
Когда мы играем с друзьями в неизвестную нам ранее игру и думаем, что выигрываем, они добавляют дополнительное правило. Через 2-3 раза мы настолько расстроены, что больше не хотим уча- ствовать. Появляются нотки агрессии! Собаки чувствуют то же самое, когда мы меняем правила.
Когда правила постоянно меняются, они могут проявлять агрессию, которая сулит им кратковременный и предсказуемый успех. Либо они могут просто сдаться и достичь состояния изученной беспомощности. Т. е. они узнают, что их поведение не влияет на происходящие в среде события.
Соблюдение строгих правил не имеет ничего общего с тем, что мы "доминируем" над собакой. Это говорит о том, чтобы нужно обеспечить собаке среду, в которой она может действовать успешно и с предсказуемыми для нее последствиями. Контроль поведения вашей собаки
Если вы открыли доступ к мусорному ведру, что сделает собака? Правильно, она в него полезет, что является для вас нежелательным поведением, а для неё нормальным.
Кто виноват: вы, что открыли этот доступ, или собака, которая приня- ла это предложение инстинктивно? Нельзя овать кухонное поло-
тенце, но можноиграть со своей игрушкой. Главное научить собаку этому. Поведение можно контролировать, соответствующим обра- зом формируя среду её обитания.
К о н т р о л ьс о б а к и
Базовая тренировка: команды "ко мне""сидеть"."место", "лежать" и
т.д. Это обеспечивает последовательную среду, дает владельцу воз- можность контролировать питомца и нейтрализовать потенциаль-
но опасные ситуации. Например, когда собака бежит за детьми или автомобилем.
Если собака, лежащая на диване, рычит, когда владелец приближа- ется, и он может отправить собаку на свое место по команде, рыча-
ние вряд ли является проблемой для владельца. Кроме того, собака учится установленному поведению, чтобы выйти из этой ситуации без необходимости обороняться.
Спокойные прогулки на поводке
Еще одна вещь, которой вы хотите научить собаку, - это ходить на поводке, не дергая его. Многие животные до самой смерти так этому и не научились. Существуют разные методы.
Самый простой остановиться, когда собака начала тянуть.
Прыжки на хозяина
Чтобы щенок не прыгал на людей, просто сделайте шаг назад как только он прыгнет. Он снова приземлится на лапы. Это будет "засчи-
тано" как неудачное поведение. А неудачное, как правило, исчезает.
Если собака уже научилась сидеть по команде, вы можете дать эту команду перед приветствием питомца. Ну а если он приходит и са- дится, его надо вознаградить. Подпрыгнет - отступить и игнориро- вать еГо.
Аверсивные методы обучения
Обучение на основе боли и наказаний никогда не должно исполь- зоваться в воспитании щенка. Они сначала учатся связывать ситуа- цию с опытом, который в ней сделан. Обучение ассоциациям всегда имеет прецедент над обучением последствий поведения. Таким об- разом, щенок быстро свяжет хозяина или других людей с неприят-
ными переживаниями.
Владельцы вряд ли когда-либо смогут правильно применять наказание. Это доли секунды, даже не минуты. Поэтому щенку наказание обычно кажется случайным и непредсказуемым. Непредсказуемое или неправильное наказание учит щенка, что он неможет избежать неприятных переживаний с прикрепленным поведением, и делает его нервным, тревожным и часто агрессивным-трусливым.
Щенячий тест
Чтобы предсказать, станет ли щенок агрессивным или трусливым
позже, в литературе описано множество тестов, но все они оказа- лись бесполезным. Так как уверенная и психически здоровая
собака- это плод рук человеческих.