Найти тему

Откуда дети узнают о чем мечтать и к чему стремиться?

В парке старинного особняка под Тверью стоит липа, которой больше 200 лет. Огромное дерево внутри почти пустое: от корня вверх дупло, в которое помещается человек в полный рост. Его показывают туристам и, предлагают загадать желание. Экскурсовод рассказала историю: маленький мальчик залез туда и громко (видно, чтобы Вселенная наверняка услышала) прокричал свое желание: «хочу ламборджини, большой дом и красавицу жену

)».

Забавная история на самом деле очень показательна.

Конечно, от взрослых.

«Быть или иметь» - так назвал свою книгу знаменитый психолог Эрик Фромм. Много лет назад он обозначил источник проблем людей в том, к чему они стремятся. Стремление к тому, каким я хочу стать («быть») ведет к психологическому равновесию и центрирует человека на развитии своих реальных способностей. Это дает ему смысл и чувство состоявшейся жизни. Например, я хочу стать хорошим врачом. И в процессе становления я могу быть вполне счастлив и целеустремлен. А стремление к обладанию («иметь») наоборот приводит к внутренней пустоте и расшатанности. Шатания происходят из того, что человек центрируется на внешнем, на том, что себе добавить.

Это могут быть деньги, лайки, вещи, фотки из красивых мест, доп диплом и успешный успех.

Конечно, стремясь к деньгам тоже можно себя прокачать, ведь не даром даются деньги. Но если обладание предметами статуса - главная цель, человек постоянно нервничает. Всегда кто - то имеет больше. А если внешняя атрибутика - главное, то ее всегда не хватает. И человек очень легко скатывается к фальсификации самого себя. Берет кредиты ради обладания статусными вещами, где- то привирает об успехах (благо соцсети дают где развернуться в этом смысле).

Если нет концентрации на настоящем реальном деле, если я не стремлюсь к тому, чтобы именно «быть», то единственное удовольствие мне и есть от того, чтобы обладать как можно более приятными вещами.

Тут, конечно, можно возразить, что нет ничего плохого в том, чтобы хотеть пользоваться хорошими вещами. Хорошо, когда есть такая возможность, но она не стоит в центре мировоззрения. Она хороша, как бонус и оболочка, но не как главный центр стремлений.

Если же «иметь» стоит в центре, то человек ощущает внутри вакуум, который он безуспешно пытается заполнить.

Интересно, что цель стать хорошим врачом тоже иногда можно понимать, как стремление «иметь».

Тогда вы обращаете больше внимания на признаки статуса и признания, чем на реальную помощь людям.

Курсы успешного успеха чаще всего концертируют нас на умении добиваться того, чтобы «иметь». Деньги, свободное время, признание, самореализацию (кстати, как я заметила сам факт этой «самореализации» часто заменяет суть дела, в котором планируется реализоваться).

«Носи и мечтай о чем-нибудь великом!»

Так заканчивается старый фильм «Курьер», кто не видел, советую. Главный герой спрашивает, о чем мечтает друг и получает ответ, что тот мечтает о пальто, которое по сложным обстоятельствам жизни купить не может. Тут можно вспомнить и знаменитую шинель Гоголя. Герой дарит другу пальто и произносит ту самую фразу.

У фильма открытый конец и мы не знаем начал ли человек мечтать о чем-то менее приземленном или его мечты сместились к кроссовкам?