Найти тему

Эссе "Я - наставник!"

В ноябре 2020 администрация школы сделала неожиданное для меня предложение-стать наставником. Я пыталась отговориться, ссылаясь на большую занятость. Триггером послужило то, что наставничество для меня будет меньшей потерей, потому что отказ от него, в силу «производственной необходимости», заставит взять на себя весь английский в школе, а для облегчения выполнения этой задачи с меня уберут другие нагрузки, с которыми я никак не планировала расставаться. Ссориться с администрацией не хотелось, и я пошла на этот компромисс. Но сюрпризы на этом не закончились.

Оказывается, наставливаемой будет не молодой специалист после окончания учебного заведения или пока с небольшим стажем, а пожилая учительница, работающая на недостаточном по современным требованиям методическом уровне, к тому же с Интернетом на «Вы», причем с очень большой буквы! Смутил и возраст возможной подопечной - 68 лет: обычно старшие наставляют молодых. Но выбора у администрации не было: в наш удалённый от большой земли северный городок, да ещё в середине года специалиста заманить сложно. Меня стали убеждать, что лучшего наставника, чем я, не найти: я и хороший, опытный учитель, и мастерски владею предметом, и творческая личность, и владею различными методиками, и победительница различных конкурсов и ещё имею много других достоинств. Конечно, приятно слышать от руководителя, что тебя высоко ценят, но не это стало последней каплей в моих сомнениях. Всё дело в моём характере : я персонифицист, с одной стороны, с другой, люблю быть победителем. Это мне передалось от моей любимой бабулечки, моей дорогой Розы Ивановны. Она была и мои наставником и моим кумиром. Её заслуги и Родина высоко оценила, присвоив ей нагрудный знак «Отличник народного просвещения» и медаль «Заслуженный учитель РСФСР».

Кажется, я была готова взяться за дело, хотя сомнения где-то внутри меня еще жили. Но сомнениям моим помог развеяться случай. Невольно согласишься с Александром Сергеевичем, назвавшим случай «Богом-изобретателем». Об этом небольшое лирическое отступление.

Я люблю ездить в пригородных поездах. Особенно сейчас, когда появились такие комфортабельные вагоны. Если мало пассажиров, сидишь в отгороженном от людей мирке, что мне так не хватает в моей жизни в силу моей профессии (хотя работу свою я люблю). Чувствуешь себя свободным от всех своих бесконечных дел, можешь посидеть в телефоне не с целью выудить полезную информацию, а « покайфовать» от того,

что можешь позволить себе почувствовать себя женщиной, находя разные женские штучки, или послушать любимого Бунина, или насладиться любимой мелодией. Колеса негромко, убаюкивающе постукивают, впадаешь в легкую дремоту. Только громкий голос особенно добросовестной проводницы может прервать это состояние покоя и неги, когда она объявляет остановки. Мне больше нравятся проводницы, не объявляющие название очередной станции. Хотя за это им попадает, но с ними мне гораздо гармоничнее путешествовать. В этот раз моя долгожданная поездка не оправдала моих ожиданий. И дело даже не в шумной проводнице. Как всегда, выбрав наиболее укромное место, я приготовилась испытать то удовольствие, которое я получаю от поездок. Но проехав две остановки, я невольно стала соседкой женщины, которая словно искала себе собеседницу, усевшись на сиденье рядом со мной, несмотря на обилие свободных кресел по всему вагону. Отделял нас только проход. Мало того, пассажирка оказалась настроена совершенно противоположно моим ожиданиям: она хотела общаться. Забегая вперёд, скажу, что к моменту нашего расставания я была абсолютно «перепрограммирована»: мне не хотелось с ней расставаться. Общение, которого я очень не хотела, начала Ольга Евдокимовна. Несмотря на то что она старше меня на 31год, назвалась просто Ольгой, сказала, что едет к святым мощам Симеона Праведного, что делает это часто. В какой-то момент нашего общения, менее активного с моей стороны, мне позвонила моя директриса с целью узнать, готовлюсь ли к конкурсу « Я – наставник». Я ответила, что я ещё не решила, возможно, не буду участвовать из-за нехватки времени. Ольга уловила нить нашей беседы. Сказала, что она сама обучила тонкостям своего дела очень многих. Я даже не могла подумать, что за профессией владела Ольга! Она всю жизнь была шофёром, возила начальство. Но не обычным шофером, а асом. Ни один водитель мужчина не решался на те трюки, которые проделывала Ольга. Она даже тех директоров крупного метзавода, которых возила, проверяла «на вшивость», как она рассказывала. Приходилось к одному из цехов проезжать через узкие ворота, всего на 10 см шире машины. Подъезжая к воротам, она набирала скорость и пулей проскакивала в эту узкую щель, оставляя справа и слева зазор около 5см. Если начальник бледнел, пугался, он переставала считать его мужиком. Свою любовь она выбрала по этому же принципу. Всю жизнь любила того, кто прошёл «испытание». Понятно, что это было не единственное его мужское качество. Он был порядочен, честен, уважал людей. Любовь была взаимна, но семью любимого она не стала разбивать. О её жизни можно написать роман. Я слушала её, забыв о всех своих ожиданиях. Зачем так много я пишу о ней? Какое отношение имеет это к теме моего эссе? Что она помогла мне понять, о чём я не задумывалась ранее.

