Найти тему

Автор неизвестен. Коснуться главного

Где: Музей русского импрессионизма

Адрес: Ленинградский проспект 15, стр.11

До: 21 января 2024

Неизвестный художник мастерской Ильи Репина. Портрет неизвестной в лиловом 1908 г. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки
Неизвестный художник мастерской Ильи Репина. Портрет неизвестной в лиловом 1908 г. Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

О Выставке:

Музей русского импрессионизма представляет выставку картин художников конца XIX – первой трети XX века, чье авторство неизвестно или было установлено в последние несколько десятилетий. Признаюсь, я сначала не хотела идти на эту выставку (чего ж идти, если там не Рафаэль и не Левитан). И вот именно на таких неправильно мыслящих зрителей, как я (а имя нам “легион”), и рассчитана экспозиция. Как правило, мы приходим на выставку и ищем глазами подписи с громкими именами. На чём же здесь остановится Ваш взгляд? Правильно! На картине.

Неизвестный художник. Лес осенью. 1920-е. Омский государственный историко-краеведческий музей
Неизвестный художник. Лес осенью. 1920-е. Омский государственный историко-краеведческий музей

Кураторы выставки блестяще справились со своими задачами. Они собрали великолепные картины из большого количества российских музеев (многие из которых хранятся запасниках, именно потому, что художник неизвестен) и предложили зрителям изучить основные визуальные категории искусства. Я для каждой категории подобрала цитаты художников.

1. Свет.

“Критик спрашивает меня: «Каков же сюжет этой картины?» «Сюжет этой картины, дорогой мой друг, — это свет”.

Клод Моне

Листайте ленту

2. Цвет.

“Цвет — моя каждодневная одержимость и мое мучение. До такой степени, что однажды, оказавшись у смертного одра женщины, которая была и остается очень дорогой для меня, я поймал себя на том, что присматриваюсь к ее вискам и автоматически анализирую сочетание красок, которые смерть наложила на ее неподвижное лицо”.

Клод Моне

Александр Щипицын (ранее неизвестный художник). Два мопса. 1929 Смоленский государственный музей-заповедник
Александр Щипицын (ранее неизвестный художник). Два мопса. 1929 Смоленский государственный музей-заповедник

Картина “Два мопса” построена на контрасте желтого и синего тонов. Очень интересна история атрибуции этой картины. Искусствовед Ольга Ротенберг была уверена, что это картина Александра Щипицина, который был учеником Роберта Фалька. Фото картины носила из дома в дом тем, кто мог подтвердить ее гипотезу, но никто картину не помнил. Бывшая ученица Фалька однажды обмолвилась, что хорошо помнит одну работу Щипицина: разодетая дама ведет собачку в смешном ошейнике. Так Ольга Ротенберг получила подтверждение своей гипотезе.

В этом разделе выставки вы можете познакомиться с трактовкой различных цветов. Листайте ленту.

3. Композиция.

“Никто не может называться художником, если он не представляет себе готовой картины, техники ее выполнения и композиции, прежде чем начинать рисовать”.

Клод Моне

Николай Милиоти
Николай Милиоти

Композиционно картина Николая Милиоти из фондов Эрмитажа построена как пространство сцены, где мы с вами являемся зрителями. О творчестве Милиоти и выставке его картин в Третьяковской галерее я писала в одной из предыдущих статей.

4. Фактура.

„Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура — это живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом.“

Казимир Малевич

В этой части экспозиции рядом с картинами висят лупы, чтобы вы могли рассмотреть ту самую фактуру. Мне очень понравился процесс…

Авторство “Женского портрета” было утрачено при передаче картины из одного музея в другой. Затем было установлено, что это картина Давида Бурлюка. Сам он называл ее “Царица Вильгельмова бала” и отзывался о ней так: “Голова лишена и волос и кожи, мертвыми глядят глазницы. Не прообраз ли это западной культуры, приведшей к ужаснейшей войне?”

Давид Бурлюк Женский портрет. 1916 Вольский краеведческий музей
Давид Бурлюк Женский портрет. 1916 Вольский краеведческий музей

5. Форма.

“Когда вы рисуете, постарайтесь забыть о том, какие объекты вы видите перед собой: дерево, дом, поле… Просто думайте о том, что вот здесь есть маленький прямоугольник голубого цвета, здесь — продолговатая розовая фигура, там — желтая полоса, и рисуйте так, как это выглядит для вас, конкретный цвет и форму, пока не получите свой собственный наивный отпечаток сцены, которую видите перед собой.”

Клод Моне

6. Точка и линия.

“В современной живописи точка иногда говорит больше, чем человеческая фигура. Вертикальная линия в сочетании с горизонтальной рождает не менее драматическое звучание.”

Василий Кандинский

Неизвестный художник. Две фигуры. Собрание Андрея Васильева
Неизвестный художник. Две фигуры. Собрание Андрея Васильева

7. Движение и звук

“Я бы хотел рисовать так, как поют птицы.”

Клод Моне

Если вдруг я Вас еще не убедила, что выставка замечательная, то вот еще два бонуса. Во-первых, великолепный бесплатный аудиогид, который можно прослушать, войдя на сайт музея (т.е., если Вы не в Москве, то познакомиться с выставкой Вы все равно можете). Во-вторых, на эту выставку можно и нужно идти с детьми. Они Вам не помешают спокойно познавать цвет, свет, композицию и звук, а будут заняты тем же самым. Листайте ленту.

Не забудьте в конце сфотографироваться! Чудо-робот правильно определил мое моральное состояние.

-14

Ваша, Елена Сегал

Популяризатор искусства

#Музейрусскогоимпрессионизма #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Авторнеизвестен #Коснутьсяглавного