Найти тему

Святой апостол Павел о страхе Божием

Говоря о спасении, о пути спасения, святой апостол Павел увещевает совершать его со страхом и трепетом (Флп. 2, 12), указуя на то, что этот путеводитель – страх Божий – беспрепятственно приведет верующего к цели, ко спасению во Христе. Страх Божий, по апостолу Павлу, есть то состояние души, с которым только и возможно приступать к святыне христианской веры (2 Кор. 7, 1). Сам Апостол руководствовался им в своей проповеди (2 Кор. 5, 11). Условием пребывания в человеке страха Божия Апостол называет чистоту души и тела (2 Кор. 7, 1).

Привлеченная чистотой благодать Божия поселяется в человеке, но, чтобы сохранить ее, необходим страх Божий и благоговение (Евр. 12, 28). Только при наличии страха Божия, пишет святой апостол Павел, возможно благоугодно служить Богу (Евр. 12, 28). Но не только в отношении к Богу человеку необходимо стяжать святой страх, но и в отношении к ближнему, как к образу Божию, собрату и сонаследнику обетований Божиих. Святой Павел заповедует христианам повиноваться друг другу в страхе Божием (Еф. 5, 15-21).

В посланиях святого апостола Павла можно найти поучения о том, как должен проявляться страх Божий в различных сферах жизнедеятельности христианина. Прежде всего, этот святой страх должен присутствовать в отношениях с властями. Основанием для него является Богоустановленность последних: "…существующие же власти от Бога установлены" (Рим. 13, 1). Поэтому необходимо иметь особую осторожность в отношении к ним, чтобы не сделаться богоборцем, так как "противящийся власти противиться Божию установлению" (Рим. 13, 2). Начальствующий – это Божий слуга (Рим. 13, 4), которому святой Апостол повелевает отдавать должный страх (Рим. 13, 7). И, конечно, такого благоговейного отношения тем более достойны начальствующие среди христиан: епископы, пресвитеры, воспитатели (1 Тим. 5, 17).

Большое внимание Апостол уделяет отношениям в семье, где страх Божий также является основанием всей духовной жизни. Для семьи святой Павел указывает образ взаимоотношений, содержащийся в Церкви Христовой. Семья – это домашняя Церковь (Флм. 1, 2), и отношения в ней должны быть построены по образу отношений Христа и Его Церкви. "Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви", поэтому "как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" (Еф. 5, 23-24). Повиновение это должно быть со страхом Божиим, потому что жена повинуется мужу, как Господу (Еф. 5, 21-22). Но и мужья в своем отношении к женам не должны терять страха Божия, так как примером для них служит Сам Господь Иисус Христос, Который всячески печется о Церкви Своей, чтобы "она была свята и непорочна" (Еф. 5,25-26). Так и муж со страхом и благоговением должен блюсти свою жену и с любовью заботиться о ней, чтобы представить ее Господу славной, не имеющей пятна или порока (Еф. 5, 27).

Говоря о детях, Апостол повелевает пребывать им в благоговейном повиновении родителям, так как для детей – это есть путь праведности, который привлекает на них благословение Божие (Еф. 6, 1-3). Родители же отвечают за своих чад перед Богом, поэтому всё их старание должно быть не в том, чтобы подчинить детей своей воле, но чтобы воспитать их для Бога, в учении и наставлении Господнем (Еф. 6, 4). По мысли святого Апостола, страх Божий как бы уравнивает всех людей перед Богом, делает их братьями. Ведь у Бога нет лицеприятия (Еф. 6, 9); Он смотрит не на положение человека, а на то, с каким расположением человек несет свое служение, смотрит на меру добра (Еф. 6, 8), которую изволил человек. Поэтому каждому христианину необходимо помнить, что над всеми на Небесах Господь (Еф. 6, 9), и нести свое служение с усердием, перед Богом, а не перед людьми (Еф. 6, 7).

Таким образом, Апостол заповедует христианам всю свою жизнь проводить со страхом и трепетом (Флп. 2, 12), повинуясь друг другу со страхом и трепетом (Еф. 5, 21), и как рабы Христовы исполняя волю Божию от души (Еф. 6, 6).

☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь