Найти тему

Психологическое благополучие как поведение

Автор статьи: Юрий Иванович Мельник, ПетрГУ, Карельское отделение Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии

«Мы то, что мы постоянно делаем. Превосходство это не отдельный акт, а привычка» Аристотель.

Возникший в середине прошлого века интерес к изучению психологического благополучия привел к возникновению множества концепций этого феномена: представления о позитивных аспектах функционирования личности, разрабатываемые на основе гуманистического подхода (Дж. Бюдженталь, А. Маслоу, К. Роджерс и др.); концепции психологического (Н. Брэдбурн, К. Рифф) и субъективного (Э. Динер) благополучия; теория самодетерминации (Э. Деси, Р. Райан), теория оптимизма (М. Селигман), представления об экзистенциальном переживании человеком отношения к собственной жизни (Е.Е. Бочарова и др.), концепции личностного потенциала (Д. А. Леонтьев) и др. Разработка теоретических моделей осложняется тем, что термин «психологическое благополучие» относится к классу нестрогих понятий и наполняется авторами различным содержанием, иногда далеким от психологии или не имеющего своего психологического основания. Много исследований посвящено изучению, а в конечном итоге составлению списка личностных качеств и процессуальных характеристик психологического благополучия. Но в научной литературе по благополучию почти не говориться о том, как человек делает себя благополучным или неблагополучным, что требует рассмотреть психологическое благополучие как поведенческий конструкт.

Поведенческая парадигма рассматривает всю психологию человека и ее различные проявления – мысли, чувства и действия как акты поведения, которые становятся опытом. Если рассматривать психологическое благополучие в контексте опыта, то оно растягивается во временном континууме поведения человека. Это общее переживание удовлетворенности прошлого, ощущение радости, счастья и потока в настоящем, надежда, вера и оптимизм как конструктивное предвосхищение будущего. И тогда психологическое благополучие действительно становится субъективным переживанием и не зависит от внешних факторов, а связано с природой человека и его особенностями. Так в своем исследовании Э. Динер с коллегами показал, что гендерные особенности предопределяют качество благополучия, а не социальные условия как таковые. Баланс эмоций и самооценка женщин более изменчива, чем у мужчин и не имеет жесткой связи с изменениями условий жизни, даже при их улучшении. Физиологическая обусловленность волатильности психологического благополучия у женщин является лишь основой, но само качество благополучия и управление им является уже поведенческим гендерно нейтральным навыком.

Насколько человек будет удовлетворен своим прошлым, испытывать радость от настоящего и с надеждой смотреть в будущее ответственность самого человека, которая имеет психические основания. Наиболее фундаментальные психические основания, которые влияют на качество жизни человека, проработаны в когнитивно-поведенческом подходе и терапии соответственно.

Согласно основателям когнитивно-поведенческого подхода в психологии и терапии И.М. Сеченова, И. П. Павлова, Дж. Уотсона, Б. Скинера, Д. Вольпе, А. Бандуры, А. Бека, А. Эллиса и др. такими психическими коррелятами, которые и обуславливают качество жизни, являются когниции, эмоциональные переживания и собственно конкретные действия человека. Наличие зрелых когниций (установок), положительных конструктивных эмоций и функциональных действий являются психической основой, необходимым внутренним условием качества жизни и психологического благополучия. Психологическое благополучие в когнитивно-поведенческом подходе рассматривается как правильная, конструктивная, полезная и функциональная модель поведения. Соответственно психологическое неблагополучие – это «неправильная», неконструктивная, дисфункциональная модель поведения. Делает свое благополучие/неблагополучие сам человек, опираясь на свои рациональные/иррациональные когниции, актуализируя свои позитивные/негативные переживания и совершая полезные/бесполезные действия. Когнитивно-поведенческий подход утверждает, что наши положительные и негативные переживания являются результатом личной оценки ситуации, являются следствием того как мы видим себя, людей в этой ситуации. Собственно негативные переживания напрямую связаны с иррациональными установками и когнитивными ошибками в переработке информации, которую человек получает. Подробно о когнитивных ошибках, которые являются источником негативных переживаний и соответственно неконструктивных действий можно почитать в работах Д.В. Ковпака. Изменение своего отношения к ситуации и к себе в этой ситуации – это смена мышления и проверка своих когнитивных ошибок.

