Найти тему
Александр Снитовский

Почему в России живёт так много евреев и как они вообще оказались в нашей стране

Городище Пантикапей
Городище Пантикапей

Начиная столь непростую тему, сразу отмечу, что первые упоминания о евреях на территории современной России, датируются аж II—I веками античной эры. Древние надписи, сохранившееся еще с 81 года по христианскому летосчислению, свидетельствуют о том, что в Пантикапее (современной Керчи) на тот момент уже существовала синагога, а одно из самых древних еврейских надгробий, найденное в Тамани, и вовсе датируется I столетием новой эры. Исходя из этих данных, можно предположить, что еврейский народ и Россия связаны долгой, интересной и, как это часто бывает, непростой историей, наиболее значимыми эпизодами которой я и хочу сегодня с вами поделиться.

Фрагмент карты Российской империи 1816 г., где станица Тамань обозначена как столица древнего русского княжества Тмутаракань
Фрагмент карты Российской империи 1816 г., где станица Тамань обозначена как столица древнего русского княжества Тмутаракань

Периодом наиболее активного переселения евреев из Центральной Европы на восток считается конец XI – начало XII века. Именно в это время, опасаясь преследований, евреи устремились в Польшу и Литву, где, собственно, в итоге и осели, а все потому, что Московская Русь, стоявшая у них на пути, вход евреям на свои территории закрыла.

«Приём евреев в Польше в 1096 году», худ. Ян Матейко
«Приём евреев в Польше в 1096 году», худ. Ян Матейко

Более того, русские земли оставались недоступными для еврейского народа вплоть до 18 века. Ну а уже после разделов Речи Посполитой (в 1772, 1793 и 1795 годах) Российская империя невольно стала обладательницей обширных территорий (современных Украины и Белоруссии - сопредельных Руси того времени), на которых на тот момент проживало весьма внушительное количество еврейского населения.

Разделы Речи Посполитой
Разделы Речи Посполитой

Однако разделы Речи Посполитой едва ли хоть как-то повлияли на положение евреев, поскольку им все так же запрещалось селиться на исконно русских землях. Более того, еврейским купцам из Польши и Литвы разрешалось находиться на территорию Руси только временно и исключительно по торговым делам. А простой народ и вовсе относился с подозрением к так называемым «нехристам» и откровенно боялся, что они станут причиной распространения на русской земле «ереси жидовствующих» - проще говоря, иудаизма.

Деньги и торговля. Иллюстрация из книги Адама Олеария
Деньги и торговля. Иллюстрация из книги Адама Олеария

Особенно строг к евреям был Иван Грозный. Русский царь запретил всякое пребывание представителей еврейского народа в стране и тщательно следил за тем, чтобы этот запрет соблюдался в полной мере. В 1545 году он даже приказал сжечь все товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву.

Иван Грозный
Иван Грозный

А когда польский король Сигизмунд II Август напомнил ему, что раньше московские великие князья свободно впускали всех купцов из Польши, будь то христиане и евреи, Иван Грозный ответил весьма жестко: «жиды… людей от крестьянства [то есть христианства] отводили и отравныя зелья в наше государство привозили… И ты бы, брат наш, вперёд о жидах нам не писал!»

Король Сигизмунд II Август
Король Сигизмунд II Август

Еще одним ярким подтверждением нелюбви русского царя к еврейскому народу стало взятие в феврале 1563 года города Полоцка, во время которого около 300 местных евреев, отказавшихся принять христианство, были утоплены в Двине. Говорят, что это лишь легенда, но легенды тоже не рождаются на пустом месте!

Осада Полоцка в 1563 году, гравюра
Осада Полоцка в 1563 году, гравюра

Во времена правления Алексея Михайловича отношение к евреям также не претерпело значительных изменений: царь изгонял представителей еврейского народа даже из временно занятых русскими войсками литовских и белорусских городов. Да и в присоединённой к России части Украины евреи права постоянно жить также не получили.

