Найти тему

Шпаргалки-запоминалки. Часть 6. Двенадцать апостолов Христа.

Посетив Йошкар-Олу и ее знаменитую достопримечательность- часы "Шествие 12 апостолов и Иисуса Христа"- мы задумались: а знаем ли мы всех апостолов поименно?

Конечно, большинство из нас знает имена Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, Матфея, Фомы и Иуды, а кто же все остальные? И почему их называют апостолами? Что их отличает? Погрузившись в огромное количество материала на эту тему, получили информацию, которая оказалась настолько интересной, что захотелось ею поделиться...Вот что выяснилось...

Апостолы (от греч. ἀπόστολος- посланник, посол) – ближайшие ученики и последователи Иисуса Христа, избранные им для проповедования Евангелие (Благая Весть) и создававшие Церковь.

Андрей Первозванный, его Иисус первым призвал следовать за ним в великой миссии. Андрей был младшим братом апостола Петра и так же, как и старший брат, занимался рыбной ловлей. Имя Андрея Первозванного неоднократно встречается в Новом Завете. Более того, когда-то было известно и Евангелие от Андрея. В русской ле­то­пи­си «Повести временных лет»описывается, как апостол побывал в Кор­суни (Херсонес), и, под­няв­шись вверх по Днепру, бла­го­сло­вил место бу­ду­ще­го Киева, затем на­пра­вил­ся на север, в землю словен, где позднее возник Новгород. Именно поэтому некоторые ученые считают, что Русь получила крещение задолго до Владимира-Крестителя. И поэтому именно апостол Андрей так почитаем на Руси.

Апостол принял мученическую смерть на косом кресте, имевшем форму бу­к­вы «Х» (т. н. ан­д­ре­ев­ский крест). Это произошло в Греции( город Патры), на полуострове Пелопоннес, где он собрал вокруг себя большую христианскую общину. На всех иконах апостола легко узнать- он изображается со скрещенными на груди руками... С 1644 года десница от мощей Андрея Первозванного  хранится в Ело­хов­ском Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре Мо­ск­вы.

В конце 17 века Петром I был уч­ре­ж­дён Орден Андрея Первозванного,

Орден Андрея Первозванного.
Орден Андрея Первозванного.

а также Андреевский флаг, ставший стягом русского флота на века.

Кормовой флаг кораблей Российского императорского флота и Военно-морского флота Российской Федерации.
Кормовой флаг кораблей Российского императорского флота и Военно-морского флота Российской Федерации.

Пётр-хранитель ключей от рая, которые оставил ему Господь, встречает души почивших у райских ворот. Кстати, настоящее имя Петра- Симон. А Иисус переименовал и утвердил имя Петр за Симоном после его исповеди Сыну Божьему. В переводе с древнееврейского Петр означает «камень», на котором, как говорил Иисус, будет возведена новая церковь. Религиозные тексты гласят, что Петр умел силой слова обращать в христианство единовременно по 4-5 тысяч человек; был наделен даром воскрешать мертвых, лечить страждущих, прикоснувшихся даже не к нему, а только к его тени. Первый Папа Римский, был распят на кресте вниз головой в возрасте 66 лет в Риме.

Иоанн Богослов - любимый ученик Иисуса. Именно ему, находясь на кресте, Иисус поручил заботиться о своей матери. Апостол Иоанн -автор четвертого Евангелия и Апокалипсиса (Книга Откровения). Во времена императора Нерона (56–68 гг.) гонения на христиан усилились, и апостола Иоанна суд в Риме приговорил к казни. Он выпил чашу со смертельным ядом, но остался жив, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом. Смерть ему заменили заточением на острове Патмос, где он прожил много лет. Умер апостол Иоанн в Ефесе (современное западное побережье Турции) естественной смертью, единственный из всех апостолов.

Иаков Заведеев- старший брат Иоанна. Первый и единственный мученик среди апостолов, чья смерть описана в Новом Завете. После сошествия Святого Духа и получив от него направление для своих проповедей, Иаков отправился в Испанию. Затем возвратился в Иерусалим, где открыто учил об Иисусе Христе как об истинном Мессии, Спасителе мира, обличал фарисеев и книжников в жестокосердии и неверии. Иудеи были не в состоянии противостоять апостольскому слову, поэтому убедили царя Ирода Агриппу (40–44 гг.) схватить Иакова и осудить его на смерть. Ему отрубили голову.

Иаков Алфеев-младший брат Иоанна , о котором практически ничего не известно. После сошествия Святого Духа он отправился к язычникам проповедовать учение Христа и наставлять заблудших на путь спасения. Иаков сокрушал языческих идолов, разорял их храмы, врачевал различные недуги, отгонял от людей лукавых духов и множество людей привел к Христу, за что и получил новое имя: семя Божественное. Проповедовал Евангелие сначала в Иудее, потом в Палестине, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине, был распят на кресте.

