С Версалем обычно сравнивают наш всемирно известный дворцово-парковый комплекс в Петергофе. Но первоначально создание парка с фонтанами, подобного версальскому, планировалось также между Петергофской дорогой и Финским заливом, но совсем в другом месте - в Стрельне.
Проезжая по Санкт-Петербургскому шоссе по направлению к Петергофу, многие обращают внимание на красивый дворец с флагом России. Это Дворец Конгрессов, он же Константиновский (Большой Стрельнинский) дворец. Кованая ограда, стройный ряд хвойных деревьев (скорее всего, это туи), ухоженная парковая территория, пруды, отреставрированное здание бежевого цвета - все это государственный комплекс, который находится в ведении Управления делами президента. Но 20 с небольшим лет назад картина была удручающая: бесхозный ветшающий дворец, заброшенный парк... Усадьбу ждало неизвестное и, скорее всего, печальное будущее, но неравнодушные горожане обратились к Президенту и судьба дворца резко переменилась. В начале 21 века (как пафосно звучит, а ведь это наше с вами время!) начались работы по реставрации и реконструкции. В рекордно кратчайший срок Константиновский дворец был возрожден если и не из руин, то из очень плачевного состояния. Знаю людей, которые участвовали в разработке проекта по реконструкции. К 300-летию Петербурга Дворец Конгрессов был введен в эксплуатацию (ну, я тоже занимаюсь проектированием, поэтому язык повествования в данном случае несколько сухой).
Мои детские воспоминания о Стрельне самые теплые, ведь этот парк - мое любимое место для прогулок с раннего детства. С тех пор, как мы переехали на проспект Стачек (бывшая Петергофская дорога), мы с бабушкой часто наведывались в этот парк для прогулок: весной собирали белую и желтую ветреницу (белая считалась у нас подснежниками), летом ездили на Финский залив, а осенью за желудями и кленовыми листьями. Огромных кленов было так много, что гуляя среди деревьев, можно было и не заметить сам дворец снизу из парка. Ехали недолго на трамвае №36 до самого кольца. А дальше шли пешком по плавному спуску в парк. Была еще очень крутая лесенка для спуска, прямо с дороги, но спускаться по ней было страшновато, мне кажется, что и перил у ней не было. Вот подниматься по ней было проще. С шоссе была видна быстрая речка Кикенка, в которой долгие годы ржавел кузов горбатого "Запорожца". В те годы рельеф от шоссе сначала резко понижался, а потом так же резко шел вверх. И на возвышении стояло красивое желтое (да, именно желтого цвета) здание - дворец, в помещениях которого размещалось ЛАУ - Ленинградское арктическое училище (военное). Обязательный пункт нашей программы - пышечная возле трамвайного кольца. Пышки пекли прямо в стеклянном павильоне, я прилипала носом к витрине, наблюдая весь технологический процесс приготовления пышек. Всегда была очередь из ожидающих очередную порцию пышек, но без пышек мы не уходили.
В 90-х гулять в Стрельну мы ездили втроем, с маленьким сыном. Бабушки уже не было... Шикарные клены и вековые дубы в нижнем парке стали спиливать примерно в конце 90-х-начале 2000-х, точно не помню. Как только убрали ивы и клены (как же мне их было жалко) - сразу открылся вид на дворец со стороны залива.
Нашла в своем старом фотоальбоме (помните: были такие раньше в плюшевой обложке, я еще в школе украшала его всякими розочками из открыток...) вот эти черно-белые фото, сделанные мною лично фотоаппаратом "Смена-8М".
