Коллективная ответственность обоснована естественной природой человеческих отношений. Она объективно существует как присущая Человечеству устойчивая традиция. Человек - существо общественное, социальное, коллективное. Люди всегда жили сообща и действовали совместно. В разных человеческих сообществах люди совершали и продолжают совершать общие деяния. Ответственность за эти деяния тоже общая, коллективная. А как же иначе - делают все, а отвечают лишь некоторые?
Да, при разной степени участия и степень ответственности положена разная. Различается ответственность зачинщиков, организаторов, руководителей, исполнителей, сообщников, помощников... Различны и методы взыскания ответственности. За военные акции наказывают военными методами, которые применяют к воюющим подразделениям (коллективам!) - ко всем, кто фактически участвует в боевых действиях (на то есть правила ведения войны). К гражданским коллективам применяют ответственность гражданскую (репарации, контрибуции...).
Но есть ответственность моральная, нравственная - категория особая, сложно определяемая, особенно в коллективе. Из совокупного поведения всех участников сообщества возникают совместные действия, в т.ч. военные. В семье истеричные неразумные женщины способны заставить своих мужчин подраться с соседями. В государстве возмущённая гражданская толпа (улица) может вынудить своё правительство вступить в войну. Так гражданские и "мирные" оказываются по сути виновнее военных, а "простые люди" порой виноваты не меньше руководителей.
Разобраться с этим весьма непросто, а придумать и применить к каждому члену коллектива справедливое "морально-нравственное" наказание - ещё сложнее. Поэтому зачастую наказывают всех - весь коллектив, примерно одинаково, без разбирательств (на войне - по-военному). Это не ново, давно повелось, много раз делалось. И так ли уж это несправедливо?
События на Ближнем Востоке исключением не стали, вина и ответственность накрывают всех: израильтян и палестинцев. В основе событий - противостояние двух народов (двух коллективов!), каждый из которых изначально решил забрать всю Палестину себе и устроить там только своё государство. Пока получилось у израильтян, и они все, коллективно, с удовольствием такой результат приняли. Израильское правительство этот результат утверждает, израильские военные охраняют, а мирные израильтяне этим результатом пользуются - заселяют отобранные у арабов земли и радуются.
Побеждённые, но не сломленные, арабы-палестинцы коллективно сопротивляются всякими доступными способами и обоснованно считают своим противником всё еврейское население Израиля. С противником не церемонятся - на войне как на войне и даже более того: применяют террористические методы под коллективное одобрение арабской улицы. Кульминацией стало нападение из сектора Газа на израильские поселения 7 октября 2023 года.
По официальной версии, это нападение совершили боевики военизированной организации Хамас. Однако в показанных широкой публике фото- и видеорепортажах видны в том числе мужчины совершенно гражданского вида, очень похожие на тех жителей Газы, которые теперь бегают по разбомбленному сектору с детьми на руках и представляются жертвами. А тогда, во время нападения на Израиль, такие же "гражданские" позировали на подбитых израильских танках, вместе с боевиками Хамас заходили в израильские поселения, помогали связывать и конвоировать захваченных там заложников.
Снимали эти репортажи некие местные корреспонденты - мирные, гражданские, прежде замеченные в сотрудничестве с известными мировыми СМИ, а в тот день оказавшиеся в боевых порядках Хамас, добровольно ставшие не то летописцами, не то соучастниками.
Теперь армия Израиля бомбит палестинскую Газу, привлекает её жителей к коллективной ответственности и своими неизбирательными бомбардировками усугубляет коллективную ответственность израильского сообщества.
До этого израильское государство и общество десятилетиями нарабатывало себе коллективную вину. Израиль последовательно не позволял создать в Палестине арабское государство и заставлял арабов или покидать Родину, или жить смиренно, как им укажут, в отведённых им местах (резервациях?), прикрывая это суррогатной автономией. Израильтяне вытесняют палестинцев с их земель, продвигают туда свои поселения.
