Понятие красоты очень субъективно и переменчиво. Например, даже сейчас, то, что считается красивым в каком-либо африканском племени, идёт вразрез с мировыми стандартами моды. Более того, иногда «красота» воистину требует жертв, так как существуют малые народы, которые наносят себе ряд увечий (шрамирование, растягивание губ и ушей) только для того, чтобы считаться красивым (ой) в своём обществе.
Бытует мнение, что понятие древних иранцев о красоте женщины были весьма специфичными: тучность, монобровь, невыщипанные усы. И есть отчего, так как в Сети легко можно найти очень специфические фото XIX века, сделанные по приказу персидского шаха, Насера ад-Дина в 1873 году.
Восточный правитель после визита в Санкт-Петербург настолько сильно был поражён красотой и роскошью столичной российской жизни, а также умениями русских балерин, что по приезду домой повелел одеть своих «писаных красавиц» в балетные пачки. К слову, так как гарем шаха был эпицентром моды в данной стране, совсем скоро в балетные пачки переоделась вся персидская знать. Но это – дело вкуса, так как, прежде всего, по фотографиям шаха, можно понять, как выглядели самые красивые женщины Ирана тех лет.
Прогрессивный шах
Шах был весьма прогрессивным человеком по меркам того времени. Во-первых, он организовал первую фотостудию при дворце, так как получил от английской королевы Виктории первый фотоаппарат в своё распоряжение, после чего начал беспрестанно фотографировать «любимых моделей». Во-вторых, одним из главных любимчиков правителя стал Антон Севрюгин – посланник Российской империи, который и обучал восточного правителя премудростям фотоискусства, а также одним из немногих был допущен в гарем.
Именно поэтому фотографий иранских красавиц полутора вековой давности – пруд пруди, что позволяет однозначно судить о стандартах красоты того времени.
Гарем Насера ад-Дина – это 4 официальные жены и 50 наложниц, к которым он забегал время от времени. Мягко говоря: все они выглядели столь специфично, что вряд ли бы сейчас привлекли среднестатистического мужчину. Если кратко, то среднестатистическая обитательница гарема – это избыточный волосяной покров везде, где только можно и нельзя, нездоровая тучность, большие носы и грубые, мужские черты лица.
Сам же шах на фоне своих красавец – этакий щеголеватый мужик с соседнего двора, который, по недоразумению, вместо тельняшки и растянутых штанов, был одет в роскошный мундир и обвешан наградами. Худой, усатый, но очень важный человек, учитывая его уровень влияния и богатства.
Шах был действительно прогрессивным человеком того времени. Часто посещал Европу и Россию, отчего понемногу стал снижать уровень исламского религиозного накала в собственном государстве. Именно при нём пошли первые послабления, позволяющие женщинам почувствовать себя уверенными и нужными.
Например, именно реформатор и просветитель Насер ад-Дин выпустил специальный указ, предписывающий персиянкам открывать лица. А это очень важно, так как именно Персия стала первым восточным мусульманским государством, куда мог прийти европейский жизненный уклад.
Но, увы, история пошла совсем другим путём.
Жизнь в гареме шаха
Русский офицер по фамилии Меняев, служивший в Персии во времена Насера ад-Дина военным инструктором, написал просто роскошный исследовательский труд по меркам того времени.
В своей исследовательской работе русский офицер так описывает Анисе-Давле – главную жену шаха: высокий рост, усы, толстые губы, плоское лицо, начерченные брови, выбеленное лицо, нарумяненные щёки и просто прекрасная откормленность. Из этого описания можно понять, что частично, монобровь – следствие наложения косметики. Но отрастить «натуральную» и «свою» было воистину почётной заслугой.
Жизнь жены либо наложницы шаха – это вечное ничегонеделание. Всё, чем занимались главные иранские красавицы – это слушали сказки, курили кальян и поедали сладости просто в неуёмных количествах. Второе занятие жены либо наложницы – постоянное отмокание в бассейне либо бане, отчего, как писал Меняев, «все женщины гарема со временем брюзгнут и жиреют».
Разумеется, от современных стандартов красоты иранки XIX века были весьма далеки…
… или нет?
Тот же Антон Севрюгин фотографировал достаточно много простых персиянок, чтобы собрать как можно больше свидетельств о быте и нравах данной восточной страны. И обычные персиянки, за исключением действительно большого количества волос на лице… достаточно красивы и по меркам современности. Открытое лицо, стройность, которую не могут скрыть и бесформенные, мешковатые национальные костюмы, жгучие восточные глаза и достаточно миловидный вид.
Иранки середины XX века, до 1979 года
Иранки до исламской революции, при очень специфичной, восточной внешности, облачались именно в европейские одеяния и следовали стандартам красоты и моды именно Старого Света. Именно поэтому иранское общество какое-то время следовало по европейскому пути развития, отчего восточные женщины научились правильно применять косметику, ухаживать за собой, а также выгодно открывать прочие части тела, показать которые раньше считалось преступлением.
Вплоть до Иранской революции 1979 года, когда ортодоксальные исламские функционеры свергли прогрессивного шаха Мохаммеда Реза Пехлеви и поставили на его место религиозного лидера аятоллу Хомейни, иранские женщины выглядели так, что можно было свернуть голову, провожая взглядом очередную тегеранскую красавицу.
Стройное тело, короткая юбка, лёгкое платье, правильно подчёркнутая восточная красота с правильным применением косметики – вот какой была среднестатистическая женщина Ирана, пока её снова, как в средневековье, не заковали в хиджаб и паранджу и не принудили закрыть лицо от чужих глаз.
Обсуждать причины иранской религиозной революции, в рамках данной статьи не будем, так как это не относится к теме моды. Однако последствия такого обратного реформирования общества, откатили права и облик женщин на века назад, поставив их в угнетаемое, приниженное положение примерно XVII века в 1979 году.
Конечно, с течением времени, часть прав женщинам всё-таки вернули и только самые строгие мужья продолжают принуждать закрывать лицо. Но платок на голове и бесформенная, скрывающая тело одежда – это тот дресс-код, который сейчас обязана соблюдать каждая иранская женщина.
Прогресс не стоит на месте и современные иранки смогли подобрать свой стиль и выглядеть хорошо и притягательно даже при действующих ограничениях. Тем умилительнее наблюдать, когда прогрессивные иранцы, отправляясь на какие-то международные соревнования чтобы поболеть за своих земляков, вырвавшись из сковывающих условий собственного общества, начинают вести себя по-европейски, сильно не заморачиваясь строгими исламскими правилами поведения.
Иранские болельщицы на чемпионатах мира по футболу – это вообще отдельная история, так как большинство выглядят столь привлекательно, что многие мужчины были бы готовы переехать даже в Иран, чтобы иметь возможность жить бок о бок с такой искренней, чистой и немного наивной восточной красавицей.
Не забудьте нажать👍 и подписаться на канал "Восточная сказка", чтобы не пропустить новые интересные статьи.