Сравните:
Южный фасад здания, обращенный к шоссе, в годы хозяйствования ЛАУ периодически подкрашивали, а вот северный, видимо, нет. Поэтому после расформирования училища в 90-х фасад со стороны залива смотрелся плачевно - отлетевшая штукатурка, осыпающиеся кирпичная кладка... Когда проходили под аркой, страшно было смотреть на ее своды - поговорка "кирпич на голову упадет" вспоминалась сразу. Надо сказать, что подойти к зданию раньше не получалось, так как училище все-таки военное и курсанты ЛАУ стояли в карауле. Но в перестроечные годы все разваливалось со страшной силой, и мы проходили спокойно. Училища в 1990-х уже не было, дворец остался без хозяев. Боковые каналы внизу были тогда просто заросшими канавами с железными остовами мостов. По ним мы и переходили, держась за остатки перил. На берегу залива народ отдыхал, жарил мидии на костре. Раковины были раскиданы по всему берегу. На берегу долгие годы валялось забытое всеми проржавевшее судно. Многие купались на мелководье, чтобы окунуться, надо было зайти довольно далеко. Хотела еще рассказать про сооружения, которые раньше выполняли функцию ворот, но в 70-90-х они поневоле играли роль совсем уж неприглядную. Зато теперь возле них останавливается экскурсовод и начинает рассказывать о дворце.
А своим появлением усадьба обязана, разумеется, Петру I. Эти земли Петр облюбовал для себя. Здесь уже был построен для Петра небольшой путевой деревянный дворец (он расположен на Больничной горке, западнее Дворца конгрессов). Построить парадную резиденцию в Стрельне Петр задумал еще в 1710 году.
Над проектом ансамбля работали архитекторы Б. К. Растрелли (позднее его сын построит Зимний дворец в Петербурге) и Жан-Батист Леблон. Петр 1 предпочел проект Леблона. Работы по созданию регулярного парка начались в 1715 году. Была задумана система каналов, прудов, аллей. В это время велось строительство каналов в Нижнем парке. Но Леблон в 1719 умер, поэтому руководство работами перешло к итальянскому архитектору Микетти. По его проекту в 1720 году было начато строительство дворца.
Впечатленный визитом во Францию в 1717 году, Петр хотел построить парк с дворцом, подобный Версальскому. Устройство фонтанов также предполагалось в Стрельне. Но Петра убедили, что для водоснабжения фонтанов нужны дополнительные гидротехнические сооружения, а это потребует значительных затрат. Кроме того, устройство фонтанов могло привести к затоплению территории вокруг рек Кикенка и Стрелка. В те же годы велось и строительство резиденции в Петергофе, "водную феерию" - грандиозные фонтаны- решено было устроить именно там. А в Стрельне задумывался так называемый "морской сад" с каналами в форме трезубца Нептуна, выходящими к морю. Основные денежные средства шли на строительство Петергофа, а к строительству в Стрельне Петр 1 немного охладел - так написано в некоторых источниках. В 1722 году он подарил Стрельну своей дочери Елизавете. Но вероятнее всего, Петр 1 просто не успел осуществить задуманное, он умер в 1725 году. Последующие правители предпочитали Стрельне другие резиденции. Стрельнинский парк и незавершенный дворец постепенно приходили в упадок. В 1797 году Павел 1 подарил Стрельнинскую мызу своему второму сыну Константину, который и занялся благоустройством Стрельны. Реконструкцию дворца поручили Андрею Воронихину. Работы были почти закончены, но большой пожар в конце декабря 1803 года нанес значительный урон зданию. Поскольку законных наследников у Константина Павловича не было, Стрельна перешла в казну, а через 3 месяца после смерти Константина Павловича император Николай 1 подарил эти земли своему малолетнему сыну Константину Николаевичу. То есть Стрельна перешла от дяди Константина к племяннику Константину. Так началась череда владельцев Стрельны - Константинов, впоследствии давшая второе название дворцу - Константиновский. Сам Константин Николаевич очень много сделал для российского флота, из своих личных финансов выделял средства для переоснащения кораблей. Семья у него была большая, поэтому во дворце вновь затеяли реконструкцию, которой руководил архитектор Андрей Штакеншнейдер. Великому князю принадлежал также и Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, дворец в Павловске, имение в Крыму, так что домов хватало. После его смерти Стрельнинский дворец перешел к сыну Дмитрию Константиновичу, но поскольку тот семьей не обзавелся, в Стрельне летом проживала семья его родного брата Константина Константиновича. Но в любом случае оба были Константиновичи. По сути, это и были последние обитатели Стрельны до революции. После 1917 года все резиденции были национализированы. Дмитрия Константиновича расстреляли в 1919 году в Петропавловской крепости.