Когнитивно-поведенческая терапия основана на принципах и положениях теории научения, которая утверждает, что соответствующие типы поведения, признаки и особенности этого поведения, формируются благодаря привычной реакции человека на сложившиеся ситуации. Психологическое благополучие как поведение – это выученное поведение на основе рациональных интерпретаций человеком своей жизни и окружения и совершаемых конструктивных действий для подкрепления положительных переживаний. Психическими коррелятами психологического благополучия является зрелость функционирования триады «когниции - эмоции - действия» при соблюдении элементарной физической активности. Данные корреляты или основания психологического благополучия можно представить в виде системного описания, что дает дополнительное научное обоснование и психологическому благополучию и когнитивно-поведенческому подходу. Методологию такого системного описания разработал В. А. Ганзен, предложив использовать для описания психологических явлений, которые претендуют на целостность понятийный общенаучный пентабазис, состоящий из четырех рядоположенных понятий – пространство, время, энергия и информация и одного объединяющего – субстрат. Этот пентабазис (по аббревиатуре – СПВЭИ) называется общенаучным и используется для описания системного явления. В. А. Ганзен представил пентабазис в следующей вербально – графической форме рис.1). Помня о психофизическом единстве в психологии, энергетическому компоненту пентабазиса соответствует физическая активность («психическое начинается с движения» спасибо И.М. Сеченову) как энергетическая составляющая поведения, создавая «мышечно-двигательную радость» психологического благополучия.

Рациональные когниции являются информационной характеристикой и обеспечивают рациональную, зрелую оценку и адекватную моменту интерпретацию жизненных событий человека.

Функциональные эмоции и переживания (и даже негативные) соответствуют временной характеристике пентабазиса и обеспечивают эмоционально положительный баланс психологического благополучия.

Используя данный методологический подход, психические корреляты психологического благополучия можно представить в виде следующего системного описания (рис. 2). Конструктивные действия являются пространственной характеристикой и представляют собой своеобразный стереотип адаптивного поведения человека.

Данные психические корреляты являются психической основой психологического благополучия человека, но и сами, в свою очередь, являются итогом научения. Таким образом, психологическое благополучие является поведенческим навыком, который можно тренировать.

-2

Нейрофизиологическую основу такого навыка изучает известный исследователь мозга Ричард Дэвидсон, возглавляющий «Центр исследования здорового мышления» при Висконсинском университете в Мэдисоне (США).

-3

В своей книге, которая стала итогом его многолетних строгих научных исследований мозга − «Эмоциональная жизнь вашего мозга», написанной совместно с Шэрон Бегли, Р. Дэвидсон доказывает, что психологическое благополучие – это навык, которому можно учиться и который можно развивать. Основное открытие Р. Дэвидсона − «нейропластичность мозга», понятие, которое стало общепризнанным в мире нейрофизиологии. Нейропластичность мозга и обеспечивает научение и формирование навыков за счет когнитивных тренировок «здорового думания» и практик внимательности. По мнению Р. Дэвидсона жизнь человека может измениться, если созерцательные практики станут привычной, широко распространенной частью человеческого поведения. Это, в свою очередь, подтолкнет человека к развитию здоровых привычек мышления, и позволит не допускать известных когнитивных ошибок. Очень важно также создать такую социальную среду, где здоровое поведение становиться привычкой. Даже имея генетическую предрасположенность к психическим дисфункциям, здоровая среда, по мнению Р. Дэвидсона может «успокоить» «ген тревожности».

