Введение
Еще в курсе школьной истории, проходя истории античного мира, мы узнаем имя Спартак.
Для многих и имя спортивного клуба. Но клуб был назван, именно в честь того, про кого мы слушаем на уроках истории за школьными партами, в честь фракийца, из племени медов, уроженца современной Болгарии, поднявшим бунт рабов против своих угнетателей, и потрясший мир рабовладельческой античности не только военными талантами и размахом восстания, но и своей личностью, на редкость принципиальной, честной и благородной, что редкость в любые времена. Про самих фракийцев античные авторы утверждали, что, если бы не их постоянные распри они были бы непобедимы, что впоследствии уже средневековые византийцы писали о наших славянских предках. Именно прославленные своей доблестью, фрако-иллирийские легионы, к тому времени, уже почитавшие Митру – древнего Бога верности Слову и Договору, вместо тех Богов, кого почитал сам Спартак, стали позже опорой Рима в последние века перед приходом христианства. Именно Митра (подробнее об этом Боге древних индоевропейских насельников территорий бывшего СССР у меня в публикации – «День ВДВ 2023») был долго Богом Константина Великого, крестившегося лишь перед самой своей смерть от руки арианского[1] епископа Евсевия Никомедийского. В итоге память о фракийском аристократе Спартаке осталась в веках и стала одним из источников вдохновения для многих творцов культуры, особенно левого направления, и спустя много веков, а в прошлом году это имя, созвучное и легендарному греческому государству Спарте, получила при модернизации одна из бронемашин для российских вооруженных сил. От этого же фракийского имя возводится название династии Спартокидов, долго правивших в Боспорском Царстве на территории современной РФ, включая и часть Крыма. Более подробно о данной бронемашине ниже.
История создания
Первые колесные бронемашины, еще в годы, предшествующие I мировой войне, как правило делали на базе существующих гражданских моделей. Так же все оставалось и в годы I мировой войны (здесь в публикации – «Бронетехника Победы» можно у меня увидеть фото советского бронеавтомобиля БА-64, созданного на базе ГАЗ-64Б (подробнее о нем у меня в статье «Рожденные войной - ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б»). Но изобретение атомного оружия в США в 1945 году и необходимость готовиться к войнам 5 поколения в которых, как тогда считалось, атомное оружие будет обязательным и важным элементом вооруженного противоборства, изменило, в том числе и подход, к созданию колесной бронетехники. Она стала ориентироваться на действия, когда после ударов тактическим ядерным оружием, войска должны будут идти в стремительный прорыв вражеской обороны. Поэтому бронезащита была не столь важна, как мобильность, включая возможность вплавь преодолевать водные преграды, как и наличие защиты от оружия массового поражения(ОМП). Защита от ОМП сразу требовала закрытый бронекорпус, а амфибийные возможности требовали применения специализированных узлов и агрегатов, часто не востребованных на «гражданке». Но такие колесные бронемашины (пример такой у меня в статье –«БТР-82А – броня миротворцев») оказались порой слишком дороги для массового производства, при этом возможность форсирования водных преград вплавь оказалась маловостребована из-за необходимость в большинстве случаев предварительной инженерной подготовки берега для выходу из воды на него плавающей бронетехники.
А ради этих возможностей обычно ослаблена бронезащита, особенно против подрыва на минах. В итоге, в последние десятилетия, появились бронемашины, построенных на других концепциях. В том числе на базе узлов и агрегатов серийных гражданских автомашин, как К-43269 «Выстрел» от КАМАЗ, описанной мной в статье –««Выстрел» и "Спица" - бронемашина получила, новый, более мощный боевой модуль». По сути его аналогом, только от Уральского автозавода, стал представленный в 2019 году АМН-590951 "ВПК-Урал". Только вместо двухосного КАМАЗ-4326, потомка еще ЗИЛ-170 1968 года, естественно базовым стал двухосный вариант семейства Урал-4320 – потомок еще Урал-375 1961 года (о нем я рассказывал в статье «Урал-375Д – любимец армии и гроза бездорожья»). Но концепция была та же самая и очень близкая концепции послевоенных не плавающих БТР-40, но основе агрегатов ГАЗ-61 и БТР-152, на основе агрегатов ЗИС-151 и ЗИЛ-157(подробнее о нем у меня в статье «ЗИЛ-157 – Прорубатель бездорожья»). Изначально это был Урал-53099 макет которого был показ широкой публике еще в 2015 году, а уже готовые опытные образцы показали уже в 2018 году. Но они были выполнены с использованием узлов и агрегатов из недружественных ныне нам стран. На АМН-590951 "ВПК-Урал" было уменьшено число таких компонентов и увеличена вместимость десантного отсека. Как и «Выстрел» - «ВПК-Урал» не был способен к преодолению водных преград вплавь. Но зато он в отличие от «Выстрел» относился к классу MRAP –бронемашин, имеющих защиту от подрыва на минах подробнее о них у меня в статье – «Тайфун» К-53949 – щит миротворцев».)