Царь Алексей Михайлович
Царь Алексей Михайлович

Ситуацию несколько смягчил его сын, Петр Алексеевич, более известный как Петр I – царь-реформатор, личность активная, деятельная и ориентированная на европейский стиль жизни.

Вице-канцлер Петр Шафиров
Вице-канцлер Петр Шафиров

Благоволивший всему иностранному, Петр I приблизил к себе, ввел в высшие круги российской аристократии небольшую группу крещенных евреев (принявших христианство) и даже определил их на крупные государственные посты. Так, среди приближенных Петра I из числа евреев были вице-канцлер Петр Шафиров, резидент в Амстердаме и Вене Авраам Веселовский, генерал-полицмейстер Санкт-Петербурга Антон Дивиер.

Полицмейстер Санкт-Петербурга Антон Дивиер
Полицмейстер Санкт-Петербурга Антон Дивиер

Однако, несмотря на наличие подле себя еврейских приближенных, Петр I тем не менее продолжал «держать марку» и последовательно отклонял все просьбы еврейских купцов о въезде в Россию. Вероятно, царю-реформатору все же не слишком хотелось обострять свои и без того напряженные отношения с православной церковью. Но все же именно при Петре I евреи начали планомерно, пусть и неспеша, проникать в пограничные с Польшей российские земли.

Петр I и православная церковь
Петр I и православная церковь

Ну а после смерти Петра лавочка вновь была прикрыта: в 1727 году Екатерина I издала указ о высылке всех евреев из пределов империи. Впоследствии поддержала ее и императрица Елизавета Петровна, заявив, что «…жидов ни под каким видом в Нашу Империю ни для чего не впускать; разве кто из них захочет быть в Христианской вере Греческого исповедания». В общем, эта песня хороша, начинай сначала!

Императрица Екатерина I
Императрица Екатерина I

Вплоть до конца 18 века еврейское население в России практически отсутствовало и появилось лишь после разделов Речи Посполитой, о которых я уже упоминал выше, когда в состав Российской Империи вошла часть территорий Польши, где проживали евреи-ашкеназы, и Крым с крымскими евреями – крымчаками и караимами (местными народами, принявшими иудаизм).

Караимы Феодосии
Караимы Феодосии

Сразу после разделов Речи Посполитой произошло и еще одно значимое событие в жизни теперь уже русских евреев. Екатерина II настолько прониклась идеей роста и развития городов как торговых центров Российской империи, что указом от 1780 года отнесла всех евреев к одному из городских сословий – купцам или мещанам, что, в свою очередь, позволяло им жить в разных городах, торговать, заниматься ремеслами и ростовщичеством. И, что самое главное, все эти привилегии никак не зависели от религиозных взглядов представителей еврейского народа.

Евреи Российской империи
Евреи Российской империи

К сожалению, привилегированное положение евреев на русской земле очень скоро стало пугать местное население. Во-первых, русские откровенно негодовали, что евреи отказывались ассимилироваться и принимать местную религию и культуру. Более того, видя, насколько религиозными являются евреи, русские опасались, что их религия может как-то незаметно затронуть и их самих – неизвестный и непонятный иудаизм русских людей откровенно пугал.

«Жертва фанатизма», худ. Николая Пимоненко
«Жертва фанатизма», худ. Николая Пимоненко

Ну и будет откровенными, евреи оказались отличными предпринимателями, и торговля у них шла бойка и намного более успешно, чем у их русских «коллег по цеху». Местных раздражала подобная конкуренция, и они регулярно жаловались на евреев, называя их «эксплуататорами наемного труда» и обвиняя в своих неудачах в торговле.

Евреи Российской империи
Евреи Российской империи

К сожалению, игнорировать подобные жалобы было невозможно, и в 1791 году Екатерина II издала указ, согласно которому евреям для жизни выделялись определенные земли на юго-западе империи - территории современных Польши, Литвы, Латвии, Белоруссии, Украины и Молдавии. Данная земля получила название «черта оседлости», и на ней проживали евреи, говорившие на идише, и относившиеся к торгово-ремесленным сословиям.

