Автор статьи: Юрий Иванович Мельник, ПетрГУ, Карельское отделение Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии
«Мы то, что мы постоянно делаем. Превосходство это не отдельный акт, а привычка» Аристотель.
Возникший в середине прошлого века интерес к изучению психологического благополучия привел к возникновению множества концепций этого феномена: представления о позитивных аспектах функционирования личности, разрабатываемые на основе гуманистического подхода (Дж. Бюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс и др.); концепции психологического (Н. Брэдбурн, К. Рифф) и субъективного (Э. Динер) благополучия; теория самодетерминации (Э. Деси, Р. Райан), теория оптимизма (М. Селигман), представления об экзистенциальном переживании человеком отношения к собственной жизни (Е.Е. Бочарова и др.), концепции личностного потенциала (Д. А. Леонтьев) и др. Разработка теоретических моделей осложняется тем, что термин «психологическое благополучие» относится к классу нестрогих понятий и наполняется авторами различным содержанием, иногда далеким от психологии или не имеющего своего психологического основания. Много исследований посвящено изучению, а в конечном итоге составлению списка личностных качеств и процессуальных характеристик психологического благополучия. Но в научной литературе по благополучию почти не говориться о том, как человек делает себя благополучным или неблагополучным, что требует рассмотреть психологическое благополучие как поведенческий конструкт.
Поведенческая парадигма рассматривает всю психологию человека и ее различные проявления – мысли, чувства и действия как акты поведения, которые становятся опытом. Если рассматривать психологическое благополучие в контексте опыта, то оно растягивается во временном континууме поведения человека. Это общее переживание удовлетворенности прошлого, ощущение радости, счастья и потока в настоящем, надежда, вера и оптимизм как конструктивное предвосхищение будущего. И тогда психологическое благополучие действительно становится субъективным переживанием и не зависит от внешних факторов, а связано с природой человека и его особенностями. Так в своем исследовании Э. Динер с коллегами показал, что гендерные особенности предопределяют качество благополучия, а не социальные условия как таковые. Баланс эмоций и самооценка женщин более изменчива, чем у мужчин и не имеет жесткой связи с изменениями условий жизни, даже при их улучшении. Физиологическая обусловленность волатильности психологического благополучия у женщин является лишь основой, но само качество благополучия и управление им является уже поведенческим гендерно нейтральным навыком.
Насколько человек будет удовлетворен своим прошлым, испытывать радость от настоящего и с надеждой смотреть в будущее ответственность самого человека, которая имеет психические основания. Наиболее фундаментальные психические основания, которые влияют на качество жизни человека, проработаны в когнитивно-поведенческом подходе и терапии соответственно.
Согласно основателям когнитивно-поведенческого подхода в психологии и терапии И.М. Сеченова, И. П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скинера, Д. Вольпе, А. Бандуры, А. Бека, А. Эллиса и др. такими психическими коррелятами, которые и обуславливают качество жизни, являются когниции, эмоциональные переживания и собственно конкретные действия человека. Наличие зрелых когниций (установок), положительных конструктивных эмоций и функциональных действий являются психической основой, необходимым внутренним условием качества жизни и психологического благополучия. Психологическое благополучие в когнитивно-поведенческом подходе рассматривается как правильная, конструктивная, полезная и функциональная модель поведения. Соответственно психологическое неблагополучие – это «неправильная», неконструктивная, дисфункциональная модель поведения. Делает свое благополучие/неблагополучие сам человек, опираясь на свои рациональные/иррациональные когниции, актуализируя свои позитивные/негативные переживания и совершая полезные/бесполезные действия. Когнитивно-поведенческий подход утверждает, что наши положительные и негативные переживания являются результатом личной оценки ситуации, являются следствием того как мы видим себя, людей в этой ситуации. Собственно негативные переживания напрямую связаны с иррациональными установками и когнитивными ошибками в переработке информации, которую человек получает. Подробно о когнитивных ошибках, которые являются источником негативных переживаний и соответственно неконструктивных действий можно почитать в работах Д.В. Ковпака. Изменение своего отношения к ситуации и к себе в этой ситуации – это смена мышления и проверка своих когнитивных ошибок.
