32,2K подписчиков

Indoarica Северной Руси. Что это – «игра природы» или объективная историческая реальность?

2K прочитали
Видный лингвист еще советских времен О.Н.

Видный лингвист еще советских времен О.Н. Трубачев, столкнувшись с многочисленными топонимами, несущими явный индоарийский оттенок, тщательно проработал эту тему и опубликовал книгу-исследование "Indoarica в Северном Причерноморье". Главным объектом этой книги – выступил язык, который доныне оставался неизвестным, но его неясные следы присутствовали в других языках. Как пишут в предисловии, этот язык автором книги опознан. И:

«на территории южной части Восточно-Европейской равнины обнаружено присутствие одной из ранних форм индоарийского языка и, следовательно, соответствующего этноса»[1].

Трубачев обобщил результаты по этимологии Крымских, Приазовских и Причерноморских географических названий, оставленных меотами, синдами, таврами, а также выявил фонетические особенности принадлежности географических названий индоариям, доказав индоарийское происхождение многих крымских топонимов.

Можно заметить, что латинское написание русского сочетания названия – индоарии, ни у кого не вызвало возражения. Что указывает на правомерность такого термина в науке.

Как бы там ни было, от внимания исследовательниц Русского севера Н. Гусевой и С. Жарниковой не ушло то, что эта территории современной России не менее замечательна своими индоарийскими топонимами, по большей части – гидронимами (названиями водных объектов). Они обратили внимание, что названия ряда рек и озер северной части Восточной России совпадают с названиями криниц в индийском эпосе Махабхарата. И что северно-русский язык сохранил огромное количество диалектных форм абсолютно идентичных классическому санскриту.

Реки: Суда – щедрая, Двина – двойная, Сухона – сливающаяся, Пинега – красно-бурая.

Но пришло время и других топонимических открытий, которые их автору, а также автору этих строк посчастливилось довести и до широкого круга читателей в ряде своих опубликованных ранее статей. Все они, как показала практика, буквально лежали на поверхности. Речь о, без преувеличения, многочисленных названиях озер и рек в бывшей Олонецкой губернии (ныне Карелия), в Вологодской, Архангельской и Мурманской областях, а также в ХМАО (Ханты-Мансийский автономный округ) и даже в более южных областях России. Причем сами названия не допускают никакого другого толкования – это на самом деле есть индоарийские гидронимы, большая часть которых носила имена древнеиндийских богов.

Чем не Индоарика Севера Руси? Кажется, нет в древнеиндийском пантеоне бога, который не оставил бы свое имя на Восточно-Европейской равнине. Пожалуйста: Ганга – семь озер с западной строны Онежского озера, Яма – 8 озер и рек к западу от Урала, Шива – 4 озера и 3 реки, Вая (богиня ветра) – 1 озеро и 5 рек, Кама (богиня любви) – 10 озер и рек, три из которых за Уралом, Индра (высший бог) – 3 озера и река за Уралом, Нара – две реки на востоке России, и 8 в Сибири. И, наконец, имя бога Солнца (бог Сурья) – 12 рек и озер. Также в этом ряду можно поставить многочисленные реки и озера с корнем Инд.

Видный лингвист еще советских времен О.Н.-2

В свое время индолог Н. Гусева обратила внимание на то, что многие гидронимы такие, как Пинега, Ладога, Онега, Вега, Индига, Камчуга, Анга. заканчивающиеся на «га», восходят к санскриту. И в русском языке окончания «га» сохраняются для обозначения ряда понятий, сопряженных с движением, нарастанием – например, дорога, телега, колымага, вьюга, шуга, нога. К слову, имя Вега – означает на санскрите «стремительность, сила, напор», где ve\vi в санскрите – птица. Находим в Карелии очень интересные названия, связанные с этим словом: река Вега-рус-йоки и озеро Вега-рус-ярви. Финские йоки (река) и ярви (озеро) стали обозначением водоемов, хранящих еще древние свои названия Вегарус. Где «рус» – это, видимо, простое обозначение народа русов, обитавшего у водоемов Вега до прихода сюда финнов из-за Урала.

Вот еще список санскритских названий русских рек севера:

Важа – ваджа: сильная.

Река Саракас= Сара+кас: Кас – сияющий, Сара – ручей, река

Сава – жертвоприношение сомы

Река Сава: Нижегородская область

Озеро Сава: Свердловская область,

озеро Сава-ярви: Печенгский округ, Мурманская область

река Сава-йоки: Печенгский округ, Мурманская область

река Шамакша - /samakṣa/ (санскр.) – видимая./śama/ - спокойствие, /kṣā/ f. - земля, почва

Река Шамокша в Ленинградской области.