Роль практики в контексте, осознанности и мотивированных действий для достижения психологической гибкости (читай психологического благополучия) подчеркивает одно из новых направлений в когнитивно-поведенческой терапии терапия принятия и ответственности Аcceptance and commitment therapy(АСТ). Основатель данного подхода в психотерапии Стивен Хайес профессор психологии в университете Невада. С основными положениями АСТ можно ознакомиться в его книге, переведенной на русский язык, а также в книге его коллеги Расса Хэрриса. Терапия принятия и ответственности в отличие от классического подхода в КПТ, не борется с негативным мышлением и эмоциями – она предлагает их принять, посмотреть на них со стороны, не зацикливаться на прошлых неприятных переживаниях, не тревожиться о будущем, а осознать и принять себя в настоящем, определиться со своими ценностями и действовать в их русле. АСТ предлагает шесть принципов, руководствуясь которыми можно существенно улучшить качество своей жизни:

Разделение – как умение понимать, что мысли, образы, воспоминания и чувства это просто объекты, производные нашего ума и можно научиться позволять им приходить и уходить своим чередом, не стараться с ними бороться и «переживать».

Открытость и расширение – как умение создавать пространство для этих мыслей и переживаний, не прятаться от них и не уделять больше внимания, чем они этого заслуживают.

Осознанность – как умение погружаться в настоящее – «здесь и сейчас», быть вовлеченным в текущий момент, умение сосредотачиваться на том, что вы делаете и заняты в данный момент.

«Я-наблюдающее» – умение смотреть на себя со стороны, принимать себя таким, каким есть без всяких оценочных суждений.

Ценности – умение понимать, что для человека является важным и стоящим, каковы фундаментальные жизненные принципы.

Мотивированные и последовательные действия – умения последовательно и методично совершать действия по намеченному пути, согласно жизненным ценностям.

Как утверждает С. Хайес, в основе АСТ лежит психология человеческого сознания и поведения. Ключевым психологическим механизмом здесь является осознанность как основа для выстраивания новых конструктивных моделей поведения. В нашем случае благополучие как модель поведения приобретает соответствующие психологические основания, которые можно представить через методологию системного описания.

Временной характеристике соответствует «осознанность» как таковая – присутствие в настоящем моменте. В психологическом плане это качество внимания – как сосредоточенность на ситуации и текущей деятельности.

Пространственной характеристике соответствует «открытость опыту» – готовность расширить пространство для своего поведения и включение, принятие мира в свое пространство. В психологическом плане это качество восприятия в виде чистой предметности – восприятие себя и внешнего мира как объектной реальности безо всяких домыслов и интерпретаций.

Информационной характеристике соответствует «Наблюдающее Я» – как готовность занять отстраненную позицию по отношению к себе и своему опыту. В психологическом плане это качество абстрактного мышления как отвлечение от несущественных на самом деле характеристик своей личности и поведения.

Энергетической характеристике соответствуют «Ценности» – как выбор жизненно важных ориентиров, которые придают смысл и задают цели. В психологическом плане это качество воли как сознательной регуляции своего поведения, результатом которой и является правильный выбор. Системное описание психологических оснований психологического благополучия представлено на рис.3.

-4

Данные психологические основания не являются самим психологическим благополучиям, но обуславливают его функционирование. Психологическое благополучие как модель поведения предполагает научение и формирование соответствующих навыков осознанности и открытости, умений думать о себе безоценочно и сознательно выбирать ценности. В психологическом плане это развитие сосредоточенности внимания, возвращение к предметности своего восприятия, формирование абстрагирования как мыслительной операции и актуализация важных мотивов.

Психологическое благополучие как модель поведения – это поведение в реальности настоящего, это состояние благополучия «здесь и сейчас», а не «сползание» в прошлое в поиске удовлетворенности своей жизнью и не «забегание» вперед с надеждой на счастье в будущем.

Жить в настоящем и наслаждаться текущим моментом, быть в потоке и осознание текучести этого момента и является залогом собственно психологического благополучия. Единицей психологического благополучия, как предлагает Д. Канеман можно считать ощущение и переживание положительных эмоций за единицу времени, которые можно оценить. Но эту же единицу можно рассмотреть как навык – получение положительных эмоций в виде удовольствия или наслаждения. Такому навыку – получения удовольствия можно и нужно научиться считают В.Г Ромек и Е.А. Ромек. По их мнению, ответственность неспособность наслаждаться жизнью и получать удовольствие несут два процесса – дефицитарный или ангедонистический. Дефициатарный процесс научения построен на негативном подкреплении, когда человек научается оценивать ситуацию, вещи, предметы как недостаточные для наслаждения. Ангедонистический процесс – это выученный навык страдания – умение переживать негативные чувства в ущерб позитивным, умение находить ситуации и объекты, которые вызывают страдания и тем самым подкрепляют ангедонистический процесс. В своем «Тренинге наслаждений» авторы предлагают не уменьшать количество страданий, а именно концентрироваться на умении получать наслаждение и удовольствие от жизни, начиная с обыкновенных мелочей и вещей.