К началу 2022 таких бронемашин в армии России было мало, в основном они были в горнострелковой бригаде, в мирное время размещенной в республике Тува, что расположена почти в самом географическом центре Азии. После февраля 2022 года выпуск бронемашины был значительно увеличен. А в текущем 2023 году в боях стал применяться армией России его доработанный вариант «Спартак». В отличие от «ВПК-Урал» он получил несущий бронированный кузов по образцу как послевоенных БТР-40 и БТР-152, так и по образу современной бронемашины «Выстрел». Такое решение помогло при той же массе усилить защиту двигательного отсека и поставить защиту для стрелка из 12,7 мм пулемета на крыше. Данная бронемашина АМН-590951 «Спартак» уже активно применяется в боях. Так же создали вариант реактивной системы залпового огня(РСЗО) «Торнадо-Г» на шасси «Спартак», вместо текущего не бронированного шасси Урал-4320(о «Торнадо-Г» на шасси Урал-4320 у меня написано в статье «Град», ставший «Торнадо-Г».
Конструкция бронемашины «Спартак»
Бронирование кабины экипажа и десанта по стандарту - Класс защиты 6 (уровень 4) – вплоть до пуль калибра 14,5 мм, выпущенных из пулемета КПВТ с дальностей от 200м. Видимо до этого же уровня при модернизации довели защиту двигателя и стрелка из пулемета «Корд». «Спартак» имеет однообъемный несущий бронекорпус и таким образов он целиком защищен от обстрела из пулемета КПВТ калибра 14,5 мм и осколков 152 мм снарядов на расстояниях от 25 метров. Защита от подрыва на минах обеспечивается V-образной формой бронекорпуса и наличием противоосколочного покрытия корпуса изнутри, а также противоосколочными ковриками на полу, вкупе со специальными антитравматическими сидениями. Она дает защиту жизней экипажа и десанта при подрыве до 6 кг тротила под днищем и колесом. Выход десанта через 4 боковые двери и 1 кормовую дверь.
Заключение
Такие конструкции, как бронемашина «Спартак» - хорошо показали себя не только в армии России, и заслуживают дальнейшего внимания. Ибо отказ от плавучести не наносит существенного ущерба боевой эффективность в случае действий на суше, при этом позволяет удешевить и упростить производство такой техники, попутно повысив его массовость и облегчив ее эксплуатацию в войсках. В условиях, когда «количество имеет значение»[2] это большой плюс.
Источники
https://fine-news.ru/broneavtomobili-amn-590951-v-zone-svo/,
https://www.ixbt.com/news/2022/08/22/14-5-100-1000.html,
https://dzen.ru/a/Y2tya5Iw3hQqEEM2,
https://www.kommersant.ru/doc/5653120,
https://vpk.name/news/625157_rossiiskii_vpk-ural_usovershenstvovali.html,
https://lenta.ru/news/2022/08/15/ahmat/,
https://tass.ru/armiya-i-opk/16739011,
https://lenta.ru/news/2023/03/16/spartak/,
https://lenta.ru/news/2022/08/08/vpk/,
https://voennoedelo.com/posts/id48969-na-forume-armija-2023-pokazali-broneavtomobil-spartak,
https://ura.news/news/1052648391,
https://vpk.name/news/698158_v_rossii_pokazali_broneavtomobil_spartak.html,
https://lenta.ru/news/2023/05/09/zsts/,
https://www.ixbt.com/news/2022/11/09/360-1000-100.html,
https://rg.ru/2022/08/19/obnovlennyj-broneavtomobil-vpk-ural-poluchil-zashchitu-pulemetchika.html,
https://voenchel.ru/index.php?newsid=6435,
https://dzen.ru/a/ZJM9OPSCpV5WisSU,
[1] Христианское течение, при Феодосии Великом, осужденное православием как ересь.
[2] Автор фразы David Gendelman - израильский военный эксперт.