Во-первых, Ольга очень быстро расположила меня к себе. Я на себе испытала, как это важно: её хотелось слушать, с ней хотелось общаться. Пожалуй, для наставника это первично. Сразу перенесла это на себя. Решила, что этим качеством в определённой степени обладаю.

Во-вторых, Ольга-наставник от природы. Не случайно её любимый роман «Пётр 1». Буквально, настольная книга. Характеры похожи. Для моей собеседницы Пётр 1 был идеалом. Ольга рассказала, как ей приходилось «наставлять», обучать даже безнадёжных, далёких от техники подопечных. Мне стало понятно, чему «научил» её наш великий царь: упорству, терпению, жажде знаний, готовности поделиться своим мастерством. После я перечитала роман А.Толстого, содержание которого помнила смутно. Где-то в википедии прочитала, что Пётр 1 чуть ли не образец наставничества: своим образом жизни, своими делами и поступками он учил русский народ тому, как надо жить, чтобы укрепить страну, следовательно, свою безопасность для проживания на родной земле.

Таким образом, ещё одну из главных черт наставника я вывела: уметь учить на своём примере. Оптимально это делать мне опять помог случай. Совершенно «случайно», извините за тавтологию, наткнулась на метод Джеймса Эшера, метод TPR английского языка, что означает полное физическое реагирование, или язык жестов и действий. Метод этот характеризуется как бесстрессовый, то есть снимающий с ребёнка телесные зажимы, робость и подсознательную боязнь, которые так мешают процессу овладения языком. У какого-то неизвестного автора прочитала в Интернете принцип его подхода к обучению: скажи мне- и я забуду; покажи мне-и я запомню; дай сделать-и я пойму! Да это же своего рода иллюстрация метода Д. Эшера, который я использую на уроках уже несколько лет!. Например, при изучении лексического значения слова. Мало слово услышать с его переводом, мало увидеть, но если его «станцевать», показать жестами, сыграть или передать его значение другими физическими действиями, тогда оно станет понятным и запомнится прочно .Не могу рассказать в рамках данной работы о многочисленных приёмах, используемых мною в рамках описываемого метода, да и цель у меня другая, но принцип данного метода я взяла за основу в моей, громко сказано, наставнической деятельности. Я не заставляла мою подопечную зубрить, не просила «самостоятельно изучить», запомнить увиденное, а всё время , по возможности, заставляла повторить, порой неоднократно, мои действия .Народный принцип «русский глазам не верит» сработал. Теперь Е.Н. с Интернетом и компьютером уже на «ты», ей не приходится испытывать неловкость от своей «дремучести», как она говорит, потому что отпала необходимость постоянно кого-то напрягать, просить помочь.

Используя основной принцип моей методики, я сумела одним выстрелом убить двух зайцев (хотя на самом деле «зверьё как братьев наших меньших никогда не бью по голове»). С одной стороны, обучала Е.Н. по этому принципу, с другой стороны, убедила её в значимости этого метода для обучения детей да и научила приёмам обучения, апробироанными Е.Н. на собственном опыте во время моего наставничества.

Особенно приятно было видеть успехи ЕН, продемонстрированные ею на посещаемых мною её уроках в качестве руководителя МО.

Да, действительно, «как много нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»Теперь могу сказать, что я ,пожалуй, получила то, что никак не ожидала от перспективы стать наставником: во мне победило не чувство самодовольства того самого победителя, а то, что я смогла сделать в какой-то степени счастливым другого человека. Наверное, реально почувствовала свою нужность, потому что дети могут оценить вклад учителя, если он реален, только через многие годы, да и учитель об этом может и не узнать. Если быть в роли наставника я согласилась по некоторым меркантильным расчётам, то теперь, зная результат, я бы нисколько не сомневалась в принятии положительного решения.