Рассмотрим, что такое бюджетирование и как бюджетирование может пригодиться бухгалтеру в работе и карьере
Бухгалтерия является одной из основных составляющих управленческого процесса в любой организации. Ее задачи включают в себя контроль за движением финансовых ресурсов, составление отчетности и анализ финансовой деятельности компании.
Чтобы быть эффективным бухгалтером и предоставлять качественную аналитическую информацию руководству, необходимо обладать знаниями и навыками в области бюджетирования.
Бюджетирование: что это и зачем
Для руководителя и всех сотрудников фирмы, деятельность которых связана с финансами, важно правильно корректировать финансовые потоки, составлять сметы, разбираться в доходах и расходах, чтобы фирма процветала, а не скатывалась в банкротство.
Бюджет – это план доходов, расходов и инвестиций на определенный период времени. Именно он помогает оценить финансовые возможности компании, спланировать использование ресурсов, определить приоритетные направления развития или сокращения затрат. Для бухгалтера же знание принципов бюджетирования становится неотъемлемой частью его профессионального роста и повышения квалификации.
Бюджетирование дает возможность понять, на что уходят финансы в течение периода. Жизненно важно для деятельности любого предприятия правильно распределять финансовые потоки.
Бюджетирование – процесс нерегламентированный, для него не существует стандартов, поэтому каждый проект бюджетирования уникален, и надо работать, разрабатывать финансовую модель, которая подходит данному конкретному предприятию.
Правильно составленный бюджет влияет на процесс постановки целей, формулирования, оценки и выбора политики предприятия, стратегии, тактики и конкретных действий по достижению целей.
Если ваша работа заключается в составлении бюджета и разработке финансовой модели для вашей организации, вы должны понимать, что от вашей деятельности руководитель хочет получить возможность взвешенно принимать управленческие решения, зная, какая прибыль будет получена и какие расходы придется понести.
Для чего бухгалтеру знать бюджетирование
В любой профессии важна перспектива карьерного роста.
Если вы выбрали для себя профессию бухгалтера, какие перспективы карьерного роста ждут вас в выбранной сфере деятельности?
Ваша карьера пойдет в гору, если вы:
- умеете создавать различные бюджеты
- разбираетесь в финансовых моделях и можете их строить
- с легкостью выявляете очередность бюджетов и визуализируете связи между ними.
С такими навыками вы можете претендовать на должность финансового директора.
Почти половина финансовых директоров вышли из бухгалтеров, трансформация из бухгалтера в финдира происходит по-разному, но в любом случае кандидат должен уметь принимать грамотные решения. От этого во многом зависит финансовая устойчивость компании и ее будущее. Одно неверное решение может привести к банкротству фирмы, и, наоборот, одна блестящая идея способна сделать из компании лидера рынка.
Финансовому директору, по сути, необходимо решать четыре задачи — бесперебойное финансирование бизнеса через оптимальное построение финансовых потоков, бизнес-планирование, внедрение системы управленческого учета и налоговое прогнозирование. Отсюда и высокий размер зарплаты такого сотрудника, в крупных городах заработная плата финансового директора составляет от 350 тыс. рублей, по данным портала https://hh.ru, даже в удаленном формате. В то время как зарплата бухгалтера — 80-100 тысяч, по состоянию на ноябрь 2023 года.
Дорасти до финансового директора — не самая простая задача, если вы не знаете, с чего начать. Но если вы понимаете, что вам просто не хватает знаний в бюджетировании и построении финансовых моделей, подавайте заявку на обучение на курс CORS Academy «Основы бюджетирования».
Преподаватель курса Дмитрий Чертов, на практических занятиях рассказывает, как создавать финансовые модели любой сложности.
Роль бюджетирования в процессе управления финансами организации
Если вы разбираетесь в основах бюджетирования, то для Вас открывается путь в управленцы. При этом мнение о том, что бюджетирование – это прерогатива только крупного и среднего бизнеса, является ошибочным. В действительности любой предприниматель еще на этапе открытия своего бизнеса любого масштаба уже думает о том, как грамотно вложить денежные средства, каких расходов можно избежать и куда потом вложить полученную прибыль.
Для успешного развития бизнеса нужно знать не только текущее финансовое состояние компании, но и планировать на будущее доходы и расходы с учетом расширения бизнеса, понимать движение денежных средств компании.
Стремление побольше заработать, чтобы грамотно вложиться в развитие, свойственно бизнесменам в любой сфере.
Знание бюджетирования помогает вкладывать доходы с максимальной выгодой, оптимально распределять активы и пассивы и представляет собой важнейший элемент управления современным бизнесом.
Как использовать знание бюджетирования для оптимизации финансовых ресурсов
Знание бюджетирования и умение оперативно составить разные виды бюджетов играют важную роль в работе бухгалтера. Они позволяют ему эффективно управлять финансовыми ресурсами организации и принимать обоснованные финансовые решения.
Бухгалтер должен уметь анализировать текущую финансовую ситуацию предприятия, прогнозировать будущие доходы и расходы, чтобы составить точный план на следующий период.
Используя навыки бюджетирования можно эффективно контролировать расходы и доходы компании. Бюджет составляется на основе предполагаемых поступлений и затрат, а затем его исполнение отслеживается в течение всего отчетного периода. Это помогает выявить неэффективные расходы и предложить меры по оптимизации расходов.
Благодаря анализу данных и разработке бюджетов можно с высокой точностью предсказать возможные доходы и расходы организации на будущий период.
Бухгалтер должен уметь оценивать стоимость активов, анализировать их эффективность использования, чтобы принять правильные решения о распределении капиталовложений.
Примеры применения бюджетирования в работе бухгалтера
Первый пример – составление бюджета на следующий финансовый год. Бухгалтер должен анализировать предыдущие данные о доходах и расходах, учитывая текущие тренды и планы компании, чтобы определить реалистичные цели. Это поможет предотвратить потери или неэффективное использование ресурсов.
Второй пример – мониторинг выполнения бюджета на протяжении финансового года. Бухгалтер должен регулярно сравнивать фактические показатели с запланированными и анализировать отклонения. Это поможет своевременно выявить проблемные области и корректировать планы действий.
Третий пример – использование бюджетирования для определения стоимости проектов или новых инвестиций. Бухгалтер может провести анализ затрат и оценить возможные доходы, что поможет компании принять обоснованные решения о выделении бюджета на определенные проекты.
Четвертый пример – управление ликвидностью и кассовыми потоками. Бухгалтер может составить бюджет поступлений и платежей, чтобы контролировать денежные средства компании
Подведем итог
Бюджетирование – это план деятельности и развития компании, выраженный в деньгах. Без знания бюджетирования невозможно контролировать расходы и доходы и своевременно вносить изменения в деятельность фирмы.
Чтобы грамотно управлять денежными потоками и планировать дальнейшую деятельность, опираясь на сведения о текущих экономических показателях, бухгалтер должен хорошо знать бюджетирование и уметь составлять разные виды бюджетов. Научиться этому можно на курсе CORS Academy «Основы бюджетирования» всего за 4 недели.
Подписывайтесь:
Канал руководителей IT компаний и подразделений, CIO, СDO, CDTO https://t.me/cio_channel
CIO. Сообщество IT руководителей https://vk.com/cio_club
информационно-развлекательные каналы GoodIT:
Telegram: https://t.me/GoodIT_channel
ВКонтакте: https://vk.com/goodit_channel