Найти тему
1АК.BY

Хранители энергии: разбираемся в принципе и устройстве работы аккумуляторов

Оглавление

Для обеспечения бесперебойной работы и питания всех систем любое транспортное средство оснащается аккумуляторной батареей. Она накапливает энергию и выполняет роль вспомогательного хранителя энергии.

Основные типы аккумуляторов

В зависимости от того, какие активные вещества взяты и где предполагается использование, выделяют несколько типов батарей.

  • Свинцово-кислотные: традиционно устанавливаются в легковых, грузовых машинах, мототранспорте, гидроскутерах и пр. Принцип работы основан на химической реакции между свинцом, из которого состоят пластины, и кислотным раствором, который заливается внутрь отсеков.
  • Литий-ионные: батареи на основе лития применяются в электротранспорте, инструментах, многих видах техники. Принцип работы основан на движении ионов лития между электродами при зарядке и разрядке АКБ.
  • Никель-металлгидридные: применяются в транспорте, электронике, медицинском оборудовании, системах резервного питания. Принцип работы аналогичен предыдущим двум видам, но характеризуются меньшей емкостью, большей токсичностью, высокой скоростью саморазряда.
  • Литий-полимерные: сфера применения перекликается с литий-ионным АКБ, но из-за большей пластичности устанавливаются в устройства, где принципиально сохранить каждый сантиметр и грамм.
  • Литий-железофосфатные: характеризуются высокой стабильностью и безопасностью, часто применяются в электрических транспортных средствах и системах хранения.

Принцип хранения и выдачи энергии

Задача батареи - хранить и накапливать электроэнергию, которая впоследствии используется во время выключения основных приборов питания. Работа батареи любого типа строится на электрохимических реакциях внутри нее: во время запуска автомобиля (при разрядке АКБ) химическая энергия преобразуется в электрическую, при зарядке - наоборот.

Когда на аккумулятор поступает нагрузка, на аноде оседают сульфаты свинца, а на катоде происходит восстановление диоксида свинца. Во время зарядки протекают обратные процессы, что обусловливает постоянное восстановление и работоспособность аккумулятора.

Устройство аккумуляторной батареи

Если вы сталкивались с обслуживанием АКБ, обращали внимание на то, как выглядит автобатарея. Однако она по сути представляет собой 6 последовательно соединенных между собой небольших батарей. Все они помещены в корпус и закрыты сверху крышкой.

В каждую такую батарею установлены разнозаряженные пластины (катод и анод), которые разделяются сепаратором (разделителем) во избежание их контакта между собой. Внутрь заливается электролит: раствор серной кислоты и дистиллированной воды.

Сверху на крышке корпуса находятся металлические клеммы, через которые и происходит подключение контактов к бортовой сети автомобиля. Клеммы на одной АКБ всегда проектируются разного диаметра: как правило, “+” шире (19,5 мм в европейском корпусе и 12,7 мм или 14,7 мм в азиатском).

Зарядка и разрядка

Разрядка АКБ происходит непосредственно в момент запуска и прокрутки двигателя. После этого батарея восполняет запас энергии от генератора, а в снятом виде - от сетевого зарядного устройства. Повторяющиеся циклы разряд-заряд обеспечивают движение электрического тока по цепи за счет электрохимической реакции между пластинами и электролитом.

Эффективное использование и уход

Правильное обслуживание автобатарей помогает наиболее продуктивно использовать накопитель на протяжении эксплуатационного периода, при этом этот срок можно продлевать.

  • Не забывайте следить за чистотой корпуса и клемм;
  • Не расшатывайте крепления батареи;
  • Используйте войлочные прокладки и смазки для клемм для предотвращения окисления металла;
  • Регулярно проверяйте состояние: плотность и количество электролита, степень заряженности АКБ;
  • Подзаряжайте накопитель при долгих простоях;
  • Не забывайте отключать в конце дня потребители энергии: фары, радио и т. д.;
  • Не храните батарею в разряженном состоянии.

Экологические аспекты

Для снижения вредного воздействия на окружающую среду компании организуют пункты по приему лома и отработанных аккумуляторов. При неправильной утилизации свинец, кислота попадают в почву, воду, воздух и выбрасывают в атмосферу вредные испарения.

Чтобы уменьшить это влияние, “Первая аккумуляторная компания” производит прием и переработку АКБ для последующего производства батарей. Также в сети 1AK.BY вы можете купить аккумулятор автомобильный в Минске.

Заключение

Понимая устройство АКБ, руководствуясь советами о правильном использовании автомобильных батарей, водитель обеспечивает для своей машины стабильный и быстрый запуск в любую погоду. Самое главное, не забывайте регулярно ставить АКБ на подзарядку и проверять клеммы на наличие окислов.