Когнитивно-поведенческая терапия основана на принципах и положениях теории научения, которая утверждает, что соответствующие типы поведения, признаки и особенности этого поведения, формируются благодаря привычной реакции человека на сложившиеся ситуации. Психологическое благополучие как поведение – это выученное поведение на основе рациональных интерпретаций человеком своей жизни и окружения и совершаемых конструктивных действий для подкрепления положительных переживаний. Психическими коррелятами психологического благополучия является зрелость функционирования триады «когниции - эмоции - действия» при соблюдении элементарной физической активности. Данные корреляты или основания психологического благополучия можно представить в виде системного описания, что дает дополнительное научное обоснование и психологическому благополучию и когнитивно-поведенческому подходу. Методологию такого системного описания разработал В. А. Ганзен, предложив использовать для описания психологических явлений, которые претендуют на целостность понятийный общенаучный пентабазис, состоящий из четырех рядоположенных понятий – пространство, время, энергия и информация и одного объединяющего – субстрат. Этот пентабазис (по аббревиатуре – СПВЭИ) называется общенаучным и используется для описания системного явления. В. А. Ганзен представил пентабазис в следующей вербально – графической форме рис.1). Помня о психофизическом единстве в психологии, энергетическому компоненту пентабазиса соответствует физическая активность («психическое начинается с движения» спасибо И.М. Сеченову) как энергетическая составляющая поведения, создавая «мышечно-двигательную радость» психологического благополучия.
Рациональные когниции являются информационной характеристикой и обеспечивают рациональную, зрелую оценку и адекватную моменту интерпретацию жизненных событий человека.
Функциональные эмоции и переживания (и даже негативные) соответствуют временной характеристике пентабазиса и обеспечивают эмоционально положительный баланс психологического благополучия.
Используя данный методологический подход, психические корреляты психологического благополучия можно представить в виде следующего системного описания (рис. 2). Конструктивные действия являются пространственной характеристикой и представляют собой своеобразный стереотип адаптивного поведения человека.
Данные психические корреляты являются психической основой психологического благополучия человека, но и сами, в свою очередь, являются итогом научения. Таким образом, психологическое благополучие является поведенческим навыком, который можно тренировать.
Нейрофизиологическую основу такого навыка изучает известный исследователь мозга Ричард Дэвидсон, возглавляющий «Центр исследования здорового мышления» при Висконсинском университете в Мэдисоне (США).
В своей книге, которая стала итогом его многолетних строгих научных исследований мозга − «Эмоциональная жизнь вашего мозга», написанной совместно с Шэрон Бегли, Р. Дэвидсон доказывает, что психологическое благополучие – это навык, которому можно учиться и который можно развивать. Основное открытие Р. Дэвидсона − «нейропластичность мозга», понятие, которое стало общепризнанным в мире нейрофизиологии. Нейропластичность мозга и обеспечивает научение и формирование навыков за счет когнитивных тренировок «здорового думания» и практик внимательности. По мнению Р. Дэвидсона жизнь человека может измениться, если созерцательные практики станут привычной, широко распространенной частью человеческого поведения. Это, в свою очередь, подтолкнет человека к развитию здоровых привычек мышления, и позволит не допускать известных когнитивных ошибок. Очень важно также создать такую социальную среду, где здоровое поведение становиться привычкой. Даже имея генетическую предрасположенность к психическим дисфункциям, здоровая среда, по мнению Р. Дэвидсона может «успокоить» «ген тревожности».
