Где: Музей русского импрессионизма
Адрес: Ленинградский проспект 15, стр.11
До: 21 января 2024
О Выставке:
Музей русского импрессионизма представляет выставку картин художников конца XIX – первой трети XX века, чье авторство неизвестно или было установлено в последние несколько десятилетий. Признаюсь, я сначала не хотела идти на эту выставку (чего ж идти, если там не Рафаэль и не Левитан). И вот именно на таких неправильно мыслящих зрителей, как я (а имя нам “легион”), и рассчитана экспозиция. Как правило, мы приходим на выставку и ищем глазами подписи с громкими именами. На чём же здесь остановится Ваш взгляд? Правильно! На картине.
Кураторы выставки блестяще справились со своими задачами. Они собрали великолепные картины из большого количества российских музеев (многие из которых хранятся запасниках, именно потому, что художник неизвестен) и предложили зрителям изучить основные визуальные категории искусства. Я для каждой категории подобрала цитаты художников.
1. Свет.
“Критик спрашивает меня: «Каков же сюжет этой картины?» «Сюжет этой картины, дорогой мой друг, — это свет”.
Клод Моне
Листайте ленту
2. Цвет.
“Цвет — моя каждодневная одержимость и мое мучение. До такой степени, что однажды, оказавшись у смертного одра женщины, которая была и остается очень дорогой для меня, я поймал себя на том, что присматриваюсь к ее вискам и автоматически анализирую сочетание красок, которые смерть наложила на ее неподвижное лицо”.
Клод Моне
Картина “Два мопса” построена на контрасте желтого и синего тонов. Очень интересна история атрибуции этой картины. Искусствовед Ольга Ротенберг была уверена, что это картина Александра Щипицина, который был учеником Роберта Фалька. Фото картины носила из дома в дом тем, кто мог подтвердить ее гипотезу, но никто картину не помнил. Бывшая ученица Фалька однажды обмолвилась, что хорошо помнит одну работу Щипицина: разодетая дама ведет собачку в смешном ошейнике. Так Ольга Ротенберг получила подтверждение своей гипотезе.
В этом разделе выставки вы можете познакомиться с трактовкой различных цветов. Листайте ленту.
3. Композиция.
“Никто не может называться художником, если он не представляет себе готовой картины, техники ее выполнения и композиции, прежде чем начинать рисовать”.
Клод Моне
Композиционно картина Николая Милиоти из фондов Эрмитажа построена как пространство сцены, где мы с вами являемся зрителями. О творчестве Милиоти и выставке его картин в Третьяковской галерее я писала в одной из предыдущих статей.
4. Фактура.
„Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура — это живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом.“
Казимир Малевич
В этой части экспозиции рядом с картинами висят лупы, чтобы вы могли рассмотреть ту самую фактуру. Мне очень понравился процесс…
Авторство “Женского портрета” было утрачено при передаче картины из одного музея в другой. Затем было установлено, что это картина Давида Бурлюка. Сам он называл ее “Царица Вильгельмова бала” и отзывался о ней так: “Голова лишена и волос и кожи, мертвыми глядят глазницы. Не прообраз ли это западной культуры, приведшей к ужаснейшей войне?”
5. Форма.
“Когда вы рисуете, постарайтесь забыть о том, какие объекты вы видите перед собой: дерево, дом, поле… Просто думайте о том, что вот здесь есть маленький прямоугольник голубого цвета, здесь — продолговатая розовая фигура, там — желтая полоса, и рисуйте так, как это выглядит для вас, конкретный цвет и форму, пока не получите свой собственный наивный отпечаток сцены, которую видите перед собой.”
Клод Моне
6. Точка и линия.
“В современной живописи точка иногда говорит больше, чем человеческая фигура. Вертикальная линия в сочетании с горизонтальной рождает не менее драматическое звучание.”
Василий Кандинский
7. Движение и звук
“Я бы хотел рисовать так, как поют птицы.”
Клод Моне
Если вдруг я Вас еще не убедила, что выставка замечательная, то вот еще два бонуса. Во-первых, великолепный бесплатный аудиогид, который можно прослушать, войдя на сайт музея (т.е., если Вы не в Москве, то познакомиться с выставкой Вы все равно можете). Во-вторых, на эту выставку можно и нужно идти с детьми. Они Вам не помешают спокойно познавать цвет, свет, композицию и звук, а будут заняты тем же самым. Листайте ленту.
Не забудьте в конце сфотографироваться! Чудо-робот правильно определил мое моральное состояние.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Музейрусскогоимпрессионизма #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Авторнеизвестен #Коснутьсяглавного