Найти тему

Характеристика детей с 1 по 11 класс.

Здравствуйте.

Каждый класс характеризуется своим этапом развития детей. Давайте кратко пройдемся по каждому классу.

1 класс. Как корабль назовешь, так он и поплывет.

Считается, что в начальной школе надо выбирать не программу, а учителя. Действительно, есть очень мягкие учителя, терпеливые. Есть учителя, которые мало и без энтузиазма участвуют в различных мероприятиях. Есть учителя строгие и требовательные. А есть учителя, где вечно проходят разные мероприятия, экскурсии. Конечно, такую характеристику при подаче заявления в первый класс родителям никто не даст. Но можно поговорить с родителями, чьи дети уже учились у учителя, поговорить с администрацией, сказав, что ребенок очень чувствительный и нужен более мягкий учитель. Или наоборот, что преподаватель нужен по строже.

В первом классе у детей проходит адаптация. Она длится в среднем два – три месяца. Ученики привыкают к режиму, учителю. Развивается их самостоятельность. Для детей это очень большая нагрузка. Они могут уставать и спать в обеденный час, становятся более плаксивыми и обидчивыми. Сильно переживают, если у них что-то не получаются. Начинают активно сравнивать себя с другими детьми. После первого полугода в классе начинают закрепляться роли и статусы, образуются группы по интересам.

Для первого класса характерно наличие множества конфликтов, так как ученики попадают в новую среду и начинается притирка характеров. К тому же, дети эмоциональны и воспринимают всё ярче, могут рассказывать о школьных ситуациях с приукрашиванием.

2 – 4 класс. Стабильный этап

Период адаптации прошел, роли в классе определенны, начинается достаточно спокойный период для тех детей, чей статус в классе положительный, а успеваемость нормальная и высокая. Дети, у кого статус отрицательный, низкая успеваемость, с кем не хотят дружить, испытывают гораздо больше отрицательных эмоций по отношению к школе, чем предыдущая группа. В их школьной жизни возникает всё больше негативных моментов, а исправить самостоятельно у них это не получается (да и определить проблему они сами не могут).

Конфликты чаще всего разовые, уже более спокойно решаемые. Но могут возникать уже личные конфликты между одними и теми же детьми. Это регулярные ситуации, очень эмоциональные для всех участников конфликта.

Во втором классе начинается закрепляться статус детей по успеваемости, так как появляются оценки. Переживания детей усиливаются. Особенно среди отличников и неуспевающих детей.

К концу четвертого класса повышается потребность детей в самостоятельности и признательности. Потребность в общении со сверстниками усиливается. У некоторых детей начинается переходной возраст.

5-6 класс. Конфликтное время.

Пятый класс похож на первый класс. Увеличивается нагрузка, меняется режим, появляются новые учителя. В этом классе обостряются конфликты. В том числе между мальчиками и девочками (чаще всего группируются и играют по половому признаку). Бывают драки.

В начале пятого класса может упасть успеваемость. Возникают споры с учителями.

В шестом классе количество драк уменьшается. Конфликты становятся словесными, но при этом более жесткими. К концу класса дети переходят в активную фазу подросткового возраста.

7-8 класс. Подростковый возраст.

Эти классы очень хорошо характеризует анекдот:

Учительница с опытом наставляет молодую:
- Бери 5 класс - еще дети, в рот смотрят. Потом подрастут в шестом классе тоже еще слушаются. А как до 9 класса дорастут - будут только о экзаменах думать. С такими тоже будет просто. А в 10-11 классе все хулиганы в ПТУ уйдут - так там вообще легко
- А 7-8 класс, вы пропустили?
- Как дорастут до 7 класса - сразу в декретный уходи!

Наиболее сложный возраст и сложные классы. Учеба начинает отходить на задний план, экзамены ещё далеко, и основное внимание уделяется межличностным отношениям. Подростки стараются занять наиболее привлекательную позицию у них в классе: лидера, заводилы, одиночки. Начинают соперничать друг с другом. Подростков, которые выделяются, могут начать задирать.

В этом возрасте распадаются старые группы, появляются новые друзья, первая любовь. Расставания и неудачи воспринимаются очень болезненно, могут надолго создать отрицательный фон настроения. У подростков очень большая потребность во внимании, разговорах, участии от взрослых, в том числе и родителей, но и при этом они стараются оградиться от них. Поэтому, от них можно услышать две противоположенные фразы: «отстань от меня, не лезь» и «тебе на меня всё равно, ты не интересуешься моей жизнью».

Подростки проводят много экспериментов: меняют внешность, манеру общения, интересы, круг общения. Они хотят самостоятельно принимать решения, но при этом испытывают большой страх при их принятии.

9 класс. Трудности выбора будущей профессии.

К началу девятого класса у большинства учеников подростковый возраст завершается. У них уже сформировано представление о себе (положительное или отрицательное). Многие учащиеся начинают задумываться о будущей профессии. Они примеряют на себя различные сферы, но при этом не до конца осознают, кем хотят быть. Их может привлекать больше желание уйти из школы после 9 класса или наоборот продолжить в ней обучение, чем конкретная сфера деятельности. Все ученики понимают, что впереди экзамены, но это не означает, что они готовы прикладывать к ним усилия. Часть подростков еще не готовы делать самостоятельный выбор своей будущей профессии.

Увеличивается стресс и нагрузка. Нарастает беспокойство по поводу будущего. Ученики готовы говорить много о будущем и своих планах, но самостоятельные решения при этом не принимать.

10-11 класс. Переход к юношескому возрасту.

В этих классах дети отличаются уже достаточно большой зрелостью. Они начинают понимать, что хотят в ближайшем будущем. Эмоциональный фон стабилизируется, реакции становятся более спокойными. Усиливается тревога, вызванная пониманием ответственности за свое будущее, а также проверочными и экзаменационными работами.

Сформирован круг общения. Общаются со взрослыми наравне. Хотят, чтобы их мнение и выбор уважали. Активно размышляют о ценностях, общественных процессах и своем мировоззрении. Рассматривают себя как элемент общества, как фигуру, которая может влиять.

При низкой самооценке, неуверенности в себе, наблюдаются обратные процессы: ученик плохо видит свое будущее, ценности размыты. Взрослость представляется как что-то опасное и неконтролируемое. Может проявляться сильная замкнутость, нежелание контактировать с окружающим миром.