Израиль считается демократическим государством. Демократия - исполнение воли народа. Воля миллионов палестинских арабов - иметь своё государство на своей земле - в этой части их воля законна, соответствует их правам и решениям ООН. Где же исполнение этой воли, где демократия? Израильская демократия избирательна и обусловлена согласием с израильской политикой.
Возможно, арабы-палестинцы в случае своей победы и создания во всей Палестине только арабского государства поступили бы с соседним народом ещё хуже. Тогда были бы виноваты они. В сегодняшней ситуации виноват в первую очередь Израиль, потому что это результат его политики. Не оставив палестинским арабам путей нормальных, израильское государство и общество толкает их на путь преступный и побуждает применять преступные методы ко всем израильтянам.
Напав на Израиль 7 октября 2023 года, Хамас делал с израильтянами то, что было угодно, желанно большинству арабов-палестинцев. Некоторые уважаемые эксперты (например, Яков Кедми) считают, что нападение на Израиль понадобилось руководителям Хамас для захвата власти на всех арабо-палестинских территориях, в т.ч. на Западном берегу реки Иордан. Следовательно, они старались понравиться своему народу, удовлетворить народные желания, вызвать всеобщий восторг и восхищение. Действия вояк Хамас в израильских поселениях должны были привести к росту популярности этой организации среди всего арабского населения Палестины. Лидеры Хамас знают свой народ и понимают, чего народ хочет. Вот такие там сложились отношения, такое противостояние.
Как же выйти из этого противостояния или хотя-бы перевести его в форму более цивилизованную? Может, обратиться к опыту человеческой цивилизации? Ведь людям очень давно приходится решать вопрос о коллективной ответственности и кое-какие методы уже придуманы. Похоже, предки наши были честнее нас - они такую ответственность не отрицали, но признавали как объективно обязательную. Признавали обоснованность коллективного наказания и, по возможности, старались это упорядочить и узаконить. Что же они придумали?
Прежде всего определяется субъект, совершающий коллективное действие и несущий за это действие коллективную ответственность (клан, племя, народ...). В международных отношениях таким субъектом является государство. Государственный коллектив включает всех граждан: мирных и военных, начальников и подчинённых. Все они так или иначе коллективно создают, формируют своё государство со всеми его порядками и властями и несут коллективную ответственность за это государство и за его действия (так же и в догосударственных образованиях: племенах, кланах...). Общее действие (или бездействие) - общий результат - общая ответственность.
Если государство вступает в войну с другим государством, это считается действием всего государственного коллектива, а значит и последствия распространяются на весь коллектив. Непричастных там нет, есть разные формы участия, а ответственность общая. Поэтому в полноценном государстве и власть, и народ крепко подумают, прежде чем воевать.
Но Израиль сам лишил арабов-палестинцев полноценного государства и так избавил их от государственной ответственности. Теперь в Израиле говорят о состоянии войны, но с кем, против кого? Ведь их противники не имеют своего государства и проживают как бы в государстве Израиль (другого государства на этой территории нет)? Получается, израильтяне против "израильтян" внутри израильского государства?
Отсутствие государственной субъектности арабской Палестины порождает в ней безответственное поведение и не позволяет Израилю взыскивать с неё по нормальным правилам войны ответственность за нападение на Израиль. Как теперь разбираться и доказывать, кто там, в Газе, причастен к нападению, а кто непричастен? Если бы это был не сектор Газа, а настоящее государство с законной властью - тогда были бы причастны все, но тогда они бы, скорее всего, такое нападение не совершили.
В интересах Израиля - прекратить эту субъектную неопределённость и допустить создание в Палестине полноценного арабского государства со своей суверенной территорией. Наилучшей ситуацией для безопасности Израиля будет соседство с дееспособными и ответственными государствами, а не с территориями непонятного состояния и контроля. Однако для этого израильскому сообществу надо коллективно признать ошибочность своего предыдущего поведения. Придётся кое-что заплатить - поступиться землями, убрать свои поселения... - это коллективная ответственность Израиля. Палестинским арабам предстоит коллективно изменить свои привычки и стать ответственными гражданами в собственном государстве.