Черта оседлости
Черта оседлости

И, кстати, любопытный факт: местечко Броды в Польше (ныне на Украине) дало фамилию множеству евреев. Понимаете, о какой фамилии идет речь? Да-да, Бродские… и эту фамилию, кстати, носил и великий русский поэт Иосиф Бродский.

Иосиф Бродский
Иосиф Бродский

В итоге, несмотря на наличие всевозможных ограничений, к концу 19 века на территории России проживали уже порядка 5 млн евреев, став на тот момент пятым по численности народом страны. Почти все российские евреи находились за чертой оседлости и были ограничены в правах, однако это никак не влияло ни на темпы рождаемости, ни на условия жизни.

"Еврейская свадьба", худ. Исаак Аскназий
"Еврейская свадьба", худ. Исаак Аскназий

Евреи приноровились жить в тех условиях, которые им были предоставлены, не жаловались, много работали и активно плодились. И если в первой четверти 19 столетия в Российской империи проживало около половины всего еврейского населения мира, то к концу этого же столетия эта цифра, по некоторым данным, достигла 80%.

«Развод». Из серии картин о жизни в черте оседлости, худ. Ю.М. Пэн
«Развод». Из серии картин о жизни в черте оседлости, худ. Ю.М. Пэн

В последующие годы отношение к евреям в России также менялось неоднократно, однако отрицать тот факт, что еврейский народ стал частью истории России, уже было невозможно. Так при Александре I евреи, проживающие на новоприобретенных землях, были освобождены от рекрутской повинности, а Александр II позволил еврейским общинам строить синагоги вне черты оседлости, благодаря чему еврейские церкви появились не только в Центральной России, но и в Сибири.

Синагога в Смоленске
Синагога в Смоленске

Также при Александре II многие евреи добились значительных успехов в бизнесе: например, на всю страну стали известны банкиры Гинцбурги и сахарные магнаты Бродские.

Династия Гинцбургов
Династия Гинцбургов

Являясь людьми целеустремленными и всесторонне развитыми, представители еврейского народа добились немалых успехов и на творческом поприще, навсегда вписав свои имена в историю российской культуры.

Исаак Левитан
Исаак Левитан

Среди выдающихся евреев можно отметить художника Исаака Левитана, скульптора Марка Антокольского, пианиста Антона Рубинштейна.

Антон Рубинштейн
Антон Рубинштейн

Чуть позже, на рубеже 19-20 веков, миру открылись и новые имена: например, художник Марк Шагал, танцовщица Ида Рубинштейн, целая плеяда писателей, среди которых Исаак Бабель, Илья Ильф, Осип Мандельштам, Василий Гроссман, Иосиф Бродский, Михаил Жванецкий…

Марк Шагал
Марк Шагал

К слову, в семье петербургского еврея-фармацевта родилась и Алиса Розенбаум, более известная как Айн Рэнд, американская писательница, автор романа «Атлант расправил плечи».

Айн Рэнд
Айн Рэнд

А вот при Александре III политика в отношении евреев вновь изменила свой вектор и стала более жесткой и требовательной, поскольку считалось, что царь сам отчасти был антисемитом. При Александре III проходили еврейские погромы, закрывались уже действующие синагоги и выпускались запреты на строительство новых, и вновь в обиход вошел термин «черта оседлости».

Александр III
Александр III

Не изменилась ситуация и при Николае II, и из-за участившихся еврейских погромов, да и в принципе довольно негативного отношения к нации в целом, огромное количество евреев вынуждены были покинуть страну.

Открытка на Рош Ха-Шана начала 1900-х годов, изображающая эмиграцию российских евреев в США
Открытка на Рош Ха-Шана начала 1900-х годов, изображающая эмиграцию российских евреев в США

К слову, в 1903 году Российскую империю вместе с родителями покинула Голда Меир - в будущем единственная женщина -премьер-министр Израиля и одна из основателей Государства Израиль.