Роль практики в контексте, осознанности и мотивированных действий для достижения психологической гибкости (читай психологического благополучия) подчеркивает одно из новых направлений в когнитивно-поведенческой терапии терапия принятия и ответственности Аcceptance and commitment therapy(АСТ). Основатель данного подхода в психотерапии Стивен Хайес профессор психологии в университете Невада. С основными положениями АСТ можно ознакомиться в его книге, переведенной на русский язык, а также в книге его коллеги Расса Хэрриса. Терапия принятия и ответственности в отличие от классического подхода в КПТ, не борется с негативным мышлением и эмоциями – она предлагает их принять, посмотреть на них со стороны, не зацикливаться на прошлых неприятных переживаниях, не тревожиться о будущем, а осознать и принять себя в настоящем, определиться со своими ценностями и действовать в их русле. АСТ предлагает шесть принципов, руководствуясь которыми можно существенно улучшить качество своей жизни:
Разделение – как умение понимать, что мысли, образы, воспоминания и чувства это просто объекты, производные нашего ума и можно научиться позволять им приходить и уходить своим чередом, не стараться с ними бороться и «переживать».
Открытость и расширение – как умение создавать пространство для этих мыслей и переживаний, не прятаться от них и не уделять больше внимания, чем они этого заслуживают.
Осознанность – как умение погружаться в настоящее – «здесь и сейчас», быть вовлеченным в текущий момент, умение сосредотачиваться на том, что вы делаете и заняты в данный момент.
«Я-наблюдающее» – умение смотреть на себя со стороны, принимать себя таким, каким есть без всяких оценочных суждений.
Ценности – умение понимать, что для человека является важным и стоящим, каковы фундаментальные жизненные принципы.
Мотивированные и последовательные действия – умения последовательно и методично совершать действия по намеченному пути, согласно жизненным ценностям.
Как утверждает С. Хайес, в основе АСТ лежит психология человеческого сознания и поведения. Ключевым психологическим механизмом здесь является осознанность как основа для выстраивания новых конструктивных моделей поведения. В нашем случае благополучие как модель поведения приобретает соответствующие психологические основания, которые можно представить через методологию системного описания.
Временной характеристике соответствует «осознанность» как таковая – присутствие в настоящем моменте. В психологическом плане это качество внимания – как сосредоточенность на ситуации и текущей деятельности.
Пространственной характеристике соответствует «открытость опыту» – готовность расширить пространство для своего поведения и включение, принятие мира в свое пространство. В психологическом плане это качество восприятия в виде чистой предметности – восприятие себя и внешнего мира как объектной реальности безо всяких домыслов и интерпретаций.
Информационной характеристике соответствует «Наблюдающее Я» – как готовность занять отстраненную позицию по отношению к себе и своему опыту. В психологическом плане это качество абстрактного мышления как отвлечение от несущественных на самом деле характеристик своей личности и поведения.
Энергетической характеристике соответствуют «Ценности» – как выбор жизненно важных ориентиров, которые придают смысл и задают цели. В психологическом плане это качество воли как сознательной регуляции своего поведения, результатом которой и является правильный выбор. Системное описание психологических оснований психологического благополучия представлено на рис.3.
Данные психологические основания не являются самим психологическим благополучиям, но обуславливают его функционирование. Психологическое благополучие как модель поведения предполагает научение и формирование соответствующих навыков осознанности и открытости, умений думать о себе безоценочно и сознательно выбирать ценности. В психологическом плане это развитие сосредоточенности внимания, возвращение к предметности своего восприятия, формирование абстрагирования как мыслительной операции и актуализация важных мотивов.
Психологическое благополучие как модель поведения – это поведение в реальности настоящего, это состояние благополучия «здесь и сейчас», а не «сползание» в прошлое в поиске удовлетворенности своей жизнью и не «забегание» вперед с надеждой на счастье в будущем.
Жить в настоящем и наслаждаться текущим моментом, быть в потоке и осознание текучести этого момента и является залогом собственно психологического благополучия. Единицей психологического благополучия, как предлагает Д. Канеман можно считать ощущение и переживание положительных эмоций за единицу времени, которые можно оценить. Но эту же единицу можно рассмотреть как навык – получение положительных эмоций в виде удовольствия или наслаждения. Такому навыку – получения удовольствия можно и нужно научиться считают В.Г Ромек и Е.А. Ромек. По их мнению, ответственность неспособность наслаждаться жизнью и получать удовольствие несут два процесса – дефицитарный или ангедонистический. Дефициатарный процесс научения построен на негативном подкреплении, когда человек научается оценивать ситуацию, вещи, предметы как недостаточные для наслаждения. Ангедонистический процесс – это выученный навык страдания – умение переживать негативные чувства в ущерб позитивным, умение находить ситуации и объекты, которые вызывают страдания и тем самым подкрепляют ангедонистический процесс. В своем «Тренинге наслаждений» авторы предлагают не уменьшать количество страданий, а именно концентрироваться на умении получать наслаждение и удовольствие от жизни, начиная с обыкновенных мелочей и вещей.
