Оказывается, даже в хорошо подготовленном путешествии встречаются неожиданности. Такой неожиданностью стал для нас монастырь-крепость, внезапно возникший на нашем пути из Ростова Великого в Углич.
Конечно, мы не могли не остановиться, увидев древние башни и стены. А перед ними, на площади - памятник Дмитрию Пожарскому.
А через пару сотен метров, которые мы прошли по старинной булыжной мостовой, перед нами открылось ещё более удивительное зрелище - Надвратная Сретенская церковь.
Церковь была удивительно величественна и красива, но в запущенном состоянии. А табличка на её стене поясняла, что приехали мы в Борисоглебский монастырь.
Мы узнали, что Борисоглебский монастырь – очень древняя обитель, основанная в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского двумя монахами – Фёдором и Павлом.
Сначала постройки монастыря были деревянными, но в 1522 год по указанию митрополита Ростовского Иона Сысоевича обитель начинают перестраивать, чтобы сделать форпост на подступах к Ростову. Внутри были перестроены все существующие здания, возведены новые, а также были построены очень мощные стены.
Их протяженность больше 1 км, толщина до 3 м и высота 10-12 м.
По периметру было построено 14 башен.
Самая высокая из них расположена с северо-востока, в высоту она достигает 38 м.
В ограде находятся 2 ворот: северные и южные. Над северными в XVI-XVII веках была воздвигнута Сретенская надвратная церковь.
Над южными в 1679 году построена Сергиевская надвратная церковь, получившая свое название в честь Сергия Радонежского.
Самое большое здание внутри монастыря - кубический пятиглавый Борисоглебский собор, построенный в 1522-1523 годах под руководством Григория Борисова.
Росписи собора были выполнены в начале XX века художником Егоровым по мотивам росписей Виктора Михайловича Васнецова в киевском Владимирском соборе.
А самое необычное здание внутри монастыря - звонница, построенная в 1690 году явно по мотивам звонницы в Ростовском кремле.
Все колокола были утеряны при советской власти, сейчас на звоннице установлены 19 новых колоколов.
Кроме этого, на территории монастыря сохранились двухэтажные старые настоятельские покои (XVI—XVII века), братский корпус (XVI век), просфорный корпус (монастырская кухня, XVI—XVII века) и архимандричьи кельи (XVIII век).
Сначала монастырь был митрополичьим. Но после того, как во время княжеских распрей Великий князь Василий Тёмный и мать его София нашли здесь убежище и назвали монастырь своим, обитель стала великокняжеской. Привязанность Василия Тёмного к Борисоглебскому монастырю была настолько велика, что в 1440 году он крестил здесь своего сына — будущего Ивана III, «государя всея Руси», а обитель стала царской.
Наибольшей же степени обогащения за счет царских и боярских вкладов монастырь достиг при внуке Ивана III - Иване Грозном.
В конце XVI - начале XVII века монастырь прославился ещё больше, так как в нём поселился монах-затворник Иринарх. Он добровольно обрёк себя на заточение в келье размером 2 на 3 метра с маленьким окошком.
По слухам Иринарх был предсказателем, и люди из разных мест шли к нему за советом и благословением. Слава о ростовском подвижнике дошла даже до Москвы. За благословением к нему приезжали и Михаил Скопин-Шуйский, и Дмитрий Пожарский с Кузьмой Мининым. Знал про старца и гетман Сапега, бежавший из-под Калязина после поражения от русских войск и направлявшейся в Ростов. Когда ему доложили, что в обители подвизается некий затворник Иринарх, отказывающийся молиться за самозванного «царя» и призывающий к борьбе с иноземцами, воевода пожелал видеть дерзкого монаха. Пришел гетман в монастырь, и меж ним и Иринархом состоялся разговор:
— Зачем терпишь ты великую муку, закованный в тяжкие вериги?
— Бога ради терплю, чтобы внял он моим молитвам за царя Русского. Ты же, воротись, господин, в свою землю, а не послушаешь, примешь смерть.
По свидетельствам после разговора со старцем Сапега пребывал в настроении сумрачном, но «человека божьего» трогать не велел. Он увел свою дружину из под стен обители, вручив монастырю своё знамя в качестве охранной грамоты от других польских отрядов, но не покинул Руси.
Пророчество Иринарха польскому воеводе стало сбываться совсем скоро: сначала полным провалом закончилась 15-месячная осада Троице-Сергиевой лавры, затем последовали крупные поражения от князя-воеводы Скопина-Шуйского и, наконец, в 1611 году Ян Сапега нашел свою смерть в Московском Кремле.
А Иринарх умер 68 лет от роду, из них около 38 лет провел он в Борисоглебском монастыре.
Мощи хранятся в соборном храме Бориса и Глеба рядом с мощами преподобных Федора и Павла. А его маленькой келье хранятся 142 медных креста, семь наплечных вериг, цепь в 20 сажен, которую он носил на шее, железные ножные путы, восемнадцать ручных оков, “связни”, которые он носил на поясе, весом в пуд, и железная палка, которой он прогонял бесов.
В 19011 году "облачение" Иринарха сфотографировал Сергей Михайлович Прокудин-Горский - русский фотограф, путешественник, изобретатель, химик, основоположник цветной фотографии в России.
К середине XVIII века Борисоглебский монастырь стал одним из богатейших в России. Ему принадлежало 22 тысячи десятин земли в Ростовском, Московском, Белозерском уездах, около семи тысяч крепостных крестьян и 360 сел и деревень с прилегающими к ним полями, покосами, лесными угодьями, реками и озерами, на которых монастырь имел монопольное право рыбной ловли. Ему же принадлежали и слободы, расположенные вокруг монастыря и существовавшие едва ли не со времени его основания. Но секуляризационная реформа церковных и монастырских земель, проведенная в 1764 году указом Екатерины II оставила на прокорм монашествующей братии только 280 десятин земли, да от правительственного казначейства было положено жалование - 741 рубль 41 копейка в год. В пользу фаворита императрицы графа Григория Орлова были отобраны и Борисоглебские слободы, перешедшие в дальнейшем в род графов Паниных.
К началу ХХ века по всей длине северной стены монастыря расположились каменные лавки, которые были построены руками монахов. Ростовские купцы и крестьяне Борисоглебска брали в аренду эти лавки и продавали свои товары.
А во во время русско-японской войны пятеро иеромонахов Борисоглебского мужского монастыря служили судовыми священниками на судах Доброфлота. Сейчас об этом напоминает установленный на территории монастыря крест.
В 1924 году монастырь был разорён и осквернён. С 1930 года в нём размещались общежитие милиции и почтовое отделение, сберкасса и склады зерна, гаражи райпотребсоюза и электростанция, было налажено производство кондитерских и колбасных изделий.
Но богослужения в монастыре продолжались до 1928 года. А 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Некоторые ценности успели переправить в Ростовский кремль и Третьяковскую галерею. И все же большая часть священных реликвий была безвозвратно утрачена.
8 февраля 1954 года музей был тоже закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры. Однако краеведческий актив Борисоглебского посёлка объединился и в сентябре 1961 года учредил народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время. Однако в 1989 году начался процесс возвращения древнего монастыря в лоно Православной Церкви. А определением Священного Синода от 24 ноября 1994 года приход был преобразован в мужской монастырь. С тех пор в обители наступило двоевластие: там находится и музей, и действующий монастырь.
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста👍и подписывайтесь на канал "Бюджетные путешествия на машине", чтобы прочитать и другие статьи:
- Кого скрывал за своими стенами старейший русский женский монастырь в Ладоге