Голда Меир
Голда Меир

А затем случилась революция 1917 года, которая коренным образом изменила положение евреев в России. Именно благодаря революции, евреи добились права селиться там, где им захочется, а не только на какой-то конкретной территории, получать образование, занимать важные посты и в принципе заниматься тем, чем им нравится и хочется.

Первая страница газеты «Новый путь»
Первая страница газеты «Новый путь»

Правда, ложка дегтя, а, точнее, целый половник, нашлись и здесь. Дело в том, что негативное отношение к евреям стало причиной возникновения такого же отношения и к революции в целом. И, если раньше евреев недолюбливали в большей степени по религиозным соображениям, то теперь их открыто ненавидели и на бытовом уровне, считая, что они живут лучше за счет других.

Еврейская школа в Харькове
Еврейская школа в Харькове

Иосиф Сталин также продолжил «крестовый поход» против евреев и даже выступил в качестве инициатора жесткой национальной политики, направленной на переселение евреев на Дальний Восток, где он планировал создать так называемую «землю обетованную».

Иосиф Сталин
Иосиф Сталин

Кстати, таким образом и появилась Еврейская автономная область – ныне один из регионов России. Однако амбициозный план вождя провалился, поскольку евреи не захотели переезжать в столь суровые и непривычные им условия.

Еврейская автономная область
Еврейская автономная область

Когда началась Вторая мировая война, Советский Союз по-прежнему занимал первое место в мире по количеству проживающих на его территории евреев – более 5 млн постоянного населения. Ну а после ее окончания по понятным причинам это количество сократилось чуть ли не вдвое: кто-то погиб, кто-то перебрался в другие регионы, ну а кто-то просто покинул Россию. Кстати, именно после войны многие евреи стали атеистами и порвали с прошлыми традициями.

Евреи в годы Второй мировой войны
Евреи в годы Второй мировой войны

«Оттепель» также не принесла еврейскому народу, проживающему в России, должного облегчения. Наоборот, советские евреи практически на каждом шагу чувствовали себя ущемленными и практически бесправными, а слово «еврей» в графе «национальность» приравнивалось к ругательству и расценивалось как клеймо на всю оставшуюся жизнь.

Евреи в СССР
Евреи в СССР

Евреям не давали поступать в высшие учебные заведения, отдавая приоритет исключительно русским, не позволяли достигать успехов на производстве и двигаться по карьерной лестнице. Я уж не говорю про межличностные отношения – бытовой антисемитизм никуда не делся.

Евреи в СССР
Евреи в СССР

Евреям в буквальном смысле приходилось скрывать свою истинную национальность, подделывая документы, и в какой-то мере даже стыдиться ее. Во многом именно эти обстоятельства повлияли на то, что в 70-х годах прошлого столетия начался массовый исход евреев из СССР – страну покинуло более 600 тысяч человек.

Проводы отъезжающих в Израиль в аэропорту Шереметьево
Проводы отъезжающих в Израиль в аэропорту Шереметьево

В настоящее время, согласно данным всероссийской переписи населения 2020 года, в России проживают более 82 тысяч людей, называющих себя евреями. А так как графы «национальность» в российском паспорте с определенного момента нет, то проверить эту информацию, как вы понимаете, довольно непросто. Так что, верим на слово…

Евреи в современной России
Евреи в современной России

Большое спасибо за лайк под этой статьёй!

Обязательно подпишитесь на мой Dzen канал! Здесь ежедневно выходят мои репортажи, видео и статьи об Азии, истории и путешествиях. Увидимся в следующей статье!

А также подписывайтесь на мой Telegram канал, где выходит ещё больше контента и новостей о Южной Корее от человека, который живёт в самом центре Корейского полуострова!

Увидимся в следующей статье!