Как показывает практика психологическое благополучие действительно можно свести к определенным, и в принципе простым действиям, но при этом целостному поведению и этому можно научиться. Так, в Калифорнийском университете Беркли ученые создали восьминедельный курс под названием «The Science of Happiness» («Наука счастья»). Курс построен на выполнении ряда заданий и если их выполнять регулярно, то человек начинает чувствовать большее удовлетворение от жизни. В стратегическом плане, считают разработчики курса, необходимо изменение образа жизни, мыслей и поведения, для того чтобы почувствовать себя более счастливым. Опираясь на базовые положения позитивной психологии, результаты исследований и экспериментов, авторы предлагают ряд относительно простых рекомендаций для того чтобы увеличить интенсивность переживания счастья: не увлекаться потреблением, концентрироваться на позитивном, быть открытым, делать добрые дела и ставить достижимые цели, что помогает счастью в долгосрочной перспективе.
Таким образом, когнитивно-поведенческая парадигма вносит свой вклад в развитие концепции психологического благополучия, используя психические и психологические корреляты для описания этого феномена как поведенческого конструкта. Развитие навыков и паттернов здорового поведения, в основе которых лежит зрелая и функциональная триада «когниции - эмоции - действия», следование минимальным и элементарным здоровым привычкам, превращение этого в рутину и практику обыденности при постоянно-периодическом положительном подкреплении и является психологическим механизмом субъективного благополучия человека. Субъективность и значимость этому процессу (формирования навыка) придает то, насколько человек считает для себя ценностью именно свое психологическое благополучие как таковое и выстраивает соответствующее мотивированное поведение. В конечном итоге, когнитивно-поведенческий подход рассматривает психологическое благополучие человека как ценность - средство – как своеобразный инструмент самоменеджмента и как один из показателей КПЭ (ключевой показатель эффективности) жизнедеятельности – показатель удовлетворенности собой и своим функционированием в данном контексте и в данное время.
Список литературы
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1984. 176 с.
- Канеман Д., Думай медленно, решай быстро. Москва: Издательство АСТ, 2017. – 653 с.
- Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии… Как от них избавиться? Практическое руководство психотерапевта Изд-во «Наука и техника», 2012, 288 с.; Ковпак Д.В., Третьяк Л. Л. Депрессия. Современные подходы к диагностике и лечению. Изд-во «Наука и техника», 2013, 384с.
- Расс Хэррис Ловушка счастья. Перестаем переживать – начинаем жить. – М.:Эксмо, 2014. – 310 с
- Ромек В.Г, Ромек Е.А. Эутимные стратегии и перспективы когнитивно-поведенческой психотерапии // Российский психотерапевтический журнал, 2013, №1, с.26-31.
- Стивен Хайес, Спенсер Смит Перезагрузи мозг. Решение внутренних конфликтов. – СПб.: Питер, 2014. – 320 с.
- https://www.edx.org/course/science-happiness-uc-berkeleyx-gg101x-6
- Richard J. Davidson, Sharon Begley The Emotional Life of Your Brain: How Its Unique Patterns Affect the Way You Think, Feel, and Live--and How You Can Change Them Penguin, 2012 , p. 304
- Zuckerman M., Chen Li, Diener Edward F. Societal Conditions and the Gender Difference in Well-Being: Testing a Three-Stage Model // Personality and Social Psychology Bulletin 2017, Vol. 43(3), p. 329– 336.
Хотите освоить КПТ-техники и пройти обучение у опытных наставников с большим практическим опытом? Регистрируйтесь на Базовый курс КПТ, который стартует в онлайн-формате уже 11 ноября 2023 года!