После революции в Стрельне разместилась школа-колония, затем интернат, санаторий и т.д. В общем все, как обычно. Наиболее ценные вещи -мебель, картины, предметы искусства - передали в музеи, в том числе и в московские.
Во время войны Стрельна была захвачена фашистами, во дворце был устроен наблюдательный пункт, откуда немцы вели корректировку артобстрелов Ленинграда. Дворец был разграблен, сожжен и сильно разрушен, деревья в парке вырублены. 19 января 1944 года Стрельна была освобождена от фашистов. После восстановительных работ в 1948 году здание дворца и остальные усадебные постройки были переданы военному училищу, помещения приспособили для учебного процесса. Курсанты принимали непосредственное участие в восстановлении дворца. Исторические интерьеры, разумеется, тогда тщательно не восстанавливали.
В училище (ЛАУ) готовили специалистов для полярных станций в Арктике. В советские годы дворец называли Большим Стрельнинским, название "Константиновский" слишком уж напоминало о бывших владельцах, да и к чему было лишний раз напоминать, что многих членов императорской фамилии расстреляли, в том числе казнили троих сыновей Константина Константиновича... В 90-х деятельность училища постепенно свернули, покорять и изучать Арктику в интересах страны, видимо, стало неактуально. После выезда училища нам удалось побывать в нескольких наспех отремонтированных помещениях дворца. В них проходила какая-то временная выставка то ли детских рисунков, то ли современных картин, точно не помню. Наша цель была просто посмотреть помещения дворца. Мы увидели белые стены и затертый паркет. Все это было примерно в конце 90-х.
В интернете можно найти фотографии Юрия Алейникова, который в 2000 году занимался фотофиксацией объекта для реставрационных работ. Такой была Стрельна перед реконструкцией. Альбом так грустно и называется "Последняя осень Стрельны".
В 2000 году территория площадью 140 га с парком и дворцом была передана Управлению по делам Президента. Началось масштабное возрождение дворцово-паркового ансамбля, результаты которого мы видим сегодня. Конечно не обошлось и без новодела: многое было утрачено после революции и фашистской оккупации. К тому же дворец планировался в первую очередь как место для проведения правительственных мероприятий, и только потом как музейный объект. То есть объект является режимным. Поэтому билеты в парк и дворец заранее купить не получится, только в день посещения и на конкретное время. А парк открыт для посещения только в теплое время года, причем при сильном дожде экскурсии не проводятся. Так сложилось, что во дворец я не могла попасть очень долго: в середине 2000-х были сложности с экскурсиями, потом как-то приехали, но не попали на экскурсию, то есть как-то все не складывалось. А потом я поняла, что откладывать все время что-то на потом нельзя. И все сложилось.
Во дворце мы были в декабре 2019 года. День был пасмурный, без снега. И вот таким я увидела дворец. Цвет здания стал бежевый. Скорее всего, это его исторический цвет (к воссозданию цвета и окраске фасадов реставраторы подходят очень тщательно). Во всяком случае, на старинных акварелях он примерно такой и есть. Мне такой цвет показался каким-то...скучным. Но это только мое мнение. Возможно на первое впечатление повлияла пасмурная погода.
Внутри все красиво, как и в любом дворце. Новодела, конечно, много, это неизбежно при ранее утраченных интерьерах.
Самые большие залы во дворце, где устраиваются официальные приемы и церемонии, поверх дорогого паркета застелены...обычным линолеумом. Швы проклеены скотчем. Нам объяснили, что для дорогих гостей линолеум убирается и зал сияет наборным паркетом. Такие вот меры предосторожности, хотя все экскурсанты по дворцу ходят в бахилах. Ну, то есть знайте свое место, рядовые граждане. Вот это было как-то неприятно, ведь в остальных дворцах (а там тоже ценный паркет) посетители ходят - и ничего страшного.
На самом верху, в круглом помещении проходят переговоры тет-а-тет. Здесь все переделано для этих целей. Башенка с бельведером (надстройкой над зданием), которая была до реконструкции, теперь немного другая. Во времена нахождения здесь школы-колонии в 20- х годах здесь была голубятня. В годы оккупации фашисты устроили здесь пункт корректировки артобстрелов по осажденному городу. Теперь здесь переговорная.