Река Паша – петляющая. Впадает в Свирь. В Ленинградской обл. , в Пермском крае, в Архангельской обл.

Река Суна – бутон, цветущая,

Река Викша – видная

Река Суда - "сладость, сладкий напиток ", особенно "молоко ".

Река Пинда – еда, питание (питающая).

Река Вель – Vela, vele – (речной берег).

Город Харовск – hara (Шива, разрушитель), гора Меру, в Авесте - Хара.

река Сить – Сита, белая

река Вага – vā-ga – связующая

река Пине-га – Pina – полноводная, толстая.

Река Вашка – vāśa – шумящая

Река Ома – дружественная

Река Куше-река – kuśa трава религиозная.

И когда рядом с названием Ганг в том же ареале Онеги (Онежского озера) разбросаны еще и названия Анга, Анго, Янго, Онга и даже Онега, то трудно избавиться от впечатления, что некоторые из них – это более современные интерпретации древнеиндийского названия Ганга. Что в лингвистике допустимо при редукции начальных согласных в словах непонятной для последующего населения этимологии. Не исключено, что и Онежское озеро, которое русы звали Онега, тысячелетиями назад звалось Ганга. К слову, на карте окрестностей Онежского озера у знакомого нам озера Лача обнаруживаем цепь связанных четырех крошечных озер Онега. В 10 км от них – река Онега. Последняя истекает из озера Лача и впадает в Белое море. Также еще одно крохотное озеро Онега в Ленинградской области ближе к Ладожскому озеру. Имеем и реку Онга в Эстонии, территория которой некогда была переходной от археологической культуры шнуровой керамики до фатьяновской культуры.

Несколько слов надо сказать о названии Анга. А́нга – так называлось арийское племя или народ и древнеиндийское государство. Самое раннее упоминание об ангах содержится в «Атхарваведе» (V.22.14). В джайнских текстах анги и ванги называются арийскими племенами. Анга упоминается и в Пуранах. В «Махабхарате» (II.44.9) также говорится об Анге и Ванге как о едином государстве. Столица ангов и вангов располагалась на правом берегу Ганги.

И все это присутствует на карте северо-западной России.

Видный лингвист еще советских времен О.Н.-3

А не слишком ли много совпадений? Откуда на территории Мурманской области, Карелии эти арийские названия рек и озер Ванго и Анга? Также Анга более плотной группой расположились с восточной стороны Онежского озера, где меж ними разместились и девять водных объектов с именем Ганг, которое сохранили и у пришедшие туда позже саамы, прибавив свое – лампи (пруд).

Видный лингвист еще советских времен О.Н.-4

Кто же мог дать все эти явно арийские названия еще, очевидно, доисторического периода всем показанным водоемам? Кто мог обитать там в те незапамятные времена, и мог ли? О навязываемых нам повсеместно и традиционно «угро-финнах» забудем сразу. ДНК-генеалогия точно определила позднее появление носителей гаплогруппы N1a (не ранее 3,5 тыс. лет назад) на этих густозаселенных территориях совсем другим населением.

Так, самое южное из показанных на карте гидронимов – Ангозеро, находится в 20 километрах от замечательного Белого озера Вологодской области. А Белое озеро входит в систему крупных и малых озер ледникового происхождения. Там, вокруг этих озер, уже вскоре после их образования и формирования берегов, появились стоянки древнего населения этого региона. По оценкам археологов наиболее ранние стоянки каменного века возникли здесь в эпоху мезолита (10-8 тыс лет назад).

Сегодня у многих на устах название культуры Веретье. И это не удивительно, в ней найдены костные останки человека, гаплогруппа которого определена как R1a-YP1306 (по YFull YTree). Многих впечатляет его древность – 11,5 тысяч дет назад, а также то, что этот субклад представляет собой некое древнее терминированное ответвление от главной ветви гаплогруппы R1a. Тем не менее, следует отметить, что главная заслуга в открытии этого феномена принадлежит замечательному археологу, доктору исторических наук С.В. Ошибкиной. К слову, ее докторская диссертация, защищенная еще в 1989 году, была посвящена именно вопросу обитания наших древних предков на разбираемой в этой статье территории. И носила название: «Мезолит бассейна Сухоны и Восточного Прионежья».

