Найти тему
Познай себя

О житии Серафима Саровского

Русский народ с особенной любовью чтит Серафима Саровского как одного из самых своих великих святых. Родился он в 1759-ом году с 19-го на 20-ое июля и наречен был Прохором. Воспитанный своей благочестивой матерью в любви к Богу он особенно нежно и благовейно чтил Божью Матерь, Которая исцелила его от тяжкой болезни на десятом году жизни лишь благодаря прикосновению к Ее чудотворному Образу Курской-Коренной.

Однажды мать взяла его с собой на стройку храма, которую начал еще отец, но, не закончив, внезапно умер. Вместе с матерью взобрался Серафим на самый верх колокольни, где еще не было перил, и по неосторожности встал на край и упал вниз. В ужасе бросилась мать по лестнице, уже без надежды найти мальчика в живых. Но каково же было ее удивление и радость, когда она увидела, что сын ее стоит цел и невредим. Потом Прохор рассказывал, что, когда он падал, его подхватили ангелы и поставили на землю.

На восемнадцатом году жизни с разрешения матери Прохор решил вступить на путь иноческой жизни. Приняв постриг, он был наречен Серафимом, что значит "пламенный". 

Серафим подвизался в Саровской "пустыни" (то есть за пределы какой-либо монастырской обители, но поблизости) более пятидесяти лет. Он был удостоен дара чудес. Его сердце горело большой любовью не только к Богу, но и ко всем Божьим творениям, ко всей природе. При жизни своей он многих назидал, просвещал, утешал, врачевал словом, делом, примером и молитвою, также и после кончины чудные подвиги и наставления его, передаваемые из уст в уста, не перестают быть поучительными для всех почитателей памяти старца, желающих подражать его благой жизни. 

В тридцать четыре года отец Серафим удалился в "пустынь", в одинокую келью в сосновом дремучем лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за пять от монастыря. Келья была построена из дерева и состояла из одной комнаты с печкой. В комнату можно было проходить через сенцы, к которым приделано было крылечко. Вокруг кельи был устроен небольшой огород с грядами. Все это пространство было обнесено забором.

Какие подвиги нес отец Серафим в своей пустынной келье, сколь разнообразны и тяжки они были и в какой мере они были высоки - все это тайна сокровенного сердца подвижника. Видимые подвиги отца Серафима в это время состояли из трудов телесных, чтения книг и молитвословий. От телесного упражнения подвижник входил в состояние благодушия, которое изливалось в пении священных песен.

Спустя некоторое время Серафим принял на себя обет молчания. "Паче всего должно украсить себя молчанием. Молчанием видел многих я спасающихся, многоглаголанием же ни единого. Молчание есть таинство будущего века, словеса же суть мира сего". В это время если к нему в пустынь приходили посетители, он к ним не являлся. Случись ему встретить неожиданно в лесу кого-нибудь, он падал ниц и до тех пор не поднимал лица, пока встретившийся не проходил мимо. Таким образом, он сохранял свое безмолвие около трех лет. Кто-то приносил ему в пустынь пищу однажды в неделю в воскресный день, отец Серафим встречал его в сенях, принимал пищу и молча отпускал. Все это были только видимые наружные проявления молчания, однако суть самого обета состояла не в наружном удалении от общения, но в безмолвии ума, в отречении от всяких житейских помыслов для чистейшего посвящения себя Господу.

Он так очистил себя от всякого греха постоянной молитвой и памятью о Боге, что жизнь его стала похожей на жизнь первых людей в раю, где звери слушались человека и не делали зла ни другу другу, ни человеку. К его келье в ночное время приходили звери: медведи и волки, зайцы и лисицы, подползали даже змеи и ящерицы. Отец Серафим выходил и кормил их из лукошка, в котором он хранил запас хлеба. Однажды монахиня, приносившая ему пищу, увидела, как из чащи вышел страшного вида медведь, подошел к отцу Серафиму и лег у его ног. Отец Серафим обращался с ним без всякого страха, как с кроткой овечкой, и даже стал его кормить из своих рук хлебом. Лицо великого старца в это время было радостно и светло, как у ангела.

После пятнадцати лет жизни в "пустыни" отец Серафим по болезни вернулся в монастырь и принял на себя подвиг затворничества. В келии своей для отсечения своеволия он не хотел иметь ничего, даже самых необходимых предметов. Икона, перед которой горела лампада, и обрубок пня, служивший взамен стула, составляли все его убранство. Для себя он не употреблял даже огня. Вериг и власяницы отец Серафим не носил, и другим не советовал одевать их. "Кто нас оскорбит словом или делом, и если мы переносим по-евангельски - вот и вериги наши, вот и власяница! Эти духовные вериги и власяница выше железных." В затворе старец провел около пяти лет. 