Помещение оформлено в виде кают-компании, то есть морская тематика прослеживается и в отделке зала.
На нижнем этаже многие помещения отделаны в стиле петровской эпохи.
В общем дворец интересный, посмотреть его надо обязательно. Может быть не слишком уютный что-ли...или такое впечатление вызывает его официальный статус. Но скорее на мое восприятие негативно повлиял этот несчастный линолеум, проклеенный скотчем. Впечатления от посещения дворца в 2019 году несколько стерлись, да и фото тогда у меня получились не самые удачные. Но хорошо, что дворец все-таки восстановили и он не пропал в принципе.
Ну, а теперь о парке. Вот о парке сложились более яркие впечатления. Были здесь в августе 2023 года. Попали на экскурсию в парк...с третьей попытки. Первая попытка: виноваты сами, пришли не к самому открытию кассы, а чуть позже. Вторая попытка: пришли рано, а в парке гуляет свадьба. Да-да, при наличии финансов можно заказать торжественное мероприятие в Стрельне: на территории парка есть отель с рестораном, гости могут по парку гулять свободно. Для остальных посетителей парк в этот день закрыт. Но и на третий раз возникли сложности. Билеты в парк мы благополучно купили, но экскурсовод заявила: нижний парк внезапно закрыли, гуляем только по верхнему, а если парк через 20 минут не откроют, то идем во дворец. Короче, дежавю. Но я твердо верила в успех, вот знала, что на этот раз в парке мы погуляем. Что было не так с парком в тот день? Кто-то из вчерашних гостей на свадьбе потерял дорогие часы? Неважно, главное, что на это раз все сложилось.
С террасы открываются потрясающие виды на нижний парк, Большой канал, залив и остров с Павильоном переговоров. С Финского залива по каналам высокие гости могут приплыть прямо к самому дворцу.
Внизу находятся восстановленные каменные гроты. Своды, стены из камней собирали и крепили вручную каменщики из Армении. В нишах копии статуй. Смотрится все очень романтично.
Парк регулярный, все расчерчено, как по линейке. В регулярных парках есть какая-то торжественность, величие. Именно это и нужно для Дворца Конгрессов. Хотя в пейзажных парках, например, в Павловске, я чувствую себя более уютно, умиротворенно, ближе к природе. Люблю парки, любые.
Цветов в нижнем парке не так много, в основном деревья, кустарники, газоны. Есть и фонтаны, стилизованные под старину. Фонтаны носят цветочные названия: лилии, тюльпаны и так далее.
Каналы устроены в форме трезубца - все-таки парк выходит к морю и связан с морской стихией. Среди мостов есть и разводные, каналы приспособлены для речного судоходства. Мы вспоминали, как в 80-90-х годах переходили эти заросшие каналы по разрушенным мостикам, а внизу была вода. А теперь мосты и каналы вот такие:
Вид на дворец со стороны залива - удачный ракурс для фотосъемки. здесь видны сквозные арки.
Возвращаемся по аллее с вековыми дубами. Они пережили смену веков, революцию, войны. Справа от них - ресторан с отелем, где проводят мероприятия. Раньше эти корпуса были во владении арктического училища.
Когда- то здесь была и дача Матильды Кшесинской. И это был не просто деревянный домик, а целая вилла. Странно, но деревянная дача чудом уцелела в годы войны, но в середине 50-х ее разобрали. Восстанавливать не стали.
Наша экскурсия по парку заканчивается у въездных ворот - там же, где и начиналась. Ворота отреставрированы, они теперь чистенькие, красивые. И даже есть двери.
Впечатления о парке у меня остались самые хорошие. Сделано все красиво. Петр 1 был бы доволен: его идею с фонтанами в Стрельне все-таки воплотили в жизнь.
Надо бы еще раз посетить Константиновский дворец, ведь прошло почти 4 года, многое забылось. Впереди зима - самое время для посещения загородных дворцов, туристов уже не так много, как летом. Планы по посещению дворцов у меня имеются, буду воплощать их в жизнь, чего и всем желаю. И будем жить дальше!