В той же окружности 20 км от Белого озера была на обширном мысе небольшого озера Андозеро в 1971 году, ею была открыта неолитическая стоянка человека, которую назвали Андозеро-М. Пока она остается древнейшим памятником Белозерья. При раскопках 1975 года под ее культурным слоем и стерильной прослойкой глины обнаружены отложения мезолитической стоянки. Ее культурный слой на этом мысе вскрыт раскопками только частично, и, по-видимому, основная территория еще сохранилась. Там найдены исключительно каменные орудия: сланцевые топоры, кремневые наконечники стрел, и пр.

Андозеро-М считается поздним вариантом культуры Веретье и связует ее с мезолитом Южной Карелии. Очевидно, что для изучения древнейшего периода Европейского Севера и Белозерья требуются дальнейшие раскопки этой стоянки.

Большие и малые озера севера с развитой системой рек были наиболее пригодны для жизни древних людей, которые круглый год могли быть обеспечены пищей. Вокруг этих озер и встречаются остатки многочисленных постоянных поселений – а на их окраинах найдены отдельные погребения и могильники.

На берегу Андозера-4 также обнаружен очаг из крупных валунов, выложенных по кругу, внутри которого сохранились развалы сосудов с ямочно-гребенчатым орнаментом. Рядом «лежали кремневый наконечник стрелы, подвеска и обломок сланцевого тесл».

Итак, в 1992 г. С. В. Ошибкина совершило еще одно важное открытие – выделив в Восточном Прионежье кульутру эпохи мезолита. Веретье (с датировкой 9 тыс лет). Ее постоянными поселениями были Веретье 1 и Сухое. Могильники Попово и Песчаница были сосредоточены у водоёмов и озёрных котловин.

В основе хозяйства культуры Веретье были охота на лося, северного оленя, бобра, медведя, волка, песца, утку, лебедя. При этом веретьёвцы, оцениваемые антропологически, как архаичные европеоиды, использовали собак. Так, над большой ямой у детского погребения были скелеты 2 собак. Развито было и рыболовство – щука, окунь, лещ, линь, налим пользовались заметным спросом, а также собирательство. Археолог отмечает, что в составе лесов преобладали европейская сосна, кедровая сосна, берёза; изредка ель, можжевельник, ольха.

Население культуры Веретье являлось первым население региона после ухода ледников, близкое группам охотников-собирателей у южного побережья древнего Анцилового озера (см. Википедию). Основная же ее территория связана с современными бассейнами озёр Лача и Воже (Архангельская и Вологодская области). Смотрите на карте.

С ее проникновением на запад отмечаются и проникновение традицийкультуры веретье в западном направлении, о чём свидетельствует сходство со стоянками мезолита у Онежского озера и на Андозере.. И что самое важное, отмечается также сходство антропологического облика людей, похороненных на Оленеостровском могильнике.

И всю эту картину сенсационно завершает выявление той же гаплогруппы R1a-YP1306 у одного из обитателей стоянки Южного Ольеньего озера, но с более поздней датировкой – примерно 7200 лет назад.

Сенсационность между прочим и в том, что, видимо, и населению с тем же далеко не единственным субкладом, с большой долей вероятности в период от 11,5 до 7,2 тысячи лет назад, удавалось сохраняться в условиях жизни в культуре веретье в течение более 4 тысяч лет

Очевидно, что это население могло просуществовать вплоть до времени кульутры ямочно-гребенчатой керамики 7-4 тысячелетий назад и далее, плавно перейдя затем в фатьяновскую кульутру (4,8 лет назад). Так или иначе, никаких антропологических изменений оно не показывало – европеодами были как носители R1a-YP1272-YP1306 кульутры Веретье, так и наши предки носителей субкладов R1a-Z645 (Z93, Z283, Z280) фатьяновской культуры.

Чуть-чуть снова коснемся финского вопроса.

Видный лингвист еще советских времен О.Н.-5

Вот карта археологических культур Центральной России и прилегающих территорий. Из нее следует, что на территории современной южной Финляндии и современной Эстонии была одна археологическая культура, а значит, и население, что и в Центральной России. Тем не менее, еще сегодня можно видеть, как дьяковскую культуру относят к «финно-угорской». Финно-уграм приписывают и массовое построение городищ, том числе, и десятка их на территории современной Москвы.