Как показывает практика психологическое благополучие действительно можно свести к определенным, и в принципе простым действиям, но при этом целостному поведению и этому можно научиться. Так, в Калифорнийском университете Беркли ученые создали восьминедельный курс под названием «The Science of Happiness» («Наука счастья»). Курс построен на выполнении ряда заданий и если их выполнять регулярно, то человек начинает чувствовать большее удовлетворение от жизни. В стратегическом плане, считают разработчики курса, необходимо изменение образа жизни, мыслей и поведения, для того чтобы почувствовать себя более счастливым. Опираясь на базовые положения позитивной психологии, результаты исследований и экспериментов, авторы предлагают ряд относительно простых рекомендаций для того чтобы увеличить интенсивность переживания счастья: не увлекаться потреблением, концентрироваться на позитивном, быть открытым, делать добрые дела и ставить достижимые цели, что помогает счастью в долгосрочной перспективе.

Таким образом, когнитивно-поведенческая парадигма вносит свой вклад в развитие концепции психологического благополучия, используя психические и психологические корреляты для описания этого феномена как поведенческого конструкта. Развитие навыков и паттернов здорового поведения, в основе которых лежит зрелая и функциональная триада «когниции - эмоции - действия», следование минимальным и элементарным здоровым привычкам, превращение этого в рутину и практику обыденности при постоянно-периодическом положительном подкреплении и является психологическим механизмом субъективного благополучия человека. Субъективность и значимость этому процессу (формирования навыка) придает то, насколько человек считает для себя ценностью именно свое психологическое благополучие как таковое и выстраивает соответствующее мотивированное поведение. В конечном итоге, когнитивно-поведенческий подход рассматривает психологическое благополучие человека как ценность - средство – как своеобразный инструмент самоменеджмента и как один из показателей КПЭ (ключевой показатель эффективности) жизнедеятельности – показатель удовлетворенности собой и своим функционированием в данном контексте и в данное время.

Список литературы

  1. Ганзен В.А. Системные описания в психологии Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1984. 176 с.
  2. Канеман Д., Думай медленно, решай быстро. Москва: Издательство АСТ, 2017. – 653 с.
  3. Ковпак Д.В. Страхи, тревоги, фобии… Как от них избавиться? Практическое руководство психотерапевта Изд-во «Наука и техника», 2012, 288 с.; Ковпак Д.В., Третьяк Л. Л. Депрессия. Современные подходы к диагностике и лечению. Изд-во «Наука и техника», 2013, 384с.
  4. Расс Хэррис Ловушка счастья. Перестаем переживать – начинаем жить. – М.:Эксмо, 2014. – 310 с
  5. Ромек В.Г, Ромек Е.А. Эутимные стратегии и перспективы когнитивно-поведенческой психотерапии // Российский психотерапевтический журнал, 2013, №1, с.26-31.
  6. Стивен Хайес, Спенсер Смит Перезагрузи мозг. Решение внутренних конфликтов. – СПб.: Питер, 2014. – 320 с.
  7. Richard J. Davidson, Sharon Begley The Emotional Life of Your Brain: How Its Unique Patterns Affect the Way You Think, Feel, and Live--and How You Can Change Them Penguin, 2012 , p. 304
  8. Zuckerman M., Chen Li, Diener Edward F. Societal Conditions and the Gender Difference in Well-Being: Testing a Three-Stage Model // Personality and Social Psychology Bulletin 2017, Vol. 43(3), p. 329– 336.
-5

Хотите освоить КПТ-техники и пройти обучение у опытных наставников с большим практическим опытом? Регистрируйтесь на Базовый курс КПТ, который стартует в онлайн-формате уже 11 ноября 2023 года!