Возможно ли отказать Росприроднадзору в профилактическом визите? На каких правовых нормах и примерах из судебной практики основывать такой отказ?
Право отказаться регулируется законом
В соответствии с ч. 6 ст. 52 Закона № 248-ФЗ1 контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
Учитывая, что о проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения, а отказаться от визита оно вправе не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения, то времени на отказ (в случае уведомления контролирующим органом ровно за пять рабочих дней до даты визита) у контролируемого лица немного.
Что необходимо учитывать?
Срок проведения профилактического визита не может превышать 1 рабочий день, т.е. 8 часов (продолжительность рабочего дня).
На последствия такого отказа Закон № 248-ФЗ не указывает, равно как нет никаких разъяснений по необходимости объяснения контролируемым лицом причин своего отказа от визита. Так, обязательность визита следует понимать в том смысле, что контрольный орган обязан его предложить, но контролируемое лицо может и отклонить такое предложение. На практике, правда, государственные органы воспринимают отказы болезненно.
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (в ред. от 05.12.2022).
От чего нельзя отказаться?
Следует помнить о том, что есть профилактические визиты, от которых контролируемое лицо не вправе отказаться. Так, п. 2 Постановления № 336 установлено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении случаев, описанных в подп. «а»-«г» п. 2 Постановления № 336, могут быть заменены на профилактический визит. Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита в этом случае.
Рассмотрим следующие разъяснения Минэкономразвития России по вопросу проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия:
Извлечение из Письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 № Д24и-8436
«О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году»
На основании пункта 10 постановления № 336 допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, профилактических мероприятий, включая объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в установленных законом случаях.
При этом в соответствии с пунктом 7 постановления № 336 исключается выдача предписаний об устранении нарушений обязательных требований по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия в том числе в случае, если на основании пункта 3 части 3 статьи 74 Федерального закона № 248-ФЗ федеральными законами о видах контроля установлена возможность выдачи предписаний по результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований.
Кроме того, контрольный (надзорный) орган вправе предложить контролируемым лицам, в отношении которых предусмотрены ограничения на проведение контрольных (надзорных) мероприятий, проведение дополнительных профилактических визитов.
При этом необходимо предусмотреть внесение соответствующих изменений в программы профилактики нарушений обязательных требований (перечни профилактических мероприятий) на 2022 год без проведения их общественного обсуждения. В заключении хотелось бы отметить, что как правило в рамках профилактического визита выявляются скрытые риски, которые организация может «закрыть» и таким образом избежать возможных штрафов.