Кстати, о городах. По большому счету, у финно-угорских народов не было ни городов, ни государств? А твот у «дьяковцев» были протогорода или городища с валами и рвами. – замечает М.Л. Томилин. И далее он обоснованно пишет:

«Как известно, у финно-угорских народов не было ни городов, ни государств вплоть до начала 20 века. …. Почему «угры» не построили ни одного своего города и не образовали известных в истории государств? Причина тут чисто физическая, она в условиях жизни. Если, скажем, для прокормления одного человека в джунглях необходима территория, кормовая база в среднем в 2.5 км, при подсечно-огневом земледелии около 1 км, то при таёжном белковании (охоте на зверя) и тундровом оленеводстве величина территории, необходимой для эффективного прокорма одной семьи из трёх поколений составляет не менее 400 км; (20х20км). То есть стойбище одного рода отстояло, как и сейчас в тайге или тундре от другого не менее чем на 20-30 километров и никакие посёлки и, тем более, города были невозможны. Большему количеству людей было просто не прокормиться. Поэтому и жили родами, стойбищами, стоянками, да и сейчас одиночными хуторами, где каждый глава рода был сам себе голова. И поэтому же не было и нет у финно-угорских народов от Енисея до Лапландии никаких князей, вождей, "элит", как и сейчас в чисто родовых сообществах типа кавказских или аборигенских австралийских. И самостоятельных военных походов они никогда не предпринимали, их всегда таскали с собой в качестве челяди другие народы». («Почему у угро-финнов не было государств?» https://anti-fasmer.livejournal.com/723801.html )

Точнее и не скажешь.

Также и об эстонцах пишет Станислав Глушков, цитируя статью эстонского учёного Тыну Эско о предках современных эстонцев:

«"Никаких эстонцев в тысячелетнем прошлом нет. Есть искусственно созданная русским царизмом общность людей из разных племен и народов". Те же, кого сегодня называют "эстонцы", по большей части бывшие русские и в меньшей части – остатки племен балтов.

Сама история Эстонии вынуждена признать, что древнейшей цивилизацией здесь была цивилизация и культура «vene kirves». В эстонском языке vene означает – русский. И в раскопках обнаруживается только культура «русского топора». Никаких археологических свидетельств какой-либо «эстонской культуры» до сих пор не обнаружено».

К слову, и первые города в 10 и 11 веках здесь были основаны русскими и носили русские имена – Юрьев, Колывань, Перунов и т.д

Таким образом, не привлекая древнюю культуру Веретьё к индусско-арийской топонимике Русского северо-запада, трудно объяснить ее проявления на севере за 7000-4000 лет до прихода будущей фатьяновской культуры. Между прочим, совпадение границ культуры Веретьё с топонимикой, сплошь представляющей богов и героев индусских Вед и объяснения некоторых из названий на санскрите, не может не озадачить. Остается только связать все эти факты воедино и начинает вырисовываться вполне интересная картина….

В определенной степени, загадка такого заметного проявления древнеарийской лексики в топонимах северной части России, на которую не обратил внимания в свое время О.Н. Трубачев, загадкой и остается. Тем не менее, не известна ученым сегодня и так называемая прародина ИЕ языка. Где она? В Лепенском Вире, в Балтии, или, может быть, вообще на севере Русской равнины? И совпадением ли являются многочисленные древнеарийские гидронимы русского севера? Совпадением ли является то, что носители древней гаплогруппы R1a-YP1272-YP1306 возрастом 11,5 тысяч лет назад обитали там же? Вопрос того, как они туда попали – это также вопрос из вопросов.

Можно предположть, что именно там – носителями данного субклада сохранялось ядро языка и сакральные традиции будущих предков ариев, русов и многочисленных их потомков по всей Евразии.

На этот счет можно привести слова А. Клесова, который, как каждый ученый, предпочитает оперировать только фактами:

«На юге Архангельской области нашли археологическую культуру, назвали "веретье", датировка примерно 12 тысяч лет назад (10728±59 лет назад, или 10785-10626 до н.э.), гаплогруппа R1a, с цепочкой снипов R1a-M420 → M459 → YP1272 → YP1301. И это экспериментальные факты. Не знаю, "праиндоевропейцы" ли те, и "працивилизация" ли это, работать надо, чтобы это установить»[2].

Одним словом, время покажет. Но безусловная информация к размышлению к этому располагает.

На этом пока все.

Подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки!

С уважением, Борис Новицкий

[1] Трубачев Олег Николаевич. INDOARICA в Северном Причерноморье. М.: Наука. 1999. С. 3.

[2] Вестник Академии ДНК-генеалогии. Volume 16, No. 9. September 2023. С. 1392