Матфей до встречи с Учителем звался Левий, но когда он стал апостолом, Христос дал ему имя Матфей, что означает «дар Божий». Матфей был мытарем: он собирал налоги с населения Иудеи, которая являлась одной из Римских провинций. Профессия эта была выгодной, но презираемой в обществе. По преданию, Спаситель призвал Матфея, увидев его великую нужду в спасении, когда тот сидел за своим столом и собирал пошлину. Апостол считается автором первого канонического Евангелия от Матфея. Существуют разногласия относительно как места смерти, так и вида пыток, которым он, возможно, подвергался. Факты о его смерти исторически не доказаны, поэтому неизвестно, был ли он сожжен, побит камнями, утоплен, обезглавлен или умер естественной смертью.

Известен фразеологизм «Фома неверующий», который употребляют для именования человека, которого сложно в чём-либо убедить. Апостол Фома Неверующий был простым рыбаком, получил своё прозвище, когда услышав о Воскресении Христа, сказал: «Пока не увижу, не поверю». По каким-то причинам его не оказалось среди апостолов, когда им всем вместе явился Воскресший Христос. И когда апостолы рассказали ему о великой радости, Фома не поверил этой вести. Он не то чтобы не поверил. Возможно, он боялся, что все, о чем ему рассказали, - не произошло на самом деле; но он всем сердцем хотел, чтобы было так...И тогда Христос явился к нему отдельно! Апостол Фома, поверивший в Воскресение своего Учителя, всю свою последующую жизнь настолько горел этой верой, что сумел с ней дойти до самой Индии, а по пути привести к христианству несколько народов. Он не побоялся ни дальнего пути, ни иноземных царей, ни смерти. Умер Фома мученически в индийском городе Мелипур, близ Мадраса: за проповедь святого Евангелия его обнаженным распяли на кресте и стали пускать в него стрелы. Не давая быстро умереть, мучители пускали стрелы по одной, потом шли смотреть куда она вонзилась. Сделав некоторый перерыв, они снова стреляли в апостола, пока он совсем не испустил дух.

Филипп из Вифсаиды с ранней юности изучал Святое Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии. Иисус Христос сам нашел Филиппа и призвал его. Этой великой радостью будущий апостол поделился со своим другом Нафанаилом (впоследствии апостолом Варфоломеем), которого сам и привел к Учителю. Филипп отличался маловерием, не осознавая до конца Божественного происхождения своего Учителя: то просил показать Его Отца, то сомневался в способности Христа пятью хлебами и двумя рыбами насытить боле пяти тысяч человек... Апостол Филипп закончил свой земной путь во Фригийской стране (находится на территории современной Турции). Просверлив ступени ног и продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой и кидали в него камнями. Спустя три дня на месте казни апостола Филиппа выросла виноградная лоза, как чудесное подтверждение его святости и богоугодности страданий за Христа. Кстати, его распяли вместе с апостолом Варфоломеем, но последнего быстро сняли, он выжил и продолжил проповедовать.

Варфоломей. О нем Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства. Апостол Варфоломей исцелял больных и немощных, язычников наставлял на путь веры и искупления, стойко переносил гонения. Проповедуя в Великой Армении (горная страна между рекой Курой и верховьями рек Тигра и Евфрата), люди которой поклонялись идолам и были, по сути, язычниками, Варфоломей обратил царя Полимия в христианскую веру. Жрецы-идолопоклонники были в таком бешенстве от нагрянувших изменений, что подговорили брата царя - Астиагу- погубить Варфоломея, и научили как отомстить за обиды их богов. В городе Альбан (современный Баку) Варфоломей был распят вниз головой, но и распятый, он продолжал проповедовать о Христе. Тогда его сняли с креста и содрали кожу, а потом обезглавили.

Иуда Фаддей (евр. Йехуда, «восхваление Господа»), будучи двоюродным братом Христа, прославились уже после смерти Иисуса. Этот человек остался верен Спасителю до конца, всю жизнь отдал проповеди Евангелия, хотя в молодости, сомневался в Божественном происхождении брата. Сохранилось известие, что апостол ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. Апостол Иуда Фаддей учит, что недостаточно только веры в Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению. Мученически скончался в Армении в возрасте 52 лет, в городе Арате, где был распят на кресте и пронзен стрелами.

Симон Кананит (в переводе с арамейского -ревнитель). Это тот самый жених Симон, на свадьбе у которого Иисус сотворил своё первое чудо - воду превратил в вино. Симон был настолько потрясён этим, что бросил молодую жену и пошёл вслед за Иисусом. Он проповедовал в Иудее, в Эдессе (древний город на юго-востоке Турции) и Сванетии, в землях осетин, и в Абхазии - в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Какие-то путешествия Симон совершил вместе с апостолом Андреем Первозванным. В Грузии и Абхазии этих двух апостолов - Андрея и Симона - считают своими просветителями. В абхазском Новом Афоне, в ущелье реки Псырцхи, туристам показывают древнюю пещеру, в которой жил и молился Симон. Здесь же, в 20 километрах от Сухуми, апостол принял мученическую смерть: живому апостолу была отпилена голова деревянной пилой. Считается, что его похоронили там же, но останки до сих пор не найдены...