Когда по повелению Божьей Матери святой Серафим вышел из затвора, люди стали приходить к его жилищу, прося его благословения и святых молитв, принося больных для исцеления. Всегда светлый и радостный, святой старец принимал людей с лаской и любовью, называя каждого "радость моя". В знак благодарности все несли ему разные дары, которые он тут же раздавал бедным. Когда он видел, что приходившие к нему внимали его советам, следовали его наставлениям, то не восхищался этим, как бы плодом своего дела: "И мы, должны всякую радость земную от себя отдалять, следуя учению Христа, Который сказал: о сем не радуйдесь яко дуси вам повинуются: радуйтеся же, яко имена ваши написаны на Небесах".

Кроме дара прозорливости, Господь продолжал являть в старце Серафиме благодать исцеления недугов и болезней. Описаны и документально засвидетельствованы многочисленные случаи излечения по молитве отца Серафима, а также многочисленные случаи прозорливости старца. Множество раз ему во время молитвы являлась Божья Матерь.

Любопытно, что окружающие порой наблюдали в его молитвах явления медитации. Иногда, стоя на молитве, старец погружался в продолжительное "умное созерцание Бога": он стоял перед святой иконой, не читая никакой молитвы и не кладя поклонов, а только умом в сердце созерцая Господа. "Когда ум и сердце, - говорил он, - соединены будут в молитве и помыслы не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссияет свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека". Медитационное созерцание проявлялось также и в поведении отца Серафима, например, занимаясь какой-либо работой в огороде, или на пчельнике, или в лесу, иногда на некоторый срок он прерывал занятия - орудия работы падали из рук, руки опускались, глаза придавали лицу чудный вид, старец всей душой погружался в себя, умом уходил в Небо и витал в Богосозерцании. Никто не смел в эти сладкие минуты нарушить его сладкой тишины, с благоговением каждый взирал на старца и тихо скрывался от очей его. "Должно всегда стараться, чтоб не предавать себя рассеянию мыслей, ибо чрез сие уклоняется душа от памяти Божией и любви Его".

Однажды некий монах, несший послушание далеко от Сарова, собирался покинуть монастырь, так как считал повинности слишком тяжелыми для себя. Но как-то ночью пришел к нему странник с письмом от отца Серафима, в котором тот отговаривал его от этого поступка. При этом монах ни с кем не делился своими планами.

Однажды, думая, что у отца Серафима скопились дары от посетителей, на него напали грабители из местных крестьян. Ничего не найдя, они избили его и бросили в лесу. С трудом, придя в себя, святой подвижник добрался до Саровской обители. Несколько дней он страшно страдал - не мог ни пить, ни есть, не мог даже спать от страшной боли. В эти дни, когда он был в полудреме, явилась ему Богоматерь, Которая подошла в его постели и произнесла: "Сей от рода нашего". После этого чудесного видения святой исполнился неизреченной радости, и его восторженное экстазное состояние продолжалось несколько часов. После этого он почувствовал облегчение и быстро поправился, но следы от побоев остались у него до самой смерти. Своих мучителей отец Серафим простил от всего сердца, но Господь не оставил их без наказания: у них сгорели избы. Потом, когда они, раскаявшись, пришли просить прощения у кроткого старца, он от души простил их по заповеди Христовой: "...любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас".

Свою смерть старец предсказал за год до нее, он разослал письма всем людям, которым хотел что-либо сказать, в которых благословлял и давал советы. Старец предсказал, что о его смерти возвестит пожар. Второго января 1833-го года монахи заметили дым из кельи отца Серафима, когда они взломали дверь, увидели, что тлели книги. Серафим стоял на коленях, положив руки на подставку и опустив на них голову. Умер он в молитве. Похоронен святой отец был в месте, которое сам для себя выбрал. Во время погребения Саровская пустынь была наполнена множеством народа. Его чудотворные мощи находятся в Дивеевском монастыре Нижегородской области. После кончины отца Серафима было множество случаев, когда он помогал людям, обращавшимся к нему в молитве. Пустынь, где он проживал, стала одним из мест паломничества.

http://www.omkara.ru/library/sarovskiy