Найти в Дзене
Колесим по Египту

У порога Стовратных Фив (продолжение)

Миновав первые пилоны Карнакского храма, мы попадаем в абсолютно удивительное пространство, где время, как застывшая материя имеет свои слои и оттенки! Мы видим соседство скульптур и построек, возведённых по приказу царей, между которыми проходили сотни лет! Справа от второго пилона, рядом со статуей царя Менхеперра Тутмоса III-го (XVIII династия и XV век до н.э.), возносит свою раскрытую капитель на высоту более двадцати метров колонна нубийского фараона XXVдинастии, Тахарки (690-663 гг., до н.э.). Это единственная сохранившаяся колонна, которую удалось восстановить после разрушительного землетрясения и не менее разрушительной "хозяйственности" местных жителей, которые очень охотно растаскивали каменные блоки и барабаны колонн по своим жилищам. Кто знает, сколько мельничных жерновов смастерили умелые потомки из остатков былого величия предков! А ведь когда-то, именно под сенью этой колоннады и натянутого меж колоннами расшитого полога, останавливалась праздничная ладья Усерхет Амон, в

Миновав первые пилоны Карнакского храма, мы попадаем в абсолютно удивительное пространство, где время, как застывшая материя имеет свои слои и оттенки! Мы видим соседство скульптур и построек, возведённых по приказу царей, между которыми проходили сотни лет! Справа от второго пилона, рядом со статуей царя Менхеперра Тутмоса III-го (XVIII династия и XV век до н.э.), возносит свою раскрытую капитель на высоту более двадцати метров колонна нубийского фараона XXVдинастии, Тахарки (690-663 гг., до н.э.). Это единственная сохранившаяся колонна, которую удалось восстановить после разрушительного землетрясения и не менее разрушительной "хозяйственности" местных жителей, которые очень охотно растаскивали каменные блоки и барабаны колонн по своим жилищам. Кто знает, сколько мельничных жерновов смастерили умелые потомки из остатков былого величия предков! А ведь когда-то, именно под сенью этой колоннады и натянутого меж колоннами расшитого полога, останавливалась праздничная ладья Усерхет Амон, во время торжественных процессий!

Возле этой статуи большинство туристов особенно любит фотографироваться, не слишком заботясь о том, что каждый смертный, как ни настраивай новомодный гаджет, всё равно не способен стать вровень с одним из величайших правителей Древнего мира - Усермаатра Сетепенра Рамсесом, возлюбленным богом Амоном!

-2

Статуя Рамсеса II-го вызывает особенный ажиотаж, не без участия египетских гидов, которые спешат сообщить группам своих туристов о том, что прекрасная барышня у его ног - его родная дочь Меритамон от любимой супруги Нефертари, на которой фараон - "язычник и грешник" женился, после ухода Нефертари "на Западный берег"! Это не так. Горделивая красавица у ног Владыки, действительно "дочь царская, от плоти его, царём любимая", но не Меритамон, а Бинтанат, от другой супруги царя - Исетнефрет. Супружество же Рамсеса с собственными дочерьми было церемониальным, если угодно - "бутафорским", поскольку для фараона-вдовца, ритуальную роль божественной супруги, для храмовых церемоний, принимали на себя царские дочери. Кроме того, у царя Рамсеса Великого не было недостатка в жёнах и наложницах, а парадные процессии его сыновей и дочерей - моя любимая изюминка в царских рельефах, украшающих святилища его времени! И мы обязательно их увидим на стенах других храмов! А пока, следуем дальше - в гипостильный зал с гигантскими колоннами!

-3

Мы продолжаем двигаться вперёд к исполинским колоннам гипостильного зала. Я отчётливо помню свои первые шаги внутри этого громадного сооружения! Мне казалось, я уменьшилась в размерах, в сотни раз и, маленькой букашкой, передвигаюсь под сенью громадных стеблей папируса с роскошными, распущенными зонтиками, создающими благодатную тень! Но эта колоссальная масса камня не давила на меня, как гнёт! Она укрывала, давала защиту и кров! В этом и состоит гениальная задумка древних архитекторов - гигантские колонны египетских храмов напоминают стройные стебли и зонтики папируса или его нераспустившиеся бутоны в зарослях болот нильской Дельты, некогда укрывшие от врагов божественное дитя. Сейчас реставраторы, сантиметр за сантиметром, очищают колонны от многовековой пыли и копоти и нам открываются фрагменты цветных росписей! Глядя на те немногие, что сохранились до наших дней, мы можем себе представить, как многоцветно было пространство древнеегипетского храма! А шотландский путешественник и художник Дэвид Робертс ещё в XVIII-м веке застал эти колонны цветными!

Нельзя пройти мимо, не восхитившись "иглами фараоновыми", как называли путешественники далёкого прошлого, великолепные обелиски, воздвигнутые древними владыками. Вот эти два - увековечивают деяния и чаяния двух выдающихся правителей XVIII- династии: Джхутимесу Аахеперкара (Тутмоса I) и его царственной дочери Хатшепсут, правившей Египтом под именем Мааткара. От правления Хатшепсут осталось много памятников и личных изображений. Но так соблазнительно представить, при помощи ИИ, какой она могла бы быть!

На большом макете внутри туристского центра, можно составить приблизительное представление о том, где и сколько обелисков было установлено в храме.

-6

Для тех, кому интересен видеоконтент, могу предложить вот этот фильм, на сон грядущий. А завтра отправимся дальше!