Иуда Искариот-единственный выходец из Иудеи среди двенадцати апостолов, остальные были из Галилеи. Имя Иуды стало нарицательным, символизируя предательство и раскаяние. Иуда с другими апостолами сопровождал Учителя в его странствиях. Как и других учеников, Христос наделил его силой врачевать и исцелять. Согласно Евангелию от Иоанна, он был казначеем их общины, ему был вверен ящик, в который опускались пожертвования. Пользуясь должностью, говорят, Иуда подворовывал.

Но так ли все просто с ним? Как же он посмел предать Учителя, которого обожал?

Как горожанин, Иуда являлся чужаком среди апостолов, простодушных детей природы, несущих в своих душах лазурь Галилейского озера, красу галилейских цветов и мерцание звездного неба. Ему была чужда непосредственность и простота детей природы, галилейских рыбаков, но он отличался также и от мытаря Матфея, который ради мзды изменял своему народу. Если все апостолы «оставили все» ради следования за Христом (для рыбарей это были сети, для Матфея – его денежный стол), то для Иуды это были его идеи. Иуда, когда был призван, видимо, был умственно старше других апостолов. Он искренне ожидал приход Мессии и мечтал о его воцарении в Иерусалиме, он мечтал о Иерусалимском Царстве! Находясь рядом с Христом, видя чудеса исцеления людей, их преклонение, Иуда жил бунтарской надеждой, что Иисус явит себя мессианским царем и откроет мессианское царство, в котором не будет ни нищеты, ни порабощения. В этом царстве дадут хлеб народу, освободят его от римского ига, восстановят престол Давидов и явят «рай на земле»...

Самым большим торжеством для Иуды был царственный вход Иисуса в Святой град! Как он любил Его тогда, как взывал он вместе с толпой: "Осанна!" Ему показалось на одно мгновение, что его мечта, его идея накануне осуществления: его Учитель, его Друг, принял, наконец, власть и воцарился в Иерусалиме. Но к вечеру того же дня Христос оставил Иерусалим. Мечта, приблизившись на мгновение, исчезла...Пророчество Писания не исполнилось!Иудеи – и вместе с ними и Иуда – ожидали совсем другого Мессию!

Царствие Божие, приближение которого Учитель Сам возвещал, возможно. Иуда видел, что Иисус обладает чудотворящей силой и Он может все это сделать. Но Он не хочет, по какому-то непостижимому заблуждению, в котором Его никто, в том числе и апостолы, не понимает. Но все подчиняются Христу в странной слепоте, а он, Иуда, не может и не хочет этому более потакать. Он заставит Иисуса стать Самим Собою или... уйти из жизни!

Получается, что Иуда решил спровоцировать Христа на определенные действия, на всенародный показ своего божественного происхождения, своей чудодейственной силы и умение призывать помощников Отца на свою защиту...

Денежная плата в 30 сребреников (сикелей, шекелей), полученная Иудой, совсем не играет решающей роли в предательстве, является для него случайностью: не из-за денег он предал Христа, хотя и запятнал себя их принятием.

Сам Христос предрек, что будет предан человеком. На последней трапезе Иисус ему подал кусок хлеба, обмакнув в вино, и сказал: «что делаешь, делай скорее». Иуда указал на Христа, подойдя к нему в Гефсиманском саду и поцеловав его. Он видел, что окруженный грозными стражниками и радостными первосвященниками Иисус сохраняет Свою чудотворную силу, но однако совсем не применяет ее для своей защиты, напротив, Он стоит пред своими судьями беззащитен и «умален пред людьми». Ведь Он может призвать легион Ангелов в Свою защиту -и не призывает...Это именно то непонятное и противоречивое, что мучило Иуду в течение его апостольства и теперь привело к предательству. Смертельному предательству! После совершенного Иуда раскаялся, вернул деньги первосвященникам и повесился на дереве. На каком именно – неизвестно: разные источники называют осину, березу, ольху и даже бузину.

Иисус знал Своего предателя и, зная, избрал его. Тогда в повлении Иуды усматривается некая его предустановленность. По Евангелию от Иоанна, и Христос, призывая его в апостолы, и изначально видя в нем Своего предателя, также следует этой предустановленности, будучи как бы ею связан. Однако эта последняя мысль ведет нас к единственно верному выводу: если Иуда был заведомо избран для предательства, что предсказано в пророчествах (да «сбудется Писание») для исполнения плана спасения человечества, то он является безответной жертвой этого избрания. Но тогда, конечно, нет алчного предателя, которого проклинают веками, а остается лишь предательство, необходимое в предустановленной цепи событий. Кем была установлена эта цепь событий и выбраны персонажи- остается только догадываться...

Вместо Иуды Искариота, уже по вознесении Христа, жеребьевкой апостолов на его место был избран Матфий. Матфий следовал за Иисусом, начиная с Его крещения, и был